Русская православная церковь в конце 19 начале 20 века.
1. Функции православной церкви в конце 19 начале 20 века
2. Монастыри и монашество
3. Система духовного образования
4. Миссионерская деятельность русской православной церкви
5. Взаимоотношение русской православной церкви и государства в начале 20 века.
1. Русская православная церковь в конце 19 начале 20 века являлась господствующей и первенствующей, но не единственной в империи, признавались вероисповедные права и другие конфессии, если они не нарушали законов российской империи и не противопоставляли себя русской православной церкви.
Высшим органом управления церковью являлся святейший синод. Это законосовещательное административное и судебное учреждение по делам церкви. Территория российской империи подразделялась на церковные округа, т.е. епархии, в 1914 их было 67. Епархии делились на более мелкие округа, благочиния. Первичной церковной единицей является приход.
Духовенство было не податным сословием, оно было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний, воинского постоя а так же духовенство могло приобретать в собственность землю. Православное духовенство состояло из 2х категорий: белое (приходское), черное (монашествующее)
2. Монастыри в конце 19 начале 20 века играли роль не только крупно религиозных, но и культурных центров. Они способствовали распространению образования в стране. В начале 20 века, наиболее известными были троица Сергиева лавра, Александро-Невская лавра, Пичерская Лавра, и Почаевская лавра. В лаврах всегда были духовные академии. Другими известными монастырями были Соловетский, Симоновский, Новоиерусалимский, в Барнауле Знаменский женский монастырь. Настоятели монастырей носили титул архимандрита.
Монастыри подразделялись на общежительные и внеобщижительные. В общежительных монастырях монахи не имели ничего своего, получали келью, одежду обувь, пропитание. При этом в начале века от общего числа монастырей, 60 % общежительных. Внеобщижительных монастырях монахи пользовались бесплатно жильем и монастырской трапезой, все остальное приобретали сами, за счет своего трудоделанья, могли иметь свои сбережения. Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь, это небольшой монастырь или уединенная келья. Она могла находиться в безлюдных лесах, степях.
К началу 20 века в России числилось 74 мужских пустыни и 12 женских. Особую известность получила Оптина пустынь в Калужской губернии. Монастыри в начале 20 века были крупными землевладельцами. Земли они получали за счет царских пожалований, за счет покупки земель, самыми крупными были Соловецкий монастырь, Александро-Невская и Киево-Печерская лавра. На своих землях монастыри создавали эффективное хозяйство. Занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством.
В монастырях использовался не только труд монахов и послушников, но и наемных работников.
3. Система духовного образования подразделялась на несколько ступеней. Высшее духовное образование в духовных академиях, среднее в семинариях, низшие в епархиальных училищах.
Воспитанниками духовных училищ были знаменитые люди, В.О. Ключевский и др. Образование полученное духовных заведениях отличалось малым количеством часов для общеобразовательных дисциплин, но очень большим был курс церковной истории, богословии, учили медицине, ветинарии, агрономии. Чтобы священники могли помогать своим прихожанам. Самой низкой ступенью были церковно приходские школы. Там могли учится и миряне. и приписанные к монастырям. В этих школах учили не только законы божью арифметике.
4. Большой авторитет у русской православной церкви сложился в результате миссионерской деятельности. Существовали внутренние и внешние миссии. Внутренняя вела свою работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других конфессий внутри России. Внешняя вела работу среди некрестьянского населения.
В конце 19 начале 20 века на территории Сибири действовали алтайская, иркутская, забайкальская, якутская миссии для христианизации аборигенного населения. Миссионеры помимо распространения веры в Христа занимались врачеванием. Среди миссионеров были энтузиасты своего дела, которые выполняли не из за обогащения а выполняли по совести.
Примером подвижничества является миссия архимандрита Макария Глухова на Алтай. Существовали крупные миссии на Аляске, на Алеутских и Курильских островах, Япониии, Китае, Корее. Русскими миссионерами проводились съезды и издавались специальные миссионерские журналы: Православный благовест и Миссионерское обозрение.
Внутри самой империи православная церковь хоть и была господствующей и первенствующей. Далеко не все русские исповедовали православие, а принадлежали другим религиям. В 1897 году православное население насчитывало 87.5 миллиона человек. Стремление распространять православие среди некристьянского населения особого успеха не имело, особенно по отношению к старообрядцем. При этом церковь активно боролась с попытками раскола. В России на переломе 19, 20 веков широко распространялись секты бобтистов, толстовцев и т.д.
5. Кризис духовного общества в полной мере затронул церковь, особенно было заметно, конгда обер-прокурором синода был Победоносцев. Кризис русской православной церкви сказывался на падении нравственного влияния на массы верующих. Самой церкви возникают течения стремившиеся к обновлению, поднятию ее авторитета и морального облика. В церковной и светской печати стали выдвигаться требования освободить церковь от жесткого контроля государства. Предлагалось предоставить церкви реальную самостоятельность, провести реформу церковного суда и в конце декабря 1904 года Петербургский митрополит Антоний Батковский от имени столичного духовенства подал записку Витте с предложением проведения немедленных реформ русской православной церкви, предлагалось обновить приходы, материально обеспечивать приходское духовенство, преобразовывать духовные школы и предоставить церкви большую самостоятельность. Победоносцев отверг предложение Бадковского, но грянула революция 1905 года она заставила пойти самодержавие пойти на уступки.
17 апреля 1905 года обнародован манифест о веротерпимости, который провозгласил о свободе вероисповеданию. Освобождены от былых гонений секты, кроме изуверств. Разрешалось всем конфессиям беспрепятственно строить свои молитвенные здания издавать духовную литературу, создавать духовное братсво.
Был уволен с поста обер-прокурора Победоносцев, назначен на этот пост князь Оболенский. Николай 2 под натиском революции соглашался на проведение поместного собора для решения неотложных нужд, но по мере отступления революции, Николай меняет свои взгляды, после 3ти июньского переворота, вопрос о соборе был снова отложен. Сама православная церковь понимала что нужно лечить болезни церкви. Но правительство не реагировало на все попытки синода. Вопрос о созыве поместного собора был снова поставлен после февральской революции 1917 года, отречение Николая 2 от престола означало, что одновременно он лишается прерогативы главы русской православной церкви. Знак этого царский трон был вынесен из здания синода. Изменен состав синода, из которого удалили распутинских сторонников. Во время образования советов и исполкомов сразу после февральской революции стали создавать и священников и мирян которые устанавливали контроль над епископами. 29 апреля синод издает указ о том что епископов надо выбирать путем тайного голосования. Во время этой неразберихи, 14 июля 1917 года издан декрет временного правительства о свободе совести. 5 августа 1917 года синод как высший орган управления русской православной церкви был упразднен, вместо него вводилась министерство вероисповедания.
Деятельность собора прервана советским правительством, собор сумел принять ряд решений, среди них восстановление патриаршества, патриархов 4 ноября 1916 года выбран московский митрополит Тихон, но в это же время начинается один из самых трудных периодов развития русской православной церкви. В течении всего 20 века страна воинствующего атеинства.