Деятельность М.М.Сперанского
«Светило российской бюрократии» – М.М. Сперанский (1772–1839 гг.) происходил из семьи провинциального приходского священника. Свою «многообещающую» фамилию (sperare – надеяться) он получил при поступлении во владимирскую семинарию. От большинства сокурсников Михаил отличался мощным систематическим умом, любознательностью, умением четко формулировать мысли, а также трудолюбием и дисциплинированностью. За отличие в учебе в 1790 г. его перевели для учебы в Петербург. Сперанский с отличием закончил Александро-Невскую семинарию, но решил посвятить себя государственной службе.
В 1802 г. Михаил Михайлович занимал должность статс-секретаря министра внутренних дел В.П. Кочубея. Молодой император, нуждавшийся в толковых помощниках, заметил и оценил бюрократический талант Сперанского. В 1806 г. Александр I поручил ему составление докладов по делам управления и законодательства. В 1807 г. Михаил Михайлович становится статс-секретарем императора, а с 1808 г. – членом комиссии составления законов и заместителем (товарищем) министра юстиции.
В это же время Александр I приказал Сперанскому подготовить проект продолжения государственных реформ, начатых Негласным комитетом. Проект был разработан и представлен императору в 1809 г. Он получил название «Введение к уложению государственных законов». В целях укрепления власти и предотвращения возможной революции М.М. Сперанский предложил:
1) разделить все население страны (по происхождению и имущественному положению) на три сословия (состояния): дворянство, средний класс (купечество, мещане, государственные крестьяне) и «рабочий народ» (крепостные, прислуга и т.д.). При этом дворянство и средний класс получают политические и гражданские права, а «рабочий народ» – толькогражданские. Однако приобретение недвижимости открывало путь к переходу из низшего состояния в среднее;
2) ввести принцип разделения властей при сохранении верховной власти в руках государя. Высшими судебными полномочиями наделяется Сенат, исполнительными – министерства, законодательными – избранная из представителей дворянства и второго сословия Государственная дума. Без одобрения последней ни один закон не мог вступить в силу, а кроме того, Дума наделялась правами контроля за деятельностью министерств, имела возможность напрямую обратиться к императору, который, в свою очередь, сохранял прерогативу роспуска Государственной думы, без ее согласия объявлял войну, заключал мир, устанавливал чрезвычайное положение, издавал указы и др.;
3) высшим законосовещательным органом при императоре становится Государственный совет. Он выполняет функции верхней палаты парламента, а главное – координирует действия всех ветвей власти и связывает их с царем. Членов Госсовета назначает император по своему усмотрению;
4) крепостное право сохраняется, но предполагается его медленная поэтапная отмена.
Реализация данного проекта внесла бы серьезнейшие изменения в государственный строй Российской империи. Прозорливый Александр I справедливо увидел в предложениях Сперанского идею замены самодержавной монархии на конституционную (по западноевропейскому образцу).
Поэтому государь, как человек просвещенный, признал проект “удовлетворительным и полезным”, а как император всероссийский… счел предложения своего статс-секретаря несвоевременными и, разумеется, отклонил их. Из всех грандиозных нововведений, спланированных Сперанским во «Введение к уложению государственных законов», было высочайше одобрено только одно. 1 января 1810 г. учрежден Государственный совет, в который поначалу вошли 35 высших чиновников.
Пока шла работа над «Введением…», неугомонный реформатор добился опубликования двух подготовленных им ранее указов: 3 апреля 1809 г. все придворные звания стали лишь знаками отличия и теперь не давали права на получение высших государственных должностей и соответствующего им жалованья; 6 августа 1809 г. для получения VII класса (по «Табели о рангах») чиновник должен был иметь университетский диплом или сдать соответствующий экзамен по естественным и гуманитарным наукам.
Реформаторская деятельность Сперанского, его неутомимая энергия, влияние, оказываемое им на царя, – все это сильно раздражало не только придворных, но просто консервативно мыслящих людей. В 1810–1811 гг. сформировалась группа влиятельных недоброжелателей статс-секретаря, во главе которой стояли А.А. Аракчеев и Н.М. Карамзин. Да и сам государь к тому времени стал тяготиться Сперанским, отстаивавшим крамольные конституционные идеи.
В 1812 г. по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Франции Михаил Михайлович был отстранен от службы и выслан в Нижний Новгород. Последнее, что он успел сделать до отставки – это «Общее уложение министерств» (июнь 1811 г.), согласно которому окончательно устанавливался единый порядок организации и деятельности центральных отраслевых ведомств.
В заключение заметим, что сменивший на престоле Александра I император Николай I (1825–1855 гг.) в 1826 г. назначил М.М. Сперанского начальником II-го отделения императорской канцелярии. На этой должности Михаил Михайлович руководил составлением «Полного собрания законов Российской империи».