Методологические основы организации государственной службы. Государственная служба в системе государственного управления.
Методология (современные методы познания) предполагает, что однородные явления должны исследоваться, организационно определяться, изменяться, преобразовываться, совершенствоваться, модернизироваться согласованно между собой. Установление методологических оснований государственной службы РФ – это процесс выявления, прежде всего, объективных общественных основ, которые должны определяться самобытностью народа, особенностями его судьбы и культуры, своеобразием географического положения и форм жизнедеятельности. Поэтому первостепенное значение имеют исторические и социально-психологические методы. Именно их синтез создает реальные методологические подходы познания и теоретического описания такого общественного явления, как государственная служба.
В Конституции РФ отмечено пять важнейших свойств государства, которое российское общество призвано претворить в жизнь и развить. Все они должны найти отражение в теории и практике государственной службы, так как имеют для нее важное методологическое значение. 1) Демократическое государство (п. 1 ст. 1 Конституции РФ) означает, что в РФ носителем ее суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Все органы государственной власти, местного самоуправления производны от власти народа, представляют ее и практически проводят в жизнь; 2) Федеративное государство (п. 1 ст. 1) предполагает, что в Российской Федерации осуществляется вертикальное разделение государственной власти, принадлежащей народу – на государственную власть Российской Федерации, государственная власть субъектов Российской Федерации и власть местного самоуправления. 3) Правовое государство (п. 1 ст. 1) – в Российской Федерации решения и действия общественных и государственных структур, а также граждан осуществляются в соответствии и на основе Конституции РФ и законов. 4) Социальное государство (п. 1 ст. 7 Конституции РФ) – выполняет свое общественное предназначение, проводя политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 5) Светское государство (п. 1 ст. 14 Конституции РФ) – означает, что государство представляет и гарантирует каждому человеку свободу совести, вероисповедания, признает обширную сферу частной жизни человека, возлагая на него поиск форм ее осуществления и ответственность за последствия.
Одним из основополагающих методологических вопросов является вопрос о принципах государственной службы. Они являются базовым, основополагающим началом. В литературе отмечается, что важным является установление следующих принципов государственной службы: 1)принцип верности государственных служащих (защита конституционного строя Российской Федерации; быть компетентным; отсюда - общественное управление элементарных отношений); 2)принцип пожизненного назначения (это их профессия). 3) принцип прекращения государственно-правового отношения только в соответствии с установленным законом основанием и при обязательном соблюдении правовых норм, установленных в нормативно-правовых актах; 4) принцип обязательного денежного содержания и обеспечения государственных служащих за счет государства (гарантия высокого содержания и обеспечения); 5)принцип призвания к службе и учета результатов служебной деятельности (он должен соответствовать своей государственной должности; быть готовым к осуществлению должностных полномочий); 6)принцип политической нейтральности (исключить партийное влияние на государственных служащих); 7)принцип свободы политических взглядов и убеждений, их право на объединение в союзы и организации и т.д.
Для уяснения места государственной службы в системе государственной власти воспользуемся ключевыми определениями данной системы: государство и власть. Государство – это способ политической организации общества, распространяющийся на всю территорию страны и обладающий специальным аппаратом управления для осуществления своих функций. Власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп. Государственная служба по своим задачам обеспечивает реализацию политических программ, законов, т.е., в конечном итоге – обеспечивает реализацию государственной власти. Ее обслуживающий характер по отношению к политическому руководству закрепляется во всех определениях. Вместе с тем, именно разделение политической и административной составляющей позволяет обезопасить государственную службу от излишнего влияния политических игр и изменений. Если политическое управление поглотит госслужбу - это будет означать, что осуществление законов, программ будет политизировано, исполняться сообразно политическим целям, весь административный процесс и госслужащие будут отданы на усмотрение политических руководителей госорганов. С другой стороны, если разделение не будет поддерживаться и политическая сфера окажется поглощенной госслужбой, станет проблематичным политическое развитие страны, т.е. участие общества в подготовке общезначимых решений, законов. Предназначение государственной службы: 1) Обслуживание государства (обеспечение исполнения полномочий его органов, проведение в жизнь законов принятых в государстве и государственной политики). 2) Обслуживание общества (внесение порядка и рациональной организации в социальное пространство, обеспечение прав и свобод человека, повышение качества жизни населения.