Тема 3.14. Факторы микрополитической мотивации в современной России.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
· Микрополитические традиции и современность;
· Механизмы микрополитической мотивации в современной России;
· Пути ослабления микрополитической мотивации.
2. i Самостоятельная работа в малых группах. Определить основные механизмы микрополитической мотивации в современной России, проанализировать причины трансформации механизмов с учетом микрополитических традиций (временной промежуток анализа – 1 год).
Литература, нормативные правовые акты:
1. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учеб. пособие / А. П. Егоршин. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2013. 378 с.
2. Зайцева Т. В. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / Т.В. Зайцева, Г.В. Черняева, Е.В. Батоврина; Под ред. проф. В.П. Пугачева. М.: ИНФРА-М, 2014. 394 с.
3. Кибанов А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. 524 с.
4. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования "человека работающего": Уч. пос. - 2-e изд. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 251 с.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
4.1. Контрольные работы и задания на межсессионный период для бакалавров.
Контрольная работа в межсессионный период для студентов, обучающих на заочной форме обучения (3 года на базе среднего профессионального образования) состоит из тестовых и открытого вопроса, имеет три варианта в зависимости от первой буквы фамилии студента (I вариант – А-О, II вариант – П-Я).
I вариант
А. Маслоу | Г. Герцберг | Д. Мак-Клелланд | В. Врум | Д.С. Адамс | В. Герчиков | К. Альдерфер | |
Потребность в самовыражении есть высший мотив | |||||||
Работники должны решить, готовы ли они вести себя определенным образом | |||||||
У человека существует потребности существования, социальной принадлежности и роста | |||||||
Необходимо опираться на потребности высшего уровня при реализации политики мотивации сотрудника | |||||||
Понятие о справедливости складывается из оценки своего вклада в организацию и результата своего труда в виде вознаграждения и сравнения с аналогичными показателями коллег | |||||||
Для люмпенского типа внутренней мотивации характерна низкая самооценка и низкий уровень исполнения | |||||||
Мотивационные факторы могут применяться только в случае наличия гигиенических факторов, которые удовлетворяют сотрудников | |||||||
К потребностям высшего уровня относятся: потребность во власти, потребность в достижении, потребность в принадлежности | |||||||
Работники должны решить, достаточно ли ценны для них результаты, чтобы стать мотиваторами определенного поведения | |||||||
Существует избегательная и достижительная виды мотивации |
1. Раскройте сущность и особенности применения дисциплинарных взысканий как негативного мотивационного инструмента.
II вариант
Система Скэнлона | Система Ракера | Система Ипрошеар | Система Хекмана и Олдхема | Грейдинг | KPI | |
Каждый человек на данный момент времени имеет определенный мотивационный баланс, в котором под влиянием самых различных факторов у него имеются как мотивы, так и антимотивы | ||||||
Проблема данной технологии (системы) заключается в малом наборе измеряемых показателей | ||||||
В основании системы - премирование работников за увеличение объёма условно чистой продукции в расчете на один доллар заработной платы | ||||||
Для получения мотивационного потенциального балла важны параметры выполняемой человеком работы | ||||||
В основании системы - премирование работников за экономию рабочего времени (в человеко-часах), затрачиваемого на выпуск заданного объема продукции | ||||||
Внутренние проблемы данной системы можно определить как «развилка карьеры», путаница в наименовании должностей, «проблемы зеленых и красных точек» | ||||||
В основании системы - распределение между работниками и компанией экономии издержек на заработную плату, полученной в результате повышения производительности труда | ||||||
С помощью этой системы (технологии) легче подбирать кандидатов, опираясь на цели | ||||||
Внедрение данной технологии (системы) целесообразно при отсутствии упорядоченной структуры и конфликтности на почве мотивации | ||||||
К факторам успешного внедрения данной технологии относится программный продукт, активная поддержка первого лица и наличие лидера проекта |
1. Раскройте сущность и особенности награждения персонала ведомственными и государственными наградами как позитивного мотивационного фактора
Оформление и представление контрольной работы. Выполнение контрольной работы является обязательным для допуска к дифференцированному зачету. Выполненные и оформленные задания должны быть сданы преподавателю в срок, установленный деканатом.
Содержание работы должно быть изложено грамотно, без помарок и зачеркиваний, сокращений слов, желательно в печатном виде. Для возможных замечаний оставляются поля. В конце приводится список использованной литературы. Контрольная работа должна быть датирована и подписана слушателем, с указанием номера академической группы.
4.2. Темы для самостоятельного изучения и контрольные мероприятия:
1. Основные проблемы измерения мотивации и стимулирования
2. Стратегическая мотивация и стратегическое стимулирование
3. Стимулирование рабочих по программе Генри Форда
4. Психология заработной платы
5. Фирменный патриотизм, преданность в трудовых отношениях
6. Государственное регулирование оплаты труда в современной России
7. Роль профсоюзов в формировании системы мотивации и оплаты труда
8. Стадии жизненного цикла организации и их влияние на систему мотивации и оплаты труда
9. Построение карты мотиваторов. Мотивационное интервью.
10. Разработка показателей премирования. Управление по целям (МВО). Уровни «дерева целей».
11. Сущность понятия «карьера». Виды карьеры, мотивы карьеры.
По темам, вынесенным на самостоятельное обучение, будут проводиться аудиторные контрольные работы и/или домашние самостоятельные работы согласно плану семинарских занятий и технологической карте курса.
4.3. Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Выполнение студентом контрольной работы предполагает ответ на тестовые вопросы и содержательное раскрытие вопроса варианта, с четким определением применяемого понятийно-категориального аппарата, с логико-аналитической и, при необходимости, графической аргументацией.
Объем контрольной работы – 5-7 печатных листов. Ответ на вопрос дается после приведения его полной формулировки. На первом (титульном) листе указываются: название института, кафедры, изучаемый предмет, курс и группа студента, номер варианта. В конце работы прилагается список использованной литературы, ставятся личная подпись студента и дата написания.
Следует учесть, что использование материала в контрольной работе в виде отдельных цифр, таблиц, графиков, диаграмм предполагает обязательное оформление библиографических ссылок на первоисточники.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ