Петр I. Проблема антично-русского синтеза 5 страница

Постепенно, уже на иных, национальных, основаниях к XII — XIII вв. в архитектуре складывается общерусский национальный стиль, отражающий самобытность русской культуры. Его вопло­щением стали башнеобразные формы, основанные на ступенча­тых арках, введение второго и третьего яруса закомар1, сложных кокошников2, что создавало динамичную, устремленную вверх ком­позицию. Идеальным воплощением нового русского националь­ного стиля стали Спасская церковь Спасо-Андронникова монасты­ря (XV в.), храм Василия Блаженного(XVI в.), церковь Вознесенияв Коломенском(XVI в.).

Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не затро­нуть живописных традиций. Первые иконы появились в Византии в VI —VII вв., а к IX в. иконографический канон сложился окон­чательно и в этом виде пришел на Русь. Первые росписи осуще­ствляли византийские и греческие мастера: например, велико-

1 Закомара — полукруглое или килевидное завершение участка стены, за­
крывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод и повторяю­
щее его очертания.

2 Кокошник — полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая

декоративное назначение.

лепную роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде, уничто­женную во время Великой Отечественной войны, осуществлял византиец Олисей Гречин.Иконографическая традиция на Руси начиналась с фресок Софии Киевской, на которых были изобра­жены не только христианские святые и сюжеты священной исто­рии, но и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, скоморо­хи и музыканты, что, безусловно, являлось нарушением строго византийского канона. От раннего периода осталось очень мало икон: от знаменитых мозаик Михайловского монастыря в Киеве, например, сохранилось лишь изображение Дмитрия Солунского, из икон Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — только Устюжское Благовещенье. Постепенно общие каноны по­строения изображения, свойственные византийской иконографии, сменяются особенностями национальных иконописных школ: Нов­городской, Московской, Владимиро-Суздальской. Первый русский иконописец Алимпий Печерскийтворил в XI в., национальные же иконографические школы складываются только во второй поло­вине XIII в. И в иконографической традиции Древней Руси отра­зились черты русской художественной культуры, общие для пе­риода, когда христианская вера стала и «системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и философи­ей»1: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, нормативность, традиционализм, символичность, мистический ре­ализм, условность, абстрактный психологизм (термин Д.С.Лиха­чева).

Выработка общехудожественного стиля была связана с посте­пенным становлением общего стиля культурной жизни Руси, во­площением чего стала прежде всего унификация и централизация политической жизни. Период ученичества закончился, начиналось время самоутверждения и саморефлексии культуры, воплощени­ем которых стала выдвинутая иноком Филофеем идеологема: «Москва — третий Рим» (1524 г.), легшая в основу становящегося Московского царства и утвердившая Москву центром всего хрис­тианского мира. Христианство, обретя на Руси национальную фор­му православия и выстояв в борьбе с ордынским нашествием, дало к XIV—XVI вв. толчок для новой национальной консолида­ции, отразившейся в расцвете новых жанров литературы, в быст­ром прогрессировании архитектуры, иконописи, философско-бо-гословской мысли.

Постордынский период в развитии русской культуры характе­ризуется ярко выраженным подъемом, в основе которого лежит рост национального самосознания и выработка новых государ­ственных форм, поддержанных новыми идеологемами и нашед­ших обоснование в религиозно-философских трактатах данного

1 Конрад Н. Н. Запад и Восток. - М., 1972. - С. 89.

времени, а также освоение традиций народной культуры (шатро­вые храмы, демественный распев1, новые сюжеты в иконографии, темы и жанры литературы), сделавшее народную жизнь предме­том изображения и художественного осмысления. Но данный пе­риод характеризуется отнюдь не однозначными тенденциями в развитии культуры: наряду с освоением ценностей народной жиз­ни, развитием национального стиля в это время на Русь проника­ет мощное европейское влияние. Оно было связано не только с противоречиями исторических процессов этого времени. XVI век для Руси — переломный период в судьбе, когда решается вопрос о дальнейшем ее существовании: плавный эволюционный про­цесс культурного развития был прерван Ливонской войной, Сму­той, иностранной интервенцией, установлением опричнины и крепостного права. Время культурного подъема в XV — середине XVI в. постепенно сменяется эпохой, подспудно готовящей Пет­ровские преобразования.

XV—XVI века — это эпоха прояснения социально-политиче­ских, духовных, культурных проблем, полемик и диалогов, эпоха начала книгопечатания (1553) и формирования светского направ­ления в культуре. Это развитие самостоятельной критической мысли, направленной на рефлексию самих основ русской циви­лизации, период синтеза локальных культур и государственно-политических институтов, собирания и осмысления ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития, время ста­новления русского национального характера, высокого развития исторического самосознания, которое предполагало и историче­скую память и историческую ответственность за судьбы Родины. Традиционализм и историзм, свойственные данному периоду русской культуры, не были нацелены только на развитие охрани­тельных тенденций в социокультурной жизни Руси. Напротив, они предполагали становление «самомышления» на основе полеми­ческого прояснения всех культурозначимых вопросов: «...от судеб феодальной земельной собственности до принципов иконописа-ния... Обсуждаются проекты социальных реформ, государствен­ного устройства, происхождение и характер великокняжеской и царской власти, ее обязанности по отношению к подданным, вза­имоотношения с церковью, социальная и этическая роль — цер­кви и монашества, место России в мировой истории и русской церкви в истории христианства»2.

Полемический диалог в эту эпоху представляли прежде всего нестяжатели1 (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек)

' Демественный распев - утвердившийся в XVI в. более свободный и прихот­ливый по мелодике и эмоциональному рисунку стиль мужского церковного

пения. „ ,„

2 История Европы. - М., 1993. - Т. 3. - С. 557.

и иосифляне1 (Иосиф Волоцкий, митрополиты Даниил и Мака-рий). Дискутируются сущностные вопросы об Уме и Душе, Истине и Правде, Добре и Красоте, вере и справедливости, жизни и смер­ти, свободной воле и понуждении. Зарождаются споры о языке книж­ном и народном (Зиновий Отенский, А. Курбский), складываются первоначальные нормы литературного языка. Споры о языке были сопряжены с практикой исправления книг, текстологической кри­тикой ортодоксальной веры, легшей в основание русского раскола. В этот период не было ни одной темы, ни одной сферы русской культуры, которые не подвергались бы переосмыслению и пере­оценке. Квинтэссенцией полемического накала эпохи выступили движения еретиков-реформаторов (Новгородская ересь, ереси Фео­досия Косого — XVI в. и Ф. Курицына, ересь жидовствующих и т.д.), в которых народ пытался защитить вероучения, и полемика Ивана IV с А. Курбским по вопросам государственного строя Рос­сии, природы и сущности царской власти. Но постепенно живые голоса споров были оттеснены на периферию культуры: победу одер­жали ортодоксы и авторитарность царской власти.

Быстро развивающееся противоборство между церковной и свет­ской тенденциями в русской культуре отразилось и в появлении новых жанров литературы: публицистики, азбуковников (слова­рей), первых русских энциклопедий («Русский хронограф», 12-томные Великие Минеи Четьи, Лицевой летописный свод — более 10 томов, Никоновская летопись, Степенная книга, Сказа­ние о князьях Владимирских и др.), светских биографий (История о Великом князе Московском А. Курбского, «Сказание о Макси­ме Греке», написанное им самим, «Житие» Аввакума, «Повесть об Ульяне Осоргиной»), светских стихов («Вертоград многоцвет­ный» А. М. Полоцкого содержал 1555 стихотворений).

Литература, по словам Ермолая-Еразма, становится «оружием борьбы», своеобразным средством отстаивания своих взглядов в проходившей полемике. Сама же полемика была напрямую связа­на с ростом личностного самосознания, воплощающегося в произведениях художественной культуры. Данные процессы поро­дили попытку «повторной канонизации», обоснования государ­ственно-церковного управления культурным развитием, что воп­лотилось в решениях Стоглавого Собора (1551).

Рост национального самосознания, ощущение своей силы и самобытности проявились более полно в экспрессивно-эмоцио-

1 Нестяжатели — представители религиозно-политического конца XV — на­
чала XVI в., выступающие за отказ церкви от земельной собственности и иму­
щественных ценностей как противостоящих свангелиевским идеалам.

2 Иосифляне — последователи Иосифа Волоцкого (конец XV — середина
XVI в.) выступавшие противниками нестяжателей и защищавшие право церкви
на земельную собственность. Разработали учение о богоустановленности царской
власти и о «Москве — третьем Риме».

нальной литературе этого периода, прежде всего в творчестве Кип-риана («Житие митрополита Петра»), Епифания Премудрого («Жи­тие Сергия Радонежского», «Житие Стефания Пермского»), Па-хомия Лагофета («Житие Кирилла Белозерского»).

В агиографической литературе развивается мотив патриотичес­кого служения, акцентируются духовно-нравственные основания жизни, что наблюдается и в памятниках Куликовского цикла, прежде всего в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище» и др. Этические мотивы в этот период соседствуют с новыми для русской литературы темами, например темой женской любви; про­является интерес к жизни различных слоев русского общества («Троянские сказания», «Соломон и Китоврас», «Дракула», «Алек­сандрия», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). Нарас­тающие процессы индивидуализации художественного творчества сопровождаются собиранием знаний, их оформлением в фило-софско-богословских трактатах, житейско-нравственных, дидак­тических сочинениях. Появляется «Домострой», существенно рас­ширяются Великие Минеи Четьи. В литературу входят новые исихастские мотивы, воплощенные в сочинениях разносторонне образованного Максима Грека: «Повесть страшна и достопамятна и в совершенном иноческом жительстве», «Беседа ума с душой», «Слово о покаянии» и др.

К XVII в. летописный жанр постепенно угасает, ему на смену приходят историографические и историософские сочинения, в ко­торых большое значение стали иметь описания личных качеств дея­телей русской истории, осмысление их роли в жизни страны. Уни­фикация уступает место индивидуализации исторических персонажей, пристальному вниманию к их деятельности во благо или во зло Свя­той Руси («Временник» дьяка Ивана Тимофеева (1616— 1619), «Ска­зание» Авраамия Палицына, «Новый летописец»).

Сила Москвы отразилась и в зодчестве: появились многочис­ленные храмовые постройки, светские здания, бытовые сооруже­ния. Окончательно сложился ансамбль Московского Кремля, в создании которого большую роль играли итальянские мастера: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиора-ванти, Бон Фрязин, Алевиз. Были отстроены Успенский собор (1475—1479), Благовещенский собор (1484—1489), Грановитая палата (1487—1491), Колокольня Ивана Великого (1508), Архан­гельский собор (1505— 1508). В русское зодчество постепенно вхо­дят элементы западноевропейской архитектуры, что в полной мере можно наблюдать в соборных постройках Кремля.

Оживленное строительство, как всегда, вело за собой развитие фресковой живописи, создание новых иконографических шедев­ров. Вместе со светскими тенденциями в живопись этого времени входят новые гуманистические мотивы, выразителем которых стал Андрей Рублев.

В ряду выдающихся живописцев этого периода деятельность Феофана Грека, сопряженная с интенсивными поисками духов­ных основ жизни, занимает особое место, открывая традицию глубокого одухотворения привычных иконописных образов. Экс­прессивные поиски мистических оснований веры отразились в его росписях Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378), в«Преображении», росписях Благовещенского собора Московско­го Кремля, которые он выполнял совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. С начала XV в. в русскую культуру входит Андрей Рублев,воплотивший в своей живописи лучшие нравствен­но-религиозные идеалы эпохи. Его «Троица»стала символом рус­ского национального духа. Росписи Рублева, Грека, Прохора сГородца, Даниила Черного покрывают стены Успенского собора во Владимире, Троице-Сергиевого монастыря (Троицкого собо­ра), Успенского храма Андронникова монастыря. Живописные работы Рублева — праздничный чин Московского иконостаса (Бла­говещенье, Рождество Христово, Сретенье, Преображение, Кре­щение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим) и некоторые сохранившиеся иконы Звенигородского чина (Спас, Архангел Ми­хаил, Апостол Павел) — являются шедеврами мирового уровня. После Андрея Рублева традиции московской школы иконописи продол­жил Дионисий,гений которого раскрылся наиболее полно в рос­писи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.Но уже к XVII в. вместе с расширением тематического и жанрового разнообразия постепенно вместо эмоционально-созерцательного отношения торжествует повествовательно-дидактическое начало. Светские, секуляризационные тенденции в иконографии наибо­лее полно воплотились в творчестве Симона Ушаковаи строга­новской иконографической школы. Формируются батальные, ис­торические, портретные жанры. С иконой начинает соседствовать парсуна (светский портрет, выполненный в иконописной тради­ции). Продолжает совершенствоваться музыкальное искусство, появляются профессиональные хоры (Государственный певчих дьяков и Патриарший певчих дьяков), вырабатываются каноны общерусского хорового пения, начинается творчество профессио­нальных композиторов — распевщиков, среди которых особо вы­делялись Иван Носи Федор Христианин,сочинения которого были найдены лишь в 1954, а опубликованы в 1974 г., формируется система музыкального образования. Общие тенденции развития музыкальной культуры воплотились в полной мере в создании зна­менитого Большого знаменного распева1,построенного на слож-

' Знаменный распев (от «знамен» или «крюков» — знаков, при помощи кото­рых записывали музыку) — господствовавшее на Руси в XI—XVII вв. унисонное мужское пение строго возвышенного характера.

ной гармонии многоголосного пения. Однако и в этой области к XVII в. строгость канонических распевов сменяется партесным (более свободным) пением, партесными концертами и компози­циями Н.Дилецкого, Н.Калашникова, С.Беляева и др. Развива­ется театральное искусство: первый спектакль прошел при Алек­сее Михайловиче в 1672 г. в Преображенском, это было «Артаксерсово действо». Становление театра, как школьного, так и придворного, повлекло за собой появление на Руси западноевропейских драмати­ческих произведений, позже — европейских инкунабул и рукопис­ных книг, готических романов, чему способствовало так называе­мое «второе южнорусское влияние».

Таким образом, к XVII в. в русской культуре нарастают свет­ские, западноевропейские, южнорусские влияния, что отражает постепенную победу реформаторских тенденций над «древним бла­гочестием». XVII век — это кризис средневековой картины мира, системы средневекового мышления. В результате этих процессов синтетическое единство русской культуры постепенно нарушает­ся, начинает господствовать жанровая и стилевая эклектика (так называемое русское барокко, русское узорочье), воплощением чего стали, например, церковь Покрова в Филях (1693)и церковь Тро­ицы в Никитниках(1634). Возрастают социокультурные противо­речия, для преодоления которых требовалась выработка новых цен­ностей и идеалов. Надвигалась эпоха, о которой В. О. Ключевский напишет: допетровская и послепетровская Русь — «не два смеж­ных периода нашей истории, а два враждебных уклада и направ­ления нашей жизни, разделивших силы общества и обративших их на борьбу друг с другом, вместо того чтобы заставить их друж­но бороться с трудностями своего положения»1.

Контрольные вопросыи задания

1. Какие критерии лежат в основе периодизации развития русской культуры допетровского времени?

2. Как вы понимаете «дихотомичный характер» русской культуры?

3. Какие факторы социокультурного развития России вы можете на­звать?

4. Какие модели, объясняющие историко-культурный генезис Рос­сии, вы знаете?

5. Назовите основные жанры древнерусской литературы.

6. Какие характерные черты художественной культуры Древней Руси вы можете отметить?

7. Что такое двоеверие?

8. Какие элементы языческого миропонимания, с вашей точки зре­ния, проявляются в культуре христианской Руси?

1 Ключевский В. О. Курс русской истории. — М., 1980. — Т. IV. — С. 132.

14 Культурология п 1 /

9. В чем проявляется отход от «древнего благочестия», наблюдаемый в культуре Руси XVII в.?

Литература

Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. — М., 1988. -№7-8.

Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. — М., 1974.

Асеев Ю. Э. Архитектура Древнего Киева. — Киев, 1982.

Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. — М., 1984.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.

История русского и советского искусства. — М., 1990.

История русской литературы X—XVII веков. — М., 1980.

Иванов В. В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие се­миотические системы. — М., 1965.

Кузьмин А. Г. Падение Перуна, или Становление христианства на Руси. - М., 1988.

Как была крещена Русь. — М., 1988.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. — М., 1980.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. — М., 1966.

Лазарев В.Н. Византийское и русской искусство. — М., 1978.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусское литературы. — М., 1979.

Лихачев Д. С. О русском. — М., 1990.

Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. — М.; Л., 1970.

Попович М.А. Мировоззрение древних славян. — Киев, 1985.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.

Успенский Б. А. Языковая культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. — М., 1983.

Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). -М., 1994.

Федотов Г. П. Святые Древней Руси. — М., 1991.

Флоровский Г. Пути русского богословия. — Киев, 1991.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации