Силом — религиозный центр Израиля

19. В наши дни город, где находилась святыня Израиля, археологами раскопан. Следы большого пожара, найденные здесь, говорят о том, что город был филистимлянами сожжен до основания. Точку зрения археологов косвенно подтверждает книга пророка Иеремии, где сказано: «Пойдите же на место Мое, в Силом., где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля» (7:12).

И далее Пророк говорит о разрушении Иерусалима: «Дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей». Из этого всего нам теперь становится понятно, почему Самуил после смерти Илия ушел из Силома и поселился в своем родном городе Рамафаиме.   

Гива — столица царя Саула

20. В 1922 году американский археолог и востоковед Олбрайт нашел в пяти километрах к северу от Иерусалима развалины Гивы, столицы Саула. Раскопки показали, что это была мощная горная крепость, простая и строгая по конструкции, но совершенно неприступная. Ее защищали две угловые башни и две линии стен из каменных блоков. Между стенами находились потаенные переходы и склады продовольствия. Среди развалин нашли огромное количество бронзовых наконечников стрел и каменных снарядов для пращей. Ученые установили, что развалины относятся ко второй половине XI века до н.э., т.е. ко времени правления первого израильского царя Саула.

Смерть Саула

21. Археологи Пенсильванского университета откопали в 1921 и 1933 годах развалины города Беф-Сана, где филистимляне глумились над телом царя Саула. Согласно Библии (1Цар. 31:10), они поместили голову убитого царя в храме Дагона, его доспехи — в храме Астарты, а туловище повесили на городской стене. Библия и на этот раз оказалась права. В слое, относящемся к эпохе Саула, обнаружены развалины двух расположенных рядом друг с другом храмов — Дагона и Астарты. Камни этих храмов были свидетелями большого филистимско-израильского конфликта, окончившегося гибелью храброго царя и трех его сыновей.

Взятие Иерусалима

22. Библейский рассказ о взятии Иерусалима говорит, что Иоаву, полководцу царя Давида, удалось взять неприступную крепость хитростью. Вероятно, он проник туда по какому-то потаенному каналу и напал на иевусеев с тыла. Благодаря одному сенсационному открытию догадка ученых была подтверждена. В 1867 году английский офицер, капитан Уоррен осматривал Иерусалим и его ближайшие окрестности. Он заинтересовался источником Святой Девы Марии, где, согласно благочестивой легенде Божия Матерь стирала пеленки Своего маленького Сына. Среди развалин мусульманской мечети Уоррен обнаружил яму, ведущую вглубь земли. Спускаясь по выдолбленным в скале ступенькам, он дошел до подземного водоема с ключевой водой. Несмотря на полумрак, Уоррен заметил над источником круглое отверстие в скале. Раздобыв лестницу и веревку, он залез вглубь. Это был выдолбленный в стене канал, который шел сначала горизонтально, а затем — по вертикали. Пройдя весь подземный ход, Уоррен, к своему удивлению, оказался внутри древних стен города. Тоннель, как установили ученые, был построен в конце второго тысячелетия до н.э. и явился тем самым каналом, по которому Иоав с воинами проник в город. Этот тоннель служил жителям Иерусалима во время осады безопасным и потаенным проходом к воде.

23. «И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы» (3Цар. 4:26). «И построил Соломон... города для колесниц и города для конницы…» (3Цар. 9:17-19).

В 1925 году американская археологическая экспедиция обнаружила в долине Езреель развалины города Мегиддо. Город этот имел огромное стратегическое значение: он защищал северные рубежи долины, через него проходил торговый путь из Азии в Египет. Давид и Соломон превратили Мегиддо в сильную крепость. Среди руин этой крепости были обнаружены построенные Соломоном конюшни на четыреста пятьдесят лошадей. Размеры и расположение этих конюшен на главном торговом пути доказывают, что Мегиддо был основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом. «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы... Таким же образом они руками своими доставляли    все это царям Хеттейским и царям Арамейским» (3Цар. 10:28-29).

Царь Соломон был не только торговцем лошадьми, но и промышленником. По всей вероятности, он держал монополию на производство меди, что позволяло ему диктовать цены и получать те огромные прибыли, о которых говорится в Библии.  

В 1937 году археолог Нельсон Глюк натолкнулся в пустынной долине Вади-эль-Араба на выдолбленную в скале шахту медного рудника. Развалины каменных бараков, в которых жили шахтеры, и стены для защиты от нападений со стороны разбойничьих племен пустыни убедили Глюка, что это рудник Соломона. Вблизи залива Акаба Глюк сделал еще более важное открытие. На обширной площадке, окруженной крепостной стеной, находилось большое количество медеплавильных печей, постройки которых датируются временем царствования Соломона.   

Царица Савская

Библия повествует, что в Иерусалим приехала царица Савская, чтобы увидеть и испытать мудрость Соломона (3Цар. 10:1-13). Где находилась страна этой царицы? Теперь это уже точно известно.
В XIX столетии француз Галеви и австриец Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мериб. Среди найденных надписей ученые прочитали название четырех южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мериб (сейчас он находится в государстве Йемен).   

Археологические следы от времени разделения Израильского царства до плена вавилонского (930—586 гг.)

Исследователи Библии счастливы тем, что история Израиля и Иудеи была связана с историей великих держав древности Месопотамии и Египта. В Вавилонии, Ассирии, в Нововавилонском царстве халдеев и Египте сохранились колоссальные архивы, а также надписи на надгробиях, в храмах и на скалах. В текстах, касающихся этих государств, содержится множество замечаний, проливающих сенсационный свет на события в Израиле и Иудее. Благодаря этим открытиям удалось не только выяснить причинные связи многих библейских сведений, но и установить, что эти сведения достоверны и не подлежат никакому сомнению; более того, удалось даже вычислить приблизительные годы правления израильских и иудейских царей и уточнить важнейшие даты в истории обоих государств.

Вот несколько фактов, некоторые из них упомянуты и в этой книге.   

Дворец из слоновой кости

24. В третьей книге Царств говорится, что Ахав построил в Самарии дворец из слоновой кости (22:39). Долгое время скептики считали это библейское сообщение просто плодом богатой фантазии, типичной для народов востока. Но археологические раскопки на развалинах Самарии доказали, что это вовсе не вымысел. В 1931—1935 гг. группа американских и английских археологов провела там тщательные раскопки. Под развалинами были обнаружены фундаменты крепостных стен. Но главной находкой был дворец Ахава и Иезавели. Он был расположен на возвышенности, откуда открывался прекрасный вид на Средиземное море. На дворе были обнаружены выложенные камнем берега и дно упомянутого в Библии пруда, в котором вымыли окровавленную колесницу Ахава. Когда археологи стали просевать обломки, их охватило изумление: среди кирпича, камней и пепла попадались тысячи обломков плиток из слоновой кости с барельефными изображениями различных цветов и животных.

Дворец, разумеется, не был построен из слоновой кости, но его стены и мебель были украшены столь грандиозным количеством этих плиток, что действительно могло показаться, будто он весь построен из слоновой кости.   

Моавитский камень

25. Библия говорит, что царь израильский Амврий подчинил себе Моавитское царство и в течение сорока лет взимал со своего вассала огромную дань (4Цар. 3:4-27). В царствование Иорама Меса, царь моавитский, отказался платить дань Израилю. Тогда Иорам в союзе с Едомом и Иудеей пошел против Моава и победил Месу. В свете этого несколько странной казалась библейская фраза о том, что победители «отступили от него и возвратились в свою землю» (4Цар. 3:27).

Эту загадочную фразу объяснила археология. В 1868 году немецкий миссионер Ф.А. Клейн нашел к востоку от Мертвого моря огромную глыбу голубого базальта с надписью на моавитском языке. Из надписи на камне следует, что вначале Меса действительно терпел поражение и, запершись в крепости Кир-Гасероф, принес своего маленького сына в жертву богу Кемосу, чтобы расположить его к себе. В следующих строках сообщается с ликованием, что Меса разгромил неприятелей и «Израиль погиб навсегда». 

Итак, мы видим, обе стороны восхваляют свои успехи. Но поскольку Иораму не удалось окончательно покорить Моава и он, как говорит Библия, «возвратился в свою землю», то можно заключить, что война была жестокой, но окончательную победу так и не удалось одержать никому. Но все же Меса действительно освободил свою страну от многолетнего ига.   

Наши рекомендации