Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
19 февраля 1861 г. император Александр II подписал Манифест и комплекс нормативно-правовых документов, называемый обычно «Положение 19 февраля». Особое значение имели «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе» и четыре «Местных положения». Именно в этих законах определялся новый правовой статус крестьян, правила наделения их землей, отношения с помещиком и общиной, выкуп полевого надела и усадьбы.
В первой же статье «Общего положения» говорится о том, что крепостное право на крестьян и дворовых людей отменяется навсегда.
Крестьяне получили полную личную свободу и стали в полной мере субъектами гражданско-правовых отношений. Отныне они могли: вступать в обязательственные отношения, заключать договоры и подряды с казной и частными лицами; «производить свободную торговлю», вступать в цехи и торговые гильдии; приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество; переходить в другие сословия; свидетельствовать в суде, выступать поручителями, подавать исковые заявления.
Подготавливая проект реформы, правительство брало за основу мысль, что крестьян нужно освобождать только с землей. В противном случае неизбежно образовалась бы многомиллионная армия безработных нищих людей, а это чревато не только падением производства, но и серьезными социальными потрясениями. С другой стороны, власти считали необходимым соблюсти права и интересы помещика. Данное противоречие разрешалось следующим образом. Помещики сохраняют в собственности все свои земли, включая крестьянские наделы и усадьбы. Однако крестьяне должны выкупить усадьбу и полевой надел. До заключения выкупной сделки крестьяне получали наделы в пользование и переводились на положение «временнообязанных», то есть по-прежнему несли повинности (барщину и оброк) в пользу своего бывшего хозяина. Размеры получаемого надела и повинностей определялись специальным договором, условия которого фиксировались в уставной грамоте. Правильность заключения сделки проверял мировой посредник. На составление уставных грамот отводилось два года.
После заключения договора о выкупе полевого надела крестьянин переходил из положения «временнообязанного» в разряд собственников и соответственно переставал нести повинности в пользу помещика. Допустимые размеры выкупаемых крестьянами наделов определялись «Местными положениями». Устанавливалась минимальная и максимальная площадь (в среднем по стране — 3,5 десятины на ревизскую душу). Помещики сами определяли, какие именно земли они будут продавать, а выкупаемый надел часто был меньше того, что крестьянин обрабатывал до реформы. Поэтому землевладельцы имели возможность забирать себе («отрезать») лучшие земли, оставляя крестьянам худшие. Таким образом, в крестьянских наделах появлялась чересполосица, и крестьяне вынуждены были арендовать отрезки за непомерно высокую цену.
Большой интерес представляет организация выкупной операции. В ее основе лежала не цена земельного участка, а доход, который приносил крестьянин своему владельцу до реформы. Стоит согласиться с мнением исследователей, считающих, что фактически крестьянин выкупал не землю, а свою личность. Итак, крестьянин должен был уплатить за полевой надел столько, чтобы эта сумма, положенная в банк (6% годовых), приносила помещику доход, равный тому, который он получал от данного крестьянина по оброку до реформы. Такое правило выкупа получило название «капитализация годового оброка». Подавляющее большинство крестьян не имело возможности выплатить всю сумму единовременно. Поэтому государство брало на себя обязательство выдать помещикам 80% стоимости, а крестьяне должны заплатить оставшиеся 20%. Правительственную ссуду крестьянин погашал в течение 49 лет. По подсчетам историков, власти заработали на этой операции около 700 млн. рублей.
Для части крестьян (около 450 тыс.) и такие условия оказались слишком тяжелыми. Поэтому они получали «сиротские» бесплатные наделы (1/4 нормы). Дворовые люди освобождались без всякого выкупа, но и без земли.
Как и опасалось правительство, оглашение Манифеста вызвало в некоторых губерниях крестьянские волнения. Наиболее крупными из них стали выступления в с. Бездна (охватившее Казанскую губернию) и в с. Кандеевка (ставшее центром возмущения в Тамбовской и Пензенской губерниях) весной 1861 г.
По данным статистики, в результате крестьянской реформы свободу получили около 23 млн. человек. К 1878 г. 9,86 млн. крестьян выкупили 33, 728 млн. десятин. У 115 тыс. помещиков осталось во владении 69 млн. десятин земли. К 1881 г. во временнообязанном состоянии находилось около 15% крестьян.
Важно также заметить, что крестьяне выкупали землю не частную, а в общинную собственность. Крестьянская община («мир», «сельское общество») укрепилась в результате реформы, взяв на себя многие контрольные и распорядительные функции, принадлежавшие ранее помещику.
Судебная реформа 1864 г.
Судебная система дореформенной России совершенно не отвечала требованиям цивилизованного общества. Суд был закрытый, сословный, отсутствовала адвокатура и соответственно состязательность процесса. Судьи находились в полной зависимости от администрации.
Интенсивная подготовка к судебной реформе началась после отмены крепостного права в 1861 г. В конце 1862 г. был подготовлен проект «Основных положений судоустройства» и разослан для обсуждения в различные инстанции.
20 ноября 1864 г. были утверждены и введены в действие «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». В соответствии с этими документами основными принципами судопроизводства стали:
· бессословность суда (равенство всех перед законом);
· независимость суда (отделение суда от администрации и неподотчетность его исполнительной власти);
· несменяемость судей (никто не может отстранить судью от должности без решения суда);
· состязательность судебного процесса (отделение судебной власти от обвинения (прокурора) и участие в процессе защитника (адвоката));
· гласность суда (открытость суда, публика и журналисты имеют право присутствовать на процессе);
· введение института присяжных заседателей на уголовных процессах.
Кардинальному изменению подверглись не только принципы судопроизводства, но и вся судебная система. Устанавливались два типа судов: мировые суды и общие суды. Мировые суды состояли из одного человека (мирового судьи) и рассматривали незначительные уголовные правонарушения (хулиганство, оскорбление, мелкие кражи и т.д.) и гражданские дела, сумма исков которых не превышала 500 рублей. Приговор, вынесенный мировым судьей, мог быть обжалован на съезде мировых судей данного судебного округа. Мировые судьи избирались земскими собраниями или городскими думами. Существовал имущественный ценз (15 тыс. рублей) и образовательный ценз – не ниже среднего (гимназического).
Общие суды были представлены на следующих уровнях (инстанциях): окружные и городские суды; судебные палаты (по гражданским и уголовным делам); Сенат (департаменты по гражданским и уголовным делам).
Состав суда (один представитель и два члена суда) назначался государем пожизненно. Судья получал высокое жалование и не зависел от государственной администрации.
Уголовный процесс во всех общих делах определялся «Уставом уголовного судопроизводства» и состоял из нескольких стадий:
· предварительное дознание, осуществляемое полицией или жандармами;
· предварительное расследование обстоятельств дела вели судебные следователи, после чего прокурор давал делу ход или закрывал его;
· судебное рассмотрение, в котором принимали участие прокурор и адвокат;
· вынесение вердикта присяжными заседателями (12 независимых незаинтересованных человек, избранных по жребию). Вердикт присяжных звучал «виновен» или «не виновен». Апелляция на решение суда присяжных не принималась. Из ведения присяжных изымались дела о должностных преступлениях. Стать присяжным мог российский подданный в возрасте от 25 до 70 лет, имеющий безупречную репутацию и прошедший имущественный ценз (2 тыс. рублей);
· если присяжные выносили вердикт «не виновен», то обвиняемого освобождали из-под стражи, а если – «виновен», то меру наказания ему определял судья.
В гражданском процессе принимали участие адвокаты (присяжные или частные поверенные), действовавшие от имени истца и ответчика. Заключение по итогам прений делал прокурор, суд выносил приговор.
Сенат являлся высшей кассационной инстанцией по гражданским и уголовным делам.
Ученые единодушны во мнении, что судебная реформа стала самой радикальной и, одновременно, самой удачной из всех Великих реформ Александра II. В результате Россия получила судебную систему ничем не уступавшую тем, что существовали в передовых странах Европы и в США. Юридические факультеты университетов стали пользоваться особой популярностью. На всю страну гремели имена талантливых адвокатов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича и др. Их выступления в суде пользовались не меньшей популярностью у публики, чем театральные представления. Целую серию судебных очерков написал прекрасный журналист В.М. Дорошевич. В конце XIX – начале XX вв. активно развивается российское правоведение. Известными теоретиками права были Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, П. И. Новгородцев и др.
Земская реформа 1864 г.
Отмена крепостного права (1861 г.) обусловила реформу системы местного самоуправления.
1 января 1864 г. было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земские органы вводились как основные институты местного самоуправления на губернском и уездном уровне. Они объявлялись выборными и бессословными. Существовало два типа земских учреждений: губернские и уездные земские собрания, обладавшие распорядительной властью; губернские и уездные земские управы, сконцентрировавшие в своих руках исполнительные полномочия.
Выборы в земское собрание осуществлялись в трех куриях: землевладельческой (помещики); городской (преимущественно купечество); сельской (крестьяне).
Если для первых двух курий существовал высокий имущественный ценз, то депутаты от сельской курии проходили в земство посредством трехступенчатых выборов (сельский сход – волостной сход – съезд выборщиков от сельских обществ). К 1878 г. земства были открыты в 35 из 59 российских губерний. По подсчетам историков, среди гласных (членов земств) насчитывалось 46,7% дворян, 34,3% крестьян, 10,2% купцов, 6,1% духовенства и 2,7% представителей других сословий.
Земское собрание и управу возглавляли выборные председатели. Срок действия земских органов устанавливался в 3 года. Члены (гласные) губернского земского собрания избирались на заседаниях уездных земских собраний.
По замыслу властей земства не имели политических функций. В круг их обязанностей входило:
· организация экономической жизни на подведомственной им территории;
· контроль за сохранностью общественного имущества, содержание существующих и строительство новых дорог;
· организация страхования местного населения;
· организация здравоохранения и санитарного контроля;
· организация народного просвещения (без права изменения содержания образования);
· организация и обустройство благотворительных учреждений.
Деятельность земств финансировалась за счет специально введенного налога.
Несмотря на незавершенный характер земской реформы (не было создано волостных земств), новые органы местного самоуправления сыграли большую роль в общественной жизни России.
Во-первых, они приучали народ к самой идее представительного правления, развивали в нем чувство ответственности за принятые решения.
Во-вторых, либералы, оказавшиеся временно «в тени» Великих реформ Александра II, получили новый импульс к активизации деятельности. Возникло земское движение, воплотившееся в большом количестве адресов (обращений к правительству) с предложением различных мер по благоустройству жизни и в итоге вылившееся в теорию «малых дел».
В-третьих, реформа создала новый класс земской разночинной интеллигенции (врачей, учителей, инженеров и др.), которая примет самое деятельное участие в освободительном движении.
В-четвертых, благодаря деятельности земств возрос уровень медицинского обслуживания и образования населения в провинции, энергичнее развивалась экономика.
Городская реформа
Правительство вырабатывало новое Городовое положение с 1862 по 1866 гг. Его обсуждение в Государственном совете и принятие было отложено из-за покушения Д. Каракозова на Александра II (4 апреля 1866 г.).
Утверждение Городового положения состоялось только 16 июля 1870 г. В соответствии с новым законом была создана новая система городского самоуправления: городская дума (распорядительный орган власти); городская управа (исполнительный орган власти).
Дума и управа возглавлялись городским головой, которого утверждал в должности губернатор или министр внутренних дел. Городской голова обладал достаточно широкими полномочиями. Он, к примеру, мог наложить вето на решения городской управы.
Все избиратели городских органов самоуправления (мужчины, достигшие 25 лет) делились на три курии: крупные, средние и мелкие налогоплательщики. Каждая из курий платила 1/3 городских налогов и поставляла в думу равное с другими число гласных (депутатов). Таким образом, преимущество было у состоятельных горожан.
Функции городского самоуправления были в целом идентичны функциям земств. Городские органы следили за сохранностью общественного имущества (памятники, здания и др.), дорог, мостов, канализации, организовывали благотворительные учреждения, больницы, школы, контролировали торговую, промышленную, ремесленную и финансовую деятельность.
Городская дума имела право назначения специальных местных налогов (с трактиров, с извозного промысла, с аукционов, с собак и др.). На собранные деньги городское самоуправление осуществляло свою деятельность
Реформа системы образования и цензуры
В период правления Николая I проводилась политика жесткого ограничения доступа к просвещению. Художественная и научная литература, а также периодическая печать в полной мере испытали на себе воздействие «чугунного» цензурного устава 1826 г. Александр II, в отличие от своего отца, прекрасно понимал, что гармоничное развитие общества в подобных условиях невозможно и провел ряд существенных мер, направленных на повышение образовательного уровня населения и облегчение цензурного гнета.
В 1864 г. были опубликованы «Положение о начальных народных училищах» (июнь) и «Устав гимназий и прогимназий» (ноябрь).
Начальные училища организовывались государством, земствами, церковью и даже частными лицами. Срок обучения в них составлял 3 года. Училища давали только самые необходимые знания, но зато были доступны для всех.
В гимназиях и прогимназиях теперь обучались «дети всех сословий без различия звания и вероисповедания». При этом за семилетнее (с 1871 г. – восьмилетнее) образование своего ребенка родители должны были выплатить достаточно большие деньги. Таким образом, доступ к среднему, а значит, и к высшему образованию для выходцев из низших сословий был затруднен. В это время в России появляются и первые женские гимназии.
Выпускник гимназии имел право поступать в университет.
18 июня 1863 г. по инициативе министра просвещения, А.В. Головнина был утвержден новый университетский устав. В полной мере восстанавливалась автономия высших учебных заведений. Управление университетом перешло в руки ученых советов, которые избирали ректоров, приглашали преподавателей, разрабатывали учебные программы и т.д. Только ректор мог допустить на территорию университета войска и полицию.
Формировалась и система высшего женского образования. В 1872 г. открыты высшие женские курсы в Москве, в 1878 г. – в Петербурге.
Деятельность Александра II в отношении цензуры была менее последовательна, но не менее продуктивна. Цезурный устав 1826 г. фактически перестал действовать уже в декабре 1855 г. с закрытием Высшего цензурного комитета. Практически свободно в обществе обращались издания А.И. Герцена «Полярная звезда» и «Колокол». Открыто обсуждались в прессе крестьянская и другие реформы. Резко возросло число периодических изданий. В 1865 г. утверждены «Временные правила» для цензуры. По этому закону научные издания вообще не подлежали цензуре, от предварительной цензуры освобождались периодические издания при условии внесения залога. Однако формально «Временные правила» действовали как уточнение Устава 1826 г., что создавало путаницу и оставляло за властями право в любой момент обрушиться на неугодное издание.
Так или иначе, деятельность правительства Александра II в области просвещения и цензуры принесла колоссальную пользу российскому обществу. Самым лучшим доказательством тому является необычайный расцвет отечественной культуры в пореформенный период. Достаточно вспомнить имена С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Д.И. Менделеева, А.С. Попова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.
Военная реформа
Еще император Александр I задумывался о способах сокращения военных расходов при одновременном повышении боеспособности армии. С этой целью в свое время были созданы военные поселения, принесшие намного больше вреда, чем пользы. Необходимость широкомасштабной военной реформы стала очевидной после поражения России в Крымской войне 1853–1856 гг. Западные государства сильно обогнали Россию, которой для сохранения статуса великой державы теперь нужно было приложить максимальные усилия.
В 1857 г. правительство упразднило военные поселения.
Инициатором и главным проводником систематических армейских преобразований стал известный своими либеральными взглядами генерал Д.А. Милютин (старший брат Н.А. Милютина), назначенный в 1861 г. на должность военного министра. Реформа проводилась с 1861 по 1874 гг. Вот ее основные мероприятия:
· административные преобразования. Реорганизация военного министерства, создание Главного штаба и 15 военных округов – все это способствовало более оперативному руководству войсками;
· перевооружение армии. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным (винтовки Бердана). Артиллерию составили стальные пушки, заряжавшиеся с казенной части;
· постепенное сокращение численности армии (с 1864 по 1867 гг. в среднем на 30%);
· усовершенствование системы военного образования. Создавались военные гимназии. В некоторые из них имели право поступать представители разных сословий. В 1864 г. открыты первые юнкерские училища для подготовки младших офицеров;
· изменение системы боевой подготовки войск. Гораздо больше внимания стало уделяться занятиям, моделирующим обстановку реального сражения, разбирались различные варианты поведения офицеров и солдат в сложных ситуациях, отрабатывалось взаимодействие смежных родов войск. При этом Д.А. Милютин требовал от своих подчиненных, чтобы они воспитывали в солдатах самоуважение, инициативу, чувство ответственности за выполнение задачи;
· сделаны первые шаги по организации новых родов войск. Создаваемые железнодорожные войска должны были ускорить мобилизацию и обеспечить быструю доставку частей в район боевых действий;
· проведена реорганизация казачьих войск;
· старая военная форма заменена на новый вариант, гораздо более удобный и практичный в условиях реального боя.
Венцом военной реформы Д.А. Милютина стало введение 1 января 1874 г. закона, отменявшего рекрутские наборы и вводившего всеобщую воинскую повинность. Отныне действительную военную службу проходили мужчины, достигшие 20 лет. В армии срок службы составлял 6 лет, а на флоте – 7 лет. Лица с высшим и средним образованием «тянули лямку» в течение 0,5 и 1,5 лет соответственно. Существовали и семейные льготы. В армию не брали единственного сына в семье, кормильца и т.д.
Переоценить значение военной реформы 1861–1874 гг. сложно. При общем сокращении расходов на армию удалось создать современные вооруженные силы, доказавшие свою высокую боеспособность в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
Александр III.
Политика контрреформ
1 марта 1881 г. террористы-народовольцы убили Царя-Освободителя. Престол перешел к его старшему сыну – Александру III (1881–1894 гг.). Наследником Александр Александрович стал лишь в двадцатилетнем возрасте (1865 г. умер его старший брат Николай), поэтому готовили великого князя с детства к военной, а не политической карьере. С.Ю. Витте, хорошо знавший нового императора, считал его человеком «ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования». Александра III также часто называют «самым русским царем» из всех Романовых и, вероятно, вполне заслуженно. В облике и характере этого государя было много черт, свойственных и его стране: огромная физическая сила, медлительность, патриархальность, слабое образование, склонность к алкоголю.
Александр III был подвержен влияниям, но только со стороны тех людей, кому он доверял и чье мнение считал авторитетным. В период его недолгого правления особую роль в выработке внутренней и внешней политики играли: воспитатель царя, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой (и сменивший его в 1889 г. И.Н. Дурново), а также известнейший русский публицист М.Н. Катков. Все эти люди настраивали государя на реакционный лад. Впрочем, он и сам был убежденным консерватором, а его царствование вошло в историю как «эпоха контрреформ».
Александр III искренне считал, что печальная участь его отца стала следствием либеральных реформ 1860–1870-х гг. Поэтому восстановление государственного порядка и победа над революционерами возможны только при условии отказа от преобразований, проведенных в предыдущее царствование.
Манифест с названием «О незыблемости самодержавия», текст которого составили К.П. Победоносцев и М.Н. Катков, был опубликован 29 апреля 1881 г. В течение нескольких дней прошение об отставке подали все либерально настроенные члены правительства: М.Т. Лорис-Меликов (его конституционный проект царь отклонил 8 марта), Д.А. Милютин, А.А. Абаза.
14 августа 1881 г. по инициативе нового министра внутренних дел, графа Н.П. Игнатьева было утверждено «Положение о мерах по охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Согласно этому документу, любой регион страны мог быть объявлен на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Власти получали право каждого неблагонадежного жителя этой местности на три месяца посадить в тюрьму, а потом отдать под суд военного трибунала или отправить в ссылку.
Разумеется, государственная администрация была правомочна закрыть земское учреждение, учебное заведение, промышленное предприятие, печатный орган.
В мае 1882 г. царь решил заменить Н.П. Игнатьева, вынашивавшего, как выяснилось, планы созыва Земского собора, на отпетого реакционера графа Д.А. Толстого. В мае 1883 г. на торжествах по случаю коронации император порекомендовал волостным старшинам «следовать во всем советам и руководству их предводителей дворянства» и не верить «вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли».
Собственно, контрреформы Александра III, призванные исправить ряд либеральных «роковых ошибок» 1860–1870-х гг., начинаются с принятия в августе 1882 г. новых «Временных правил» о печати. Они давали Главному управлению по делам печати право начать настоящую кампанию по борьбе с проявлениями какой-либо оппозиционности в периодике, а также художественной и научной литературе. Все издания, признанные К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым «вредными», закрывались без права возобновления. Особенно пострадали либералы. Был запрещен выход популярных газет и журналов: «Отечественные записки», «Московский телеграф», «Восток», «Русский курьер» и др.
В августе 1884 г. опубликован новый университетский устав, в соответствии с которым в очередной раз ликвидировалась автономия университетов. Преподавателей высших учебных заведений назначал министр просвещения. Сократились военные льготы для лиц, имеющих высшее образование. В несколько раз повысилась плата за обучение. Введена студенческая униформа для того, чтобы воспитать в интеллигенции военную дисциплину и облегчить контроль над студентами во внеучебное время. В июле 1887 г. министр просвещения И.Д. Делянов издал распоряжение, вошедшее в историю под названием «циркуляр о кухаркиных детях». Министр рекомендовал запретить поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, коих … вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». По сути дела, состояние печати и образования в России вернулось к временам Николая I.
В 1885–1889 гг. происходила судебная контрреформа. Правительство выхолостило основные принципы судебной системы, установленной в 1864 г. (открытость и независимость суда, несменяемость судей и др.). Из ведения суда присяжных изъяли дела о политических преступлениях. В 1889 г. упразднен мировой суд.
12 июля 1889 г. был издан закон о введении института земских участковых начальников. Эта мера фактически уничтожала крестьянское самоуправление, установленное «Положениями 19 февраля 1861 г.». Земских начальников, которыми могли стать только дворяне, назначал министр внутренних дел. Они получили административную и судебную власть над крестьянами.
12 июня 1890 г. были резко ограничены права крестьян при выборах в земские, уездные и губернские учреждения. Крестьяне теперь избирали только кандидатов в гласные, а государственная администрация решала – кого из них оставить, а кого отставить. В добавление к этому учреждена специальная дворянская курия на выборах в земство, благодаря чему количество дворян в земских органах превысило в среднем 70% от всего состава. В июне 1892 г. похожие меры были предприняты и в отношении городского самоуправления. Резко повысился ценз на выборах в городские Думы.
Александр III был твердо убежден, что революционеры и либералы – это люди, абсолютно чужие для патриархального русского народа. Поэтому с ними он боролся беспощадно. В то же время император искренне любил свой народ и, по мере сил, заботился о его благополучии.
Так, например, в 1881 г. принят закон о прекращении (к 1883 г.) временнообязанного состояния крестьян.
Тогда же произошло снижение выкупных платежей.
В 1882 г. началась отмена подушной подати, и создан Крестьянский поземельный банк.
В 1885 — 1886 гг. (после Морозовской стачки) правительство опубликовало ряд важных нормативно-правовых актов, ставших фундаментом рабочего законодательства. Все это, несомненно, способствовало стабилизации социально-экономической и политической жизни в России.