Реакционеры (правые радикалы)
Точкой отсчета в истории консервативных монархических организаций в России стал конец XIX в. В 1900 г. реакционные силы создали в Петербурге «Русское собрание», лозунгом которого стало «Православие, самодержавие, народность». Изначально имевшее просветительские цели, очень скоро это объединение стала приобретать политические черты. Весной 1905 г. монархические кружки объединились в «Союз русских людей» – первую реакционную организацию, построенную по принципу политической партии. Руководителями подобных союзов чаще всего были представители интеллигенции и дворянства, но основную их социальную базу составляли городские низы – ремесленники, мещане и т.д. От политических противников они получили название «черная сотня» («черной сотней» в Московской Руси называлось тягловое население городов), но если либералы и революционеры вкладывали в это понятие негативный смысл, подразумевая серую, необразованную массу, то сами члены «Союза русских людей» носили такое прозвище с гордостью, говоря: «Черная сотня Кузьмы Минина спасла Россию!». Часто все реакционное движение называют черносотенным.
Черносотенные движения выступали с ультрамонархических и националистических позиций. Краеугольным камнем их идеологии был антисемитизм. Они отмечали безусловное первенство русского народа над остальными нациями, боролись за защиту неограниченной власти царя и господствующего положения православной церкви, сохранение сословного неравенства. Корень российских бед они видели в разлагающем влиянии Запада. А главными проводниками западного влияния считали различных инородцев и, прежде всего, евреев. Чиновничество, буржуазия и интеллигенция, по мнению идеологов реакционного движения, не могли считаться истинно русскими. Первые «заслоняют светлый образ царя от народа», вторые «заразились гнилью запада», а третьи – просто «шваль».
Летом и осенью 1905 г. в противовес революционному движению по России прокатилась волна монархических выступлений. Черносотенцы организовывали еврейские погромы, нападали на рабочие демонстрации, охотились за революционными и либеральными деятелями (в 1905 г. был убит большевик Н.Э. Бауман, неоднократно организовывались покушения на С.Ю. Витте и т.д.). 8 ноября 1905 г. многие реакционные силы объединились в «Союз русского народа» во главе с доктором А.И. Дубровиным и помещиком В.М. Пуришкевичем. Несмотря на то, что «Союз» стремился участвовать в легальной политической борьбе, и его представители баллотировались в Думу, он сохранил боевые дружины и продолжал тактику запугивания и истребления своих политических противников.
Власть поддерживала и финансировала черносотенцев. Николай II был почетным членом «Союза русского народа». Тем не менее на выборах в I Думу они не получили не одного голоса, так как в своей программе не решали ни аграрный, ни рабочий, ни крестьянский вопросы. В 1907 г. В.М. Пуришкевич вышел из «Союза русского народа» и организовал новую черносотенную организацию – «Русский народный союз имени Михаила Архангела».
Государственная Дума
В апреле 1906 г. начала работу I Государственная Дума, ознаменовавшая начало народного представительства в России. По избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Дума созывалась на пять лет; ее депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся царем. Вне контроля Думы были военные дела и внешняя политика: царь мог досрочно распустить Думу, определял продолжительность думских сессий и перерывов между ними.
Выборы в Думу были неравными, непрямыми и не всеобщими. Избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов: один голос помещика приравнивался к 3 голосам представителей буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Но даже при таком раскладе депутаты от крестьян должны были составить 40 % депутатов Думы. Правительство пошло на это сознательно, рассчитывая на традиционную веру крестьян в царя.
Государственный совет стал верхней законодательной палатой. Половина его состава назначалась царем, а половина избиралась корпорациями – земствами, дворянскими собраниями, университетами и др. Законопроект, прошедший через Думу, должен был получить утверждение Госсовета и царя. Накануне введения представительства было учреждено объединенное правительство – Совет министров. Теперь министры должны были сообща обсуждать законопроекты и важные государственные меры. Первым председателем Совета министров стал граф С.Ю. Витте.
Левые партии – большевики, эсеры, Всероссийский крестьянский союз – бойкотировали выборы в I Думу. Кадеты и примыкавшие к ним политики составили в I Думе 43% депутатов, 23 % мест завоевали социал-демократы (меньшевики) и трудовики (фракция крестьянских депутатов, находившихся под сильным влиянием эсеров), 14% досталось национальным партиям. Председателем Думы стал кадет С.А. Муромцев. Депутаты выдвинули требования политической амнистии, ответственности правительства перед Думой и дополнительного наделения крестьян землей. Кадеты предлагали использовать для этого казенные, удельные, монастырские владения, а также часть помещичьих земель, отчуждаемых за выкуп. Трудовики поддерживали кадетский аграрный проект, а когда Николай II отклонил его, выдвинули свой – значительно более радикальный. Поняв, что с такой Думой не договориться, царь распустил ее уже в июле 1906 г. – через 72 дня после начала работы. Премьер-министр И.Л. Горемыкин был отправлен в отставку, и на эту должность назначен министр внутренних дел П.А. Столыпин.
II Дума собралась в феврале 1907 г. Выборы проходили на основании прежнего закона, и новая Дума вышла еще более левой, чем прежняя: 43% – социал-демократы, эсеры, трудовики, 19% – кадеты, 15% – национальные партии, 10% — октябристы и черносотенцы. Председатель Думы – кадет Ф.А. Головин. Трудовики и кадеты снова поставили на обсуждение свои аграрные проекты. При этом большинство депутатов отказалось одобрить принятый царем проект аграрной реформы П.А. Столыпина.
Власти пришли к выводу о необходимости изменить политический механизм России. 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал от Думы санкционировать арест социал-демократических депутатов, обвинив их в подготовке военного переворота. Демарш Столыпина был в значительной степени предлогом: не дожидаясь ответа Думы, царь распустил ее 3 июня 1907 г. Одновременно был изменен избирательный закон. Согласно Манифесту 17 октября, царь не имел права делать это самостоятельно, поэтому июньские события стали называть государственным переворотом.
По закону от 3 июня ужесточался избирательный ценз и увеличивалось неравенство в представительстве разных социальных групп. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 7 голосам буржуазии, 30 голосам крестьян и 60 – рабочих. Благодаря этому царь получил послушную Думу, задача которой ограничивалась утверждением представленных ей законов.
Реформы П.А. Столыпина.
Цели и направления реформы
В начале XX в. русское крестьянство, которое насчитывало более 70% населения, распоряжалось только 35% земель в стране.
Измельчание крестьянских наделов происходило на фоне того, что значительная часть государственных и помещичьих земель не возделывалась – «лежала в пустошах». Кроме того, земледельцы продолжали платить выкупные платежи. Крестьяне не только постоянно голодали и влачили убогое существование, но и были совершенно бесправны.
Положение крестьян усугубляло и сохранение общины, которая не позволяла развиваться крестьянской инициативе, не давала обогащаться хозяйственным крестьянам.
Еще в 1902 г. министр финансов С.Ю. Витте подал Николаю II доклад, в котором указал на необходимость улучшить правовое положение крестьян и укрепить их права на владение землей. По инициативе Витте было создано «Особое совещание по вопросам сельскохозяйственной промышленности», но весной 1905 г. император распустил его, так как не разделял взглядов Витте на проведение аграрной реформы. Только активное участие русского крестьянства в революции и осознание того, что, не получая помощи от властей, они все больше склоняются к поддержке леворадикальных политических движений заставило Николая II поручить разработать проект аграрной реформы министру внутренних дел и премьер-министру П.А. Столыпину.
Определяющим моментом проводимого им реформирования, стала перестройка отношений собственности. Но ставка была сделана не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины. Столыпинский план реконструкции России включал также целый комплекс проектов, который должен был превратить страну в правовое государство.
Были разработаны законопроекты о свободе вероисповедания; о неприкосновенности личности и гражданском равноправии; об улучшении быта рабочих, об их государственном страховании; о реформе местного самоуправления; о преобразовании местных судов; об образовании и т.д.
Реформа заменяла отжившие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии.
24 августа 1906 г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.
Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе.
Первым актом нового правительства стал Указ от 9 ноября 1906 г. Его идея – разрушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из неё любого домохозяина. Выходящий из общины получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны быть сведены в один участок. Указ поощрял образование отрубного (участок, выделенный в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы) и хуторского (обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения) крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение.
Общинное единение крестьян способствовало их революционному объединению. Столыпин считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционерам. А вот крестьян, получивших в собственность землю, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет очень трудно поднимать на бунт.
Социальный смысл аграрной реформы состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум – создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества.
Ход и результат реформы
В реальной жизни из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое положение за счет продажи земли. Несмотря на все усилия правительства, действительно единоличные хозяйства, по типу фермерских, составляли к 1905 г. всего лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли. Появление в деревне хуторян-фермеров вызывало зачастую ненависть к ним со стороны крестьян-общинников, которые жгли дома и амбары «единоличников», убивали их скот, а иногда – и их самих. Часто крестьянское сопротивление реформам провоцировали сами власти. Землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельными домохозяевами, а разбивать на хутора и отруба все селения.
Тем не менее за 7 лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади возросли в целом на 10%, на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна. За эти же годы удвоилось количество применения минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.
Одним их важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Форсируя этот процесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное – отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений – в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли, денежное пособие, мужчины освобождались от воинской повинности. В первые годы после революции 1905–1907 гг. переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился (плохая подготовка к перевозкам и устройству на местах). Отчасти удалось добиться позитивных перемен. К 1913 г. были увеличены посевные площади, за счет чего было получено дополнительно 500 млн. пудов хлеба. Увеличилось производство хлеба на душу населения (1909–1912 гг. – собиралось в среднем по 460 кг на человека, 1913 г. – 550 кг). Оживление сельского хозяйства неминуемо повлекло за собой увеличение спроса на промышленную продукцию, что подталкивало рост промышленности. По темпам среднегодового промышленного роста (8,81 %) Россия вышла на первое место в мире. В 1907–1914 гг. наблюдалось усиленное развитие кооперативного движения.
В 1909 г. П.А. Столыпин говорил: «Дайте государству 20 мирных лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Но Российская империя стояла на пороге первой Мировой войны и революции.