Основные направления внешней политики в 1953–1964 гг.
«Холодная война» (экономическое, политическое и идеологическое противостояние СССР и США), начавшаяся в середине 1940-х гг., продолжалась и в период правления Н.С. Хрущева (1953–1964 гг.). Двойственный характер внешней политики СССР в данный период отчетливо проявлялся в том, что выступая с инициативой «мирного сосуществования» держав с разной политической системой, советское руководство вместе с тем продолжало эскалацию гонки вооружений. Еще одной важной реалией этого времени является борьба СССР за укрепление и расширение социалистического лагеря. Крах колониальной системы, начавшийся с конца 1940-х гг., привел к появлению на мировой арене множества новых государств, так называемых стран «третьего мира». Руководство страны полагало, что, оказывая поддержку этим государствам, можно расширить плацдарм социализма. Немало энтузиазма вызвала победа кубинской революции 1959 г. С другой стороны, после разоблачения Сталина престиж Советского Союза был подорван, он перестал рассматриваться как носитель абсолютной истины в вопросах создания нового общества. Обобщая, можно сказать, что внешняя политика Н.С. Хрущева была такой же противоречивой и импульсивной, как и сама личность этого лидера.
Сразу же после смерти И.В. Сталина в высшем партийном руководстве страны стали раздаваться голоса, что дальнейшая эскалация противостояния с США опасна для всего мира. Термин «разрядка» применительно к снижению уровня военного противостояния между СССР и США впервые употребил Г.М. Маленков в августе 1953 г., обсуждая успешное испытание Советским Союзом первой в мире водородной бомбы, разработанной коллективом ученых во главе с А.Д. Сахаровым и В.Л. Гинзбургом.
В духе урегулирования международных противоречий СССР при поддержке КНР весной – летом 1953 г. предпринял усилия по нормализации ситуации на Корейском полуострове. 27 июля 1953 г. между КНДР (Северной Кореей) и Республикой Корея было подписано соглашение о прекращении огня. В марте 1954 г. Маленков заявил, что «война в современных условиях означает гибель мировой цивилизации». Хотя он и был отстранен от политического руководства, Н.С. Хрущев в отношении политики «мирного сосуществования» разделял его позицию.
В сентябре 1955 г. Москву посетил канцлер ФРГ К. Аденауэр. Устанавливались дипломатические отношения между ФРГ и СССР. В 1956 г. Советский Союз восстановил дипломатические отношения с Японией.
В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит лидера СССР в США. Помимо переговоров с президентом Д. Эйзенхауэром Н.С. Хрущев сделал доклад на заседании Генеральной ассамблеи ООН, в котором заявил о необходимости «всеобщего и полного разоружения». СССР и США подписали двусторонний мораторий на ядерные взрывы в атмосфере. В мае 1960 г. в Вене должна была состояться встреча лидеров США, СССР, Великобритании и Франции по урегулированию Берлинского вопроса. Западный Берлин не входил в состав Восточной Германии, и через него осуществлялось влияние капиталистических стран, а также шла эмиграция граждан ГДР на Запад. Но встреча сорвалась, так как 1 мая 1960 г. советскими силами ПВО над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик. Охлаждение отношений привело к Берлинскому кризису 1961 г.
В августе 1961 г. Н.С. Хрущев призвал немецких коммунистов принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина. За 10 дней вокруг территории Западного Берлина возведена стена из железобетона и колючей проволоки, ставшая на долгие годы символом раскола Германии и «холодной войны». В октябре 1961 г. Н.С. Хрущев объявил о том, что СССР в одностороннем порядке отказывается от моратория на ядерные взрывы в атмосфере.
Вершиной этой конфронтации стал Карибский кризис 1962 г. Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, произошел в октябре 1962 г. и был вызван размещением советского атомного оружия на Кубе. Ответной мерой президента Дж.Ф. Кеннеди стала военно-морская блокада Кубы и требование вывести советские ракеты с острова. В боевую готовность были приведены не только вооруженные силы СССР и США, но и войска НАТО и ОВД. Мир оказался на волоске от ядерного конфликта. В своих мемуарах Н.С. Хрущев писал: «Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей, как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни одного выстрела». Великие державы подошли к краю пропасти, но сумели вовремя остановиться. Благодаря интенсивным переговорам между Хрущевым и Кеннеди и готовности обоих лидеров идти на компромисс мирная договоренность была достигнута. СССР вывозил свои ракеты с Кубы, а США гарантировали ей безопасность и вывозили свои ракеты средней дальности из Италии и Турции.
Началось новое потепление отношений. В августе 1963 г. лидеры СССР и США поставили свои подписи под договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе. Был сделан первый шаг на долгом пути к запрещению ядерного оружия. В начале 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки вооружений и смягчение международной напряженности». Несмотря на значительное улучшение отношений с Западом и многочисленные инициативы по разоружению, Хрущев понимал «мирное сосуществование» как новую форму борьбы, соперничества двух систем («…Догнать и перегнать Америку!»), в котором допустимы любые методы. Поэтому говорить о взаимовыгодном и долгосрочном сотрудничестве в тот период нельзя.
Как уже говорилось выше, одной из форм противостояния между Востоком и Западом советские власти считали укрепление и расширение социалистического лагеря. После смерти И.В. Сталина в марте 1953 г. в странах Восточной Европы начало нарастать напряжение. Народы этих государств надеялись на смягчение политического режима, а старая партийная номенклатура боялась потерять власть. Н.С. Хрущев считал, что для сохранения социалистического лагеря «страны народной демократии» так же, как и СССР, нуждаются в некоторой либерализации. Десталинизация началась во всех восточноевропейских странах. В этих условиях стремились укрепить свое единство и западные страны. В октябре 1954 г. США, Великобритания и Франция согласились на восстановление вооруженных сил ФРГ. Тогда же ФРГ была принята в НАТО. Размещение американских военных баз (Турция – 1952 г., ФРГ – 1955 г.) вблизи советских границ добавляло СССР поводы для беспокойства. Опасность участия ФРГ в НАТО состояла и в том, что Западная Германия отказывалась признать послевоенные границы с Чехословакией и Польшей. Организация Варшавского договора (ОВД), созданная социалистическими странами во главе с СССР в мае 1955 г., предусматривала учреждение Объединенного командования вооруженными силами и единой пограничной системы охраны стран социализма.
Кроме того, летом 1955 г. Н.С. Хрущев восстановил отношения с Югославией, признав, что страна может выбрать свой путь перехода к социализму, отойдя от советского опыта. Мягкая позиция Н.С. Хрущева в отношении Югославии вызвала в других восточноевропейских странах надежду, что и для них заканчивается время советского диктата.
Особенно сильны были антисоветские настроения в Польше и Венгрии. Многотысячные демонстрации требовали «Свободы!», «Долой коммунизм!», «Бога!», «Хлеба!». В отношении Польши кризис удалось преодолеть мирным путем. Согласившись признать лидером ПОРП (Польской Объединенной рабочей партии) популярного в обществе В. Гомулку, советские власти несколько ослабили контроль над политической жизнью Польши и отозвали в Москву назначенного в 1945 г. министром национальной обороны Польши советского маршала К.К. Рокоссовского.
В Венгрии же ситуация вышла из-под контроля. Народное восстание, начавшееся в октябре 1956 г. привело к угрозе выхода Венгрии из орбиты политического влияния СССР и обретения подлинной независимости. Этого советское руководство допустить не могло. 4 ноября 1956 г. советские Вооруженные силы начали операцию «Вихрь» по «восстановлению порядка в Венгрии». Венгерское восстание было потоплено в крови, а во главе страны поставлено марионеточное правительство Я. Кадара.
Таким образом, говоря о либерализации и «мирном сосуществовании» с Западом, Н.С. Хрущев никоим образом не допускал мысли о распаде социалистического лагеря. Наоборот, он стремился использовать распад мировой колониальной системы, чтобы увеличить количество социалистических стран. В эти годы на всех международных встречах советский лидер выступал как последовательный сторонник предоставления независимости колониям. На Женевской конференции 1954 г. по Индокитаю СССР добился вывода французских войск из Вьетнама, Лаоса и Камбоджи и признания их независимости. Созданная в 1945 г. на севере Вьетнама ДРВ (Демократическая Республика Вьетнам) во главе с Хо Ши Мином пользовалась всяческой поддержкой Советского Союза. С 1956 г. СССР выступил инициатором принятия в ООН целой группы молодых государств. Суэцкий кризис 1956 г., когда Великобритания и Франция поддержали израильскую агрессию в Египет, а Советский Союз своей твердой позицией в ООН добился отвода иностранных войск от Суэцкого канала, еще больше укрепил авторитет СССР среди развивающихся стран. В 1959 г. СССР поддержал революцию на Кубе (в 1961 г. лидер кубинской революции Ф. Кастро начал социалистические преобразования), а в 1961 г. – образование Движения Неприсоединения. Советские власти развивали политические и торговые контакты с Ираном, Сирией, Афганистаном, Индией, Египтом и другими молодыми государствами. А то правительство, которое объявляло об избрании «социалистического пути развития», могло рассчитывать на безвозмездную экономическую и военную поддержку СССР.
В то же время критика культа личности Сталина привела к обострению отношений СССР с Китаем. Председатель компартии Китая Мао Цзэдун в 1960 г. обвинил руководство ЦК КПСС в «ревизионизме», а себя – единственным после смерти И.В. Сталина авторитетом в вопросах построения социализма. В ответ Н.С. Хрущевым были отозваны из Китая советские специалисты, и сокращена экономическая помощь СССР Китаю. Мао Цзэдун предъявил СССР территориальные претензии, начались пограничные конфликты. Китай поддержала Албания, вышедшая к 1961 г. из СЭВ и ОВД.