Развитие просвящения и науки в конце 19 начале 20 века.

1. Развитие народного образования в конце 19 начале 20 века.

2. Издательское дело.

3. Наука и ее главные направления

1. Культура это одна из форм общественной жизни, и ее развитие есть результат творчества человека в материальной и духовных сферах. Особенностью российской культуры конца 19 начала 20 века, являлась взаимопроникновение культуры центра и окраин, великорусской и культуры других народов, православной и исламской культуры, в результате этого расширялся диапазон развития культуры вообще.

Главной особенностью развития культуры является распространения грамотности. Россия продолжала нуждаться не только в образованных кадрах, а в элементарно грамотных людях, но по уровню образования она стояла далеко от первых мест среди буржуазных стран той эпохи. Один учащийся средней школы приходился на 564 человека, во Франции один на 300, в Англии один на 202, а в США один на 83. Из за нехватки школ и учителей очень много детей школьного возраста были за порогом школы.

К началу 1917 года в стране насчитывалось не более 30% грамотного населения страны. Наибольший процент грамотных был в Финляндии и прибалтийском крае. А наименьший в Казахстане и Средней Азии.

Основная масса школ находилась в ведении министерства народного просвящения. Министрами просвещения были Делянов, Боголепов, Шварц, Кассо. Министр имел помощника который назывался товарищ министра. Территория страны делилась на 15 учебных округов, во главе которых стояли попечители. Очень важной системой в деле начального образования была система церковно приходских школ, где детей учили основам грамоты.

Русская православная церковь заботилась о духовном образовании, в стране были 4 православных духовных академии. Среднюю ступень составляли духовные семинарии, затем духовные училища, и церковно приходская школа. В стране была одна Римско-католическая академия, и одна армяно-грегорианская.

Добротное среднее образование получали в гимназиях и училищах, гимназии были мужские и женские. В Гимназиях по преимуществу учились дети чиновников, дети дворян. Мужские гимназии были 8 классные, а женские 7 классные. В женских гимназиях был 8 пед. класс, оканчивающие такой пед класс получали звание домашней учительницы или наставницы. Существовали гимназии с сокращенным сроком обучения, их называли прогимназии.

Среди лучших гимназий можно назвать, московскую гимназию Поливарова, женскую Стоюгинская гимназия.

В реальных училищах давали образование практического назначения. Основное внимание в реальных училищах уделялось в естественным и точным наукам. Вместо латыни и древнегреческого учили современным языкам. В гимназиях обучались дети купцов, зажиточных горожан. В 1913 году было 276 реальных училищах, в которых обучалось 17000 человек, разновидностью реальных училищ были коммерческие училища. Фундаментальное высшее образование в России получали в университетах. Общее число на всю страну было 11.

Высшее музыкальное образование получали в консерваториях. В Киеве, Петербурге, Москве, Саратове. Практически все высшие учебные заведения принимали в качестве студентов лиц мужского пола. Женщины получали высшее образование в специальных женских институтах и на высших женских курсов. Наиболее знаменитые Бестужевские курсы в Питербурге, высшие женские курсы профессора Генье в Москве, там давали полноценное как гуманитарное как и физико математическое образование. Медицинское образование получали в основном на факультетах университетах.

Отношение к студенчеству, отношение к профессуре в России во многом определялось востребованностью в образованных людях, но демократические настроения высшей школе старались всячески неминировать. Одной из форм нового демократического образования были народные чтения. народные чтения выявили огромную тягу к знаниям. В последствии организовывались рабочие курсы, народные университеты, наиболее сильным был университет имени Шанявского в Москве.

В крупных промышленных центрах на занятиях рабочих курсов бесплатно вели лекции, семинары крупнейшие ученые того времени, Сеченов, Шатерников, Рефороматский и другие. Наиболее известными были Приечистенские рабочие курсы в москве, Дороговиловские в Москве, Охтенские в Петербурге, Харьковские рабочие курсы.

В годы первой революции появилась народная консерватория. В ее оргкомитет входили видные композиторы и деятели. Танеев, Гречанинов, свыше 600 человек из простого люда занимались в хоровом класс, несколько десятков человек учились сольному пению, игре на скрипке, виолончели.

Таким образом, зарождались новые элементы просвящения и образования.

2. Развитие образования немыслимо без печатной продукции. Издательское дело становится важным элементов культуры вообще и просвящения культуры в частности. В Этот период выделяется 2 крупные фирмы. 1-я принадлежала Суворину, а 2-я Сытину. Суворин в прошлом обычный провинциальный учитель, издавал крупнейшую официозную газету новое время. Фирма Суворина издавала подарочные дорогие издания такие как «вся Москва», «весь Петербург», Суворин издавал произведения античных авторов, средневековых литераторов Западной Европы. В начале 20 века Суворин помимо дорогой литературы стал выпускать книги по доступным ценам, появилась «Дешевая библиотека» для широкой общественности.

И.Д. Сытин был выходцем из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником книжной лавки в Москве. Затем он занимается распространением лубочных картинок, недорогих сборников сказок и к концу 19 века он становится одним из крупнейших монополистов в издательском деле и книжной торговли. Сытин издавал большими тиражами недорогие собрания сочинений Чехова, Толстова и выпускает серию, которая называлась библиотека для самообразования, так же в книжных магазинах Сытина издавались календари, популярные детские книги, которые расходились по всей России.

Суворин и Сытин нажили большой капитал. Купцы, аристократы, либерал-демократы стали охотно заниматься прибыльным делом издательства. Видными деятелями были Рябушинские, Шабашников, Парамонов и др.

На переломе веков, исключительно востребованными были справочные и энциклопедические издания и книгоиздательство Брокгаузэ и Эфрона, Братьев Гранат, специализировались на словарях, многотомных энциклопедиях, и своей научной значимости, эти издания не потеряли до сегодняшнего дня. Издатель Девриен выпускал прекрасно оформленные сочинения по географии, сельскому хозяйству, естествознанию. Очень популярно было издательство Братьев Шабашниковых, которые выпускали книги по истории, словари по древним языкам. В этот период в России распространяется библиотечное дело. Рост библиотек продолжался за счет личных пожертвований, Большую роль в формировании Библиотек играли земства. На более высокой ступени в развитии дела образования и просвящения находилась наука, наука в системе общественного сознания являлась важным фактором прогрессивного развития.

3. В начале 20 века определение направления русской науки осуществляла академия наук, с разветвленной системой университетов, научных институтов с многочисленными обществами. Популяризация научных знаний осуществлялась в России благодаря деятельности научных обществ. Одним из первых было русское географическое общество. В начале 20 века оно вело большую работу в Сибири, на Дальнем Востоке, одним из выдающихся деятелей был Потанин.

Создавались научные общества, Русское ботаническое общество, Русское математическое общество. Большую известность приобретет деятельность археологических обществ и кружков при университетах. Среди научных направлений важную роль играла развитие общественных наук. возникновением рабочего класса и пролетарского движения в России стало распространяться философия марксизма. Огромная роль в пропаганде марксизма принадлежит Плеханову. Важными были труды Ленина, в первую очередь книга вышедшая в 1909 году: Материализм и империакритицизм.

Сложнейшие общественные процессы в начале 20 века вызывают особый интерес, выделяются труды легального марксиста Туган Барановского, в первую очередь его замечательная книга 1898 года «Русская фабрика в прошлом и настоящем». В общественных науках важную роль играл Петр Иванович Лященко. В 1908 году им написаны очерки аграрной революции России. В столичных университетах складываются исторические школы, представленные деятельностью историков Жебелева, Тураева, Бартольда, которые исследовали крупные проблемы востоковедения и Восточного мира. На стыке истории, этнографии, естествознания работали выдающиеся ученые: П.Казлов, В. Арсеньев, Грум Жемайло которые совершали научные экспедиции в Тибет, Китай, Монголию.

В истории большую Роль играли исследования Платонова, очерки по истории смуты в московском государстве. Работы Преснякова. В 1910 году Русский ученый, Покровский выпускает книгу Русская история с древнейших времен, в которой он дает общее истолкование с марксистских позиций. В период бурного развития промышленности и транспорта большую роль играли естествознание и техника. В этот период созывались съезды. Наиболее были известны Пироговские, это съезды хирургов в память о Пирогове. Склифасофский был Душа съездов.

В это время формируется Сейсмологическая ассоциация, ее организатор Голицин.

Признание международных успехов было в том, что русским ученым присуждались нобелевские премии. И.И. Мечников стал нобелевским лауреатом 1908 году. В области техники особую роль имела деятельность Н.Е. Жуковского и Циолковского.

Жуковский является отцом русской авиации, он определил подъемную силу крыла, разработал вихревую силу винта, заложил основу планерского дела. Первая аэродинамическая труба появилась благодаря ему.

Выдающим ученым был Циалковский. Он разработал теорию реактивного двигателя, она появилась раньше чем за границей. В целом развитие образования, книжного дела, науки свидетельствовало о поступательном и динамичном процессе становления гуманистического общества в российском государстве.

Литература и искусство России в конце 19 начале 20 века

1. Русская реалистическая литература.

2. Русское реалистическое искусство.

3. Декаданс

4. Искусство социалистического реализма.

1. Литература и искусство конца 19 начала 20 века это сложная картина взаимодействия, взаимопроникновения многих художественно эстетических школ направлений, но в плане широкого обобщения можно говорить о 2х течениях литературы и искусства, реалистическом и модернистском. Понятие модернизм от французского слова модерн ( новейший, современный) включает в себя явление литературы и искусства, возникшее как реакция общества на изменения в стране, мировоззрении. В то же самое время лучшие начала русского реализма нашли достойное продолжение на переломе веков.

Реалистическое направление в литературе и искусстве было представлено творчеством Л.Толстова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, Д. Мамина-Сибиряка, И. Репина, В.Сурикова, И. Левитана. В театре это деятельность М.Н. Ярмоловой, М. Савиной.

Мажорное настроение 1900х годов определялось следующими словами: ото всюду выходила молодая русская талантливость, все расцветало, сцена с художественным театром. Живопись с Васнецовым и Врубелем. Музыка с Рахмановым и Скрябиным. В воздухе веяло обновлением. Казалось, вся Россия пробуждалась. В этот период всероссийскую известность получили песни М.Горького. Песня «Сокол», «О буревестнике». Они воспринимались как манифесты пролетарской общественности.

А.П. Чехов в своем творчестве показывал помещичью, буржуазную Россию. Он показал ситуацию экономического, социального развала, показал тупик старой жизни. Об этом говорят его произведения: «Дама с собачкой», «Мужики», «Дом с мизамином». И его драматические произведения: «Вишневый сад», «Чайка». В этих произведениях по определению Чехова отражена до ужаса простая и сложная жизнь России.

Лев Николаевич Толстой был основоположником религиозно-морального христианско-анархического учение толстовства, о непротивлении злоносилии о внутреннем самоусовершенствовании.

Поздние произведения Толстова Такие как «Хаджи мура», «Живой труп», «После бала», дают исключительно яркие картины российской действительности конца 19 века.

Значительным явлением в области критического реализма, были рассказы Куприна и Бунина. Бунин отточенным языком нарисовал деревню раздираемую капиталистическими противоречиями, произведения «На край света»( 1895), «Деревня» (1909-1910), произведения о жизни поместного дворянства: «Антоновские яблоки», Темные Аллеи.

Куприн стал известен после публикации: «Гранатовый браслет», Алеся, Малох.

Большим авторитетом пользовался В.Г. Короленко. В 1895 году вышла его повесть «Без языка», в 1899 «Марусина заимка». Но большую известность он получил за свои корреспонденции и публикации в которых критиковал существовавшие порядки. Он защищал еврейское население, удмуртское, от обвинений великорусских шовинистов. Он выступал против погромов, не боялся критиковать столыпинские методы наведения порядка.

В годы русской революции пришли писатели, Михайловский написал: Детство Темы, Студенты, Гимназисты, Инженеры. Он был инженером, участвовал в строительстве Транссиба и КВЖД. Он написал в этот период «корейские сказки», очерки «вокруг света» и др.

М,М. Пришвин был певцом северной природы. В 1907 году вышла его книга в «В краю не пуганных птиц, очерки Выговского края». За эту книгу ему присудили серебряную медаль. Через год вышла книга за «За волшебным колобком» По северо-западу России.

2. Русский театр в этот период в первую очередь был представлен деятельностью казенных императорских театров. В Москве это был большой и малый театры, в питербурге это были Мариинский и Александрийский, Большой и Мариинский татры на своих сценах представляли оперу и балет. Лучшие оперные партии исполняли великие русские певцы, такие как Ф.И. Шаляпин, Антонина Неданова, Леонид Совинов. Федор Шаляпин считался лучшим басом не только России, но и всей Европы.

В Балетном искусстве исключительно важное значение занимали постановки Мариуса Петиба в Мариинском театре. Сценическое воплощение его идей осуществляли такие артисты балета как Васлет Нежинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская. Выдающийся русский антрепренер Сергей Дягелев организовывал выезды в европейские театры и в Париже проводились знаменитые Русские сезоны. На сценах гранд-опера, Олимпии, русский балет снискал славу лучшего балета мира. Сложнее утверждался репертуар и организовывались постановки в драматический театр. Передовые русские актеры, реалисты Ермолова, Южин боролись за сохранение традиции режиссуры, манеры постановки, которые были известны со времен Щепкина и Мочалова, Но в целом драматическое театральное искусство переживало кризис, требовало перемен. Появились с деятельностью Станиславского и В. Немировича-Данченко. В 1898 году они основали московский художественный общедоступный театр. Прежде всего утверждался репертуар нового театра, на сцене художественного ставили такие пьесы как Вишневый сад, Дети солнца М.Горького, Бесприданницу Островского. Театр так организовал свою деятельность, что в качестве зрителей были учащаяся молодежь, интеллигенция, фабричные рабочие.

В музыкальном театре так же стали бороться за появление новой манеры исполнения. Появляется определение поющий актер. При этом внедрялось органическое сочетание Драматической выразительности и высокой вокальной техники. Особенно прославился Шаляпин в ролях Б.Годунова, Мефистофеля. Л.Собинов в партиях Ленского: Ромэо.

Интересные направления формировались в музыкальном искусстве. Самыми крупными были Н. Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, А. Скрябин. Н.Римский-Корсаков в 1900 году создал произведение сказка о царе Салтане. оперы Кощей бессмертный, золотой петушок. Это образцы народных драм, опер сказок которые по сути дела были острыми музыкальными сатирами с большим общественным звучанием. Вершиной оперного искусства Римского-Корсакова является написание им 1898 году оперы «Царская Невеста»

Особую роль представляло творчество С. Рахманинова. Он обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью. В первые годы своей деятельности он написал оперу Алеко, первый концерт для фортепиано с оркестром. Скрябин в первую очередь отличался художественным новаторством в музыкальном искусстве. не только музыкант, но и поэт, мыслитель. Скрябин видел в искусстве силу, способную изменить мир. В годы первой революции Скрябин создал авангардные произведения: поэма «Экстаза»

Реализм развивался и в художественном сообществе. Много нового внесли в развитие русского реализма такие художники как: Васнецов, Нестеров, Поленов, Поленов, Коровин. Многие произведения замечательных мастеров замечательного искусства отражали традиции передвижников, широко распространенный в русской живописи была портретная традиция. В этом отношении выделяется творчество Валентина Серова, который оставил целую Галерею образов деятельности. Появляются новаторские направления в живописи. Проявляется стремление поднять авторитет родины путем повышения культуры древней Руси, это заметно в творчестве Васнецова, Н. Рериха, И. Беливина.

3. Совершенно новым было формирование модернистского направления. Это направление получило широкое направление в Русском искусстве. В живописи представителями модернизма были художники Марк Шагал, Каземир Малевич, Мартирос Сарьян, П. Филонов и другие. Каземир Малевич в 1915 году выставил в Петрограде Черный квадрат на белом фоне. Он считал это выражением искусства чистых форм. В искусстве авангарда раздвигались рамки традиционного понимания живописи. В большей мере направление Модернизма проявилось в русской культуре в литературном плане. Чаще всего сторонники модернизма выступали в таких журналах как северный вестник, весы, золотое руно.

В роли теоретиков модернистского или декадентского направления выступали писатели, философы Д. Мелишковский, Н. Минский, Волынский. Долгое время в этом кругу был заметен В. Я, Брюсов, один из крупнейших поэтов начала 20 века. Для части декадентов было характерно безрадочное мироощущение. больше всех выделился Константин Бальмонт. Декаданс в литературе подразделялся на акмеизм, символизм, футуризм и т.д. Скандальным шумом было встречено ни к одному течению не принадлежавшее стихотворение Брюсова.

В 1905 году выходит первая крупная книга Блока: «стихи о прекрасной даме». В годы революции Блок пишет цикл на поле Куликовом. Произведение Блока, Брюсова отвечали степенью гражданственности и богатстве русского языка.

В русской литературе сформировался футуризм. Футуристы печатали произведения в издательствах: Дохлая луна, Рыкающий парнас. К левым футуристам относился Маяковский. Его произведения Облако в штанах. Он переходит на сторону Революции. А.Ахматова создает произведение такие как: Двустишье, Летний сад.

Как поэт деревни начал свою деятельность Есенин, его так же привел в литературу А. Блок. Все больший авторитет в русской литературе приобретает Горький. В 1906 году пишет драму Враги. Позже выходит роман мать. Формируются новые эстетические принципы реализма. Горький утверждает, что надо не только отображать мысль, но и делать жизнь красивее.

Наши рекомендации