ФЗ о государственноц границе РФ от 01.04.1993

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Режим государственной границы определяется мн договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Виды:

  • орографические – линия с учетом рельефа (по руслу реки);
  • геометрические – прямая линия от точки до точки без учета рельефа;
  • астрономические – по параллели или меридиану.

Порядок установления: в договорном порядке путем демилитации (договаривающиеся гос-ва кратко описывают границу и наносят ее на карту) и демаркации (проведение линии границы на местности). Для демаркации стороны создают комиссию, кот.устанавливает пограничные знаки и составляет документы о демаркации. Редемаркация – проверка существующей границы, восстановление разрушенных пограничных знаков.

Принципы по охране государственной границы:

- обеспечение безопасности РФ;

- сотрудничество с иностранными государствами;

- взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

- мирное разрешение спров.

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания государственной границы (устанавливается пограничная зона)
  • пересечения государственной границы лицами и трансп.средствами (в установленных местах, по соотв.документам)
  • перемещение через границу грузов, товаров, животных
  • ведение на государственной границе или вблизи нее на территории РФ хоз, промысловой и другой деятельности
  • разрешения инцидентов с иностранными госуарствами в связи с нарушениями правил

Защита государственной границы осуществляется силами пограничных органов, пограничных войск, войск противовоздушной обороны и военно-морского флота.

Перед применением оружия должно быть ясно выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительные выстрелы. Наиболее часто оружие используется в отн.нарушителей морской границы.

Без предупреждения – при отражении вооруженного вторжения.

70. М/н реки. Международно-правовой режим Дуная или Рейна

Экологический аспект

1966 Европейская экономическая комиссия одобрила декларацию о политике в области охраны вод от загрязнения

1992 – Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков (т.е. любых поверхностных или подземных вод, которые пересекают границы между двумя и более государствами) – участники обязуются принимать все меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия в соответствии с принципами:

  • принятие мер предосторожности
  • загрязнитель платит
  • принцип управления водными ресурсами (чтобы хватило на след.поколения)

гос-ва-участники конвенции устанавливают предельные нормы содержания загрязнителей сбросах в воды.

Транспортный аспект

Оговаривается в каждом случае индивидуально.

Соглашение между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов (Братислава, 26 сентября 1956 г.) (с изм. и доп. от 3 июня 1958 г.) – единые правила перевозки грузов (отношения перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя)

«Перевозчику (управлению пароходства) представляется право устанавливать временные перерывы движения судов на соответствующих участках Дуная при наличии следующих обстоятельств:

  • распоряжения правительства придунайских государств о временном перерыве движения судов на их участках Дуная;
  • стихийных явлений;
  • спада воды и мелководья, препятствующих плаванию судов с осадкой 140 см и более.

Об открытии и закрытии навигации, а также установлении временных перерывов движения судов на соответствующих участках Дуная договаривающиеся пароходства взаимно информируют друг друга».

71. Международно-правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Северный морской путь

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государ­ства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: го­сударственная территория в полярном секторе ограничивается внеш­ним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую зна­чимость полярных секторов для экономики и безопасности прибреж­ных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориаль­ных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как откры­тые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Режим Арктики действует в районе, который охватывает Северный Ледовитый океан и прилегающие к нему части материков, включая острова и архипелаги. В отношении морских пространств Арктики действуют нормы м/н морского права (например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года).

В районе Арктики установлено свободное судоходство, кроме того возможны стоянки военных подводных кораблей, имеющих ядерное оружие. По инициативе Канады и СССР (России), обладающих наибольшими приполярными побережьями, установилась система северных полярных секторов, верхней точкой которых является Северный полюс, а точками основания – выходы национальной границы к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Кроме СССР (России) и Канады, такие сектора имеют США, Дания и Норвегия. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 объявляются территорией Союза ССР (России) все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР (России) до Северного полюса в пределах между меридианами 32°4’35’’ восточной долготы и 168°49’30’’ западной долготы, исключая восточную часть архипелага Шпицберген, принадлежащего Норвегии по м/н договору 1920 года.

Все известные (открытые) сухопутные образования в Акрктике поделены между государствами, граничащими с Северным Ледовитым океаном (СЛ океаном) – Россия, Норвегия, Дания (о-в Гренландия), Канада, США. На этих секторах действует юрисдикция соответствующих государств. Ни одно из государств никогда не предъявляло претензий на всю совокупность сухпопутнных и морских пространств региона.

Юр.статус закреплен в Женевских конвенциях по морскому праву (1958, 1982) – суверенитет и юрисдикция приполярных гос-в распространяются не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод СЛ океана и его подводных пространств, которые примыкают к сухопутным образованиям, т.е. на внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, на ряд проливов. Часть внутренних морских вод отнесена к сектору как исторические воды (во внутренние воды РФ входит Белое море, Обь-Енисейский залив).

Северный морской путь – национальная транспортная коммуникация, проложенная исключительными усилиями РФ – приоритетные права РФ на эту коммуникацию. Не имеет единой и фиксированной трассы (пролегает в зависимости от ледовитости, иногда в открытом море), но в любом случае его значительная часть путь находится в пространствах, подпадающих под суверенитет и юрисдикц.РФ. Открыт для иностранных судов.

Наши рекомендации