Внутренняя политика Николая I (1725-1755).
В правление Николая I в России окончательно оформился абсолютизм - форма правления, при которой монарху принадлежит верховная и неограниченная власть. Николай правил посредством разветвленного бюрократического аппарата. Общество было почти лишено легальных (законных) механизмов влияния на власть. Решения принимались исключительно в недрах бюрократического аппарата при непосредственном участии императора. Местное самоуправление отсутствовало, действовала жесточайшая цензура, жизнь жестко регламентировалась государственными установлениями. В 1926 г. начало работу III отделение "Собственной Его Императорского Величества канцелярии", в функции которого входили политический сыск и наблюдение за общественной жизнью. III отделение жестко преследовало всякое проявление свободной мысли. В стране установился бюрократический, военно-полицейский режим. К 1830 г. было составлено 45 томов Полного собрания Законов Российской империи. В результате значительно улучшилось судопроизводство и управление. В 1842 г. Николай I подписал закон об обязанных крестьянах, позволявший помещикам по их желанию передавать крестьянам землю имения за условленные в договоре с крестьянами повинности. Более успешной оказалась политика в отношении государственных крестьян - они не являлись крепостными и несли повинности только в пользу казны. Для управления этими крестьянами в 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, призванное заботиться о хозяйственном благосостоянии крестьян, собирать с них повинности. Были приняты меры по улучшению агротехники и крестьянского быта, введены обязательные хлебные магазины (склады, пополнявшиеся за счет общественной запашки, они использовались для помощи крестьянам в случае неурожая), открывались больницы и школы.
6. Общественная жизнь в первой половине XIX в. Декабристы. Чаадаев. Славянофилы и западники.
Декабристы долго ограничивались дебатами и просветительской деятельностью, но в 1825 г. сложилась ситуация, побудившая их к решительному выступлению, целью которого было, по крайней мере, изменение политического строя страны. В ноябре 1825 г. скончался император Александр I. Он не оставил потомства, так что власть переходила к его брату. Но старший из братьев Александра I - Константин был женат на польской аристократке и пообещал не претендовать на русский трон, поскольку общество не желало видеть императрицей полячку. Власть должна была перейти к следующему брату - Николаю Павловичу. Но в решающий момент Константин заколебался, между братьями возникло недоразумение. Наступило безвластие, когда войска и народ не знали, кому давать присягу.14 декабря 1825 г. члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь столицы солдат столичных полков. Члены общества пользовались среди солдат большим авторитетом и смогли побудить их на столь опасные действия. Но восставшие проявили нерешительность, плана действий у них не было. Воспользовавшись их промедлением, находившийся в столице Николай Павлович сумел собрать верные ему силы и опрокинул каре восставших на Сенатской площади артиллерийским огнем. Поражением закончилось и выступление солдат Черниговского полка на Украине, где действовали члены Южного общества.Мятежников арестовали и бросили в Петропавловскую крепость. Началось следствие. Пятерых из наиболее активных деятелей движения приговорили к смертной казни, многих отправили на каторгу в Сибирь. Восстание вызвало непонимание со стороны общества. Об идеях и программах декабристов было известно лишь очень незначительному числу лиц, восстание, оказалось для всех неожиданностью. Идеи декабристов значительно опережали время. Россия не дошла до той ступени общественного развития, когда они могли получить широкую поддержку. Поэтому восстание оказалось изначально обреченным на поражение. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. Несмотря на жесточайшие стеснения, в России продолжалось развитие общественно-политической мысли. В 1936 г. с критикой существующего режима и его идейных основ выступил выдающийся русский мыслитель П.Я. Чаадаев. В своих "Философических письмах" Чаадаев дал резко отрицательную оценку русской действительности, высказал опасения за будущее страны. Чаадаев призывал внимательно изучать опыт Европы, следовать достижениям западной политической мысли. Выступление Чаадаева вызвало негодование Николая I. Император приказал объявить мыслителя сумасшедшим и посадить под домашний арест.