Интерактивные формы работы для всех последующих семинарских занятий
Все семинары проходят в форме дискуссий.
Для каждого семинарского занятия заранее определяются из числа студентов группы экспертов (по 2-3 человека) по рассматриваемым темам. Для каждой группы экспертов за семестр предлагаются две темы. Темы согласуются с преподавателем.
Подготовка работы экспертов.
Эксперты заранее знакомятся с предложенной литературой, готовят базу данных по изученной литературе. База данных должны представлять выписки либо на бумажных карточках, либо в электронном виде с использованием специальных программ. Каждая карточка содержит одну единицу информации, с указанием источника информации с правильным библиографическим описанием. К каждой карточке составляются три уровня (три поля в программе) заголовков от частного к общему. Указываются ключевые слова. Правила оформления библиографического описания источников можно выяснить в методических указаниях к ВКР.
Работа экспертов на семинаре
Во время семинара эксперты, опираясь на подготовленную информацию, отслеживают дискуссию группы по данной теме. В случае, если группа не может ответить на вопрос преподавателя, эксперты берут ответ на себя. Также эксперты имеют возможность поднять вопросы, не обозначенные в ходе дискуссии. В конце дискуссии, эксперты делают общий вывод по теме и представляют результаты своей работы по изучению альтернативного взгляда на рассматриваемые события.
Оценка экспертной работы
Оценка экспертов складывается из двух составляющих (50/50).
1. Работа в ходе дискуссии. Дополнения к сказанному группой. Полнота выводов.
2. Полнота и правильность библиографического оформления подготовленной базы данных.
Тема 3. Создание Московского государства.
Усиление Москвы (причины и последствия). Становление российской государственности в XV в.
Правление Ивана III. Появление государственной атрибутики, идейное оформление царской власти. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьянства.
Реформы Василия III.
Социальная структура Московского государства. Развитие поместного землевладения.
Интерактивная форма занятия – дискуссия, работа экспертных групп.
Тема 4. Становление русского централизованного государства.
Правление Ивана IV. Изменение статуса Великого князя. Роль появления обряда «венчание на царство».
Развитие сословно-представительной монархии. Роль Земских соборов. Становление приказной системы центрального управления. Реформа местного управления. Уложение о службе. Развитие поместного землевладения. Налоговая реформа. Стоглавый собор – как установление компромисса между светской и духовной властью.
Опричнина как попытка установить новые отношения между правителем и аристократией.
Династический кризис. Попытка системы государственного управления справиться с голодом 1601-1603 гг.
Проблемы российской государственности в период Смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.). Преодоление последствий Смуты. Становление династии Романовых.
Эволюция системы государственного управления в XVII в. Снижение роли Земских соборов. Попытка реорганизации приказной системы. Роль церковной реформы патриарха Никона.
Интерактивная форма занятия – дискуссия, работа экспертных групп.
Тема 5. Становление и развитие абсолютистской формы правления.
Предпосылки реформирования системы государственного управления в период правления Петра I.
Реформирование центральных и местных органов государственного управления.
Военная, налоговая реформы. «Табель о рангах». Переход от принципа родовитости к принципу заслуг в занятии государственных должностей. Появление абсолютного монарха.
Изменение взаимоотношений церкви и государства в первой половине XVIII века.
Период дворцовых переворотов. Попытка адаптировать петровскую систему государственного управления к российским реалиям.
Правление Екатерины II. Феномен «Просвещенного абсолютизма». Попытка внести гражданские свободы на российскую почву.
Интерактивная форма занятия –
1. мозговой штурм на тему: «Какие управленческие задачи стояли перед Петром 1в первый период его правления?».
2. дискуссия, работа экспертных групп.