По устойчивости полит. системы: стабильный, нестабильный
Стадии: 1.Возникновение проблемы, нуждающейся в общественном внимании 2. Осмысление проблемы(нах свое выр-е в артикуляции, аккумуляции и интеграции действий заинтересованных сил, примен. разл ср-ва акции, опросы и т.д) 3.Формирование и анализ проблемы субъект должен выраб цель, обосн. в соответствии с целью опред задачиЗаканчив эта фаза предост-ем обоснован и оформлен полит интересов.4.Выбор модели принятия решений (принятие решения-главн.составляющая полит процесса, выработка оптим и эффективн реш-я. подходы: компромисс и голосование)5. Выполнение решений (сопровожд. изданием соотв директивн актов, в них указыв. когда начинать, что предлагать, как действовать, чтобы достиг-ть цели) 6.Процесс реализации решений(умение властей добиваться реализации принятых реш-ий, выбор стратегии реализ-ции м.б. основан на популизме, элитизме, консерватизме, радикализме, демократизме).На этом этапе наступает фаза контроля 6Контроль(завершающая стадия). Но полит жизнь общ-ва , эволюция указан процесса не заканчив-ся. Вслед за ним начин другой цикл, зате 3 и т.д
Политическое решение
Полит процесс включает в себя стадии принятия и реализац полит решений.
Полит решение представляет собой разработку, выбор, обоснование и принятие проектов полит действий, напр на достижение поставленных полит целей, на реализацию общего интереса определ соц групп или интересов общества в целом.
Полит решения бывают стратегическими и оперативно-тактическими. Стратег решения предусматр достижение генеральн целей развития полит системы или отдельн ее элементов, рассчит на длительный период времени. Оперативно-тактические решения направлены на быструю реализацию злободневных, как правило, частных политических задач.
Процесс принятия политических решений проходит ряд этапов:
• выявление неудовлетворенных интересов общества или его групп, социальных и политических противоречий;
• изучение общественных проблем и поиск путей их устранения, разработка проектов политических решений;
• публичное обсуждение проектов политических решений;
• окончательное оформление и принятие политических решений;
• реализацию политических решений.
На первом этапе субъекты политики принимают к сведению сигналы о неудовлетвор обществ интересов и обостр социально-полит противоречий, которые доходят до них через средства массовой информ..
На втором этапе принятые к сведению неудовлетворенные полит интересы и выявленные противоречия изучаются учеными, экспертами и гос чиновниками. Их результаты направл в гос органы в виде предлож, докладных записок, проектов правительственных постановлений, указов и законодательн актов. Нередко в эти органы поступает несколько альтернатив проектов решений.
Наличие в полит процессе третьего этапа обусловлено желанием гос органов или полит лидеров знать обществ мнение о тех или иных проектах или заручиться поддержкой этих проектов со стороны общества. С этой целью организ их обсуждения в труд коллективах, в СМИ или проводятся референдумы.
На четв этапе полит решения окончательно оформл и утвержд. При единоличном принятии решений полит лидером окончательное их оформление осуществляется приближ к лидеру лицами В процессе обсуждения законодат решений, в случае противодействия его принятию значит частью депутатов палаты или при наличии разногласий между двумя палатами созд согласит комиссии из представителей парламентских комиссий и партийн фракций. Эти комиссии выраб компромиссный вариант закона, котор также ставится на голосов.
Компромисс — это согл-договоренн между противоборств сторонами, достигнут путем взаимных уступок, как правило, по непринцип вопросам; это уступки ради достижения общей цели.
На междунар совещ и конфер, в частности проводимв рамках ООН, при принятии решений прибег к консенсусам. Консенсус — это принятие решений на основе общего согласия без провед формальн голосования, что дает возмож решать многие вопросы и выходить из затрудн ситуаций.
Эффективн реализации полит решения зависит от выполн ряда требований:
• обеспечения решений необходимыми ресурсами (матер, фин, людск и т.д.);
• прогнозир последств решения, их влияния на разл сферы жизнед общества;
• обознач сроков исполн и конкр учрежд и лиц, отвеч за реализ решений.
При демократ режимах в процессе принятия полит решений учит интересы широк слоев народн масс. Граждане имеют возм влиять на разработку и принятие решений. Они информир о ходе их реализ. В недемократ полит системах этот процесс направлен на удовлетвор интересов элит. Только они имеют непосредств доступ к разработке и реализации полит решений.
При реализ решений, по мнению специалистов полит менеджмента, следует не только обеспеч поддержку этих решений как можно большим числом людей, но и нейтрализ противодейств силы. Надо избегать полит решений, вызывающ негативн отношение к ним широких масс населения, в частности из-за ухудш их матер положения. Любое полит решение должно хотя бы немного, но улучшать экономическое благосостояние и соц комфорт граждан, не вызывать разочарования и раздражения людей. Существенным требованием к политическому решению является настойчивость в его выполнении.
Политическая модернизация
История развития общества – непр-я цепь соц. изменений; протекает неравномерно, хар-ся ист. и нац. особ-ми, неодинак. эф-вен в каждой стране. Каждая ист. эпоха имеет свои теории о путях раз-я об-ва. Одна из таких теорий – теория модернизации (ТМ). ТМ сформ. в 50-60 гг. 20 в. как одно из напр-й обществ. разв-я, для кот. хар-н эволюц. переход от менее совр-х к более совр-м общ-вам. Полит. модернизация – обществ. ист. процесс, в ходе кот-го традиционные и индустриальные общ-ва реализуют инновационные модели обществ. устр-ва развитых гос-в в целях преодоления своей отсталости и переход в постиндустр. об-ва. Политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями. Типы модернизации: спонтанный (оригинальный) и вторичный (отраженный). Страны, достигшие высокого уровня развития естеств. путем, на основании внутренних источников, рассм. как носители спонтанной модернизации, а те, кот. будут использ.пр-пы, сп-бы и методы спонт. модер-ии в своих странах – гос-ва со вторичной модернизацией. Осн. содерж-е модерн-ии – преодоление и замена трад. ценностей, господст-х в об-ве, но уже препятств. соц. разв-ю и эк. росту, на ценности, кот. наиб. эфф-но позв-т ликвидировать эк., политич., соц. и дух. отсталость этого об-ва. Эти приёмы: 1.плюралистич. орг-я власти; 2. изм-е и обновл-е функ-й орг-и власти путем их демокра-и, исп-я консенс. технологий при принятии реш-я, рассредот. ответственности, вовлечение рядовых граждан в полит. процесс, форм-е новых образцов полит. поведения и полит. активности; 3.либерализация и открытость эк-ки, наличие тов-ден регуляторов пр-ва, увелич. роли науки, формир-е класса откр. соц. стр-ры с неогранич. мобильностью населения, выс. степень урбанизации 4.расш-е гос. упр-я по повышению грамотности и образ-ти нас-я, его приверж. к праву, демократии. Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема:
- идти ли путем копирования каких-либо моделей развития и акцент делать на перенесение в данную социально-политическую ситуацию уже имеющихся образцов,
- создавать оптимальный вариант политической системы, адекватный всему комплексу конкретных условий данного общества? Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов:
1. Кризис участия (правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти).
2. Кризис легитимности (отсутствие признания обществом данной политической системы)
3. Кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения.
Под модернизацией авторы аналитических текстов понимают проект совершенствования существующей системы в соответствии с вызовами современности.
Ключевыми вопросами в дискуссии о белорусской модернизации: темы развития конкурентной среды, обсуждения механизмов повышения ее эффективности, а также стимулирования политического участия граждан. Ведь ни модернизация, ни развитие как таковое немыслимо без определенного взгляда на эти «краеугольные камни» будущей политической системы. Именно будущей, которая сменит нынешнюю. По большому счету, обсуждение модернизационных концептов проходит на уровне частного обмена мнениями. Экспертное сообщество Белоруссии как некая корпоративная реальность не сложилось, структурно не оформилось и в качественном отношении неблагополучно. Оно существует разрозненно в интеллектуальном гетто, страдая от комплекса неполноценности. И вполне оправданно, ибо такого обсуждения альтернатив развития, как в соседних странах (России, Польше, Украине) в Белоруссии нет и близко. В Белоруссии сложилась ситуация, объяснение которой коренится в специфике национальной политической системы.. По факту, наличествует лишь одна актуальная стратегия - имитация модернизации.
29. Политическая деятельность есть совокупные действия субъектов политики по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов больших общностей людей посредством использования властного, механизма.
Политическое действие - осознанная (или неосознанная) готовность субъекта к определенному поведению в фиксированной политической ситуации. Эти действия осуществляются в определенных формах. Обычно выделяют две формы политического действия - мирную (ненасильственную) и насильственную. Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.
Цель: поддержание и укрепление существ. общ. отношений или их част. преобразовании.
Мотивы: социальные, духовные и другие потребности, интересы и ценностей различных общностей людей.
Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Реформы (в отличие от революций) не предполагают принципиальных перемен в способах осуществления власти. Вместе с тем они являются эффективным средством совершенствования общественных отношений, способствуют экономическому и социальному прогрессу. К мирным способам политического действия примыкает конформизм. Конформизм характеризуется пассивным поведением граждан в сложившейся политической ситуации. По отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям он не предполагает активного участия индивида в выработке и осознании интересов и потребностей различных общностей людей, соотношение собственного поведения с их интересами. Конформисты покорно следуют за любым политическим курсом. Соглашательский тип поведения - тоже форма политического действия. Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, восстание, заговор, путч, переворот. Революция - это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, революция геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот во всех сферах жизни общества. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти - главный вопрос любой революции.
Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию.
Вооруженное восстание - крайнее средство завоевания политической власти. Это - форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти, один из способов насильственного завоевания государственной власти (восстание Спартака в Риме, городские восстания в средневековье, Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в России, Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде в 1917 г. и др.).
Заговор - тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей.
Путч - заговор небольшой группы лиц для захвата государственной власти.
Государственный переворот - вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти.
30. Политическое участие есть восприятие, осмысление и оценивание политической жизни об-ва, реагирование граждан на полит-е события, их вовлеч-ть в решение полит-х проблем, осущест-е политич-й практики. Политическое участие- способность индивидов спонтанно или осознанно ориентироваться в политической жизни общества, весьма динамичная и массовая форма их взаимоотношений с организационно-властными структурами по поводу политической власти и управления. Речь здесь идет о вовлеченности индивида в той или иной форме в процесс политико-властных отношений. Поэтому политическое участие предполагает активность личности, а не крупных социальных общностей, на которых основывается политическая деятельность. Политическое участие может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным. В политической практике различают две формы политического участия - активную и пассивную. Активная форма политического участия может быть организованной (мобилизованной) и автономной. Организованными формами активного вовлечения граждан в политическую жизнь общества являются: участие в выборах, референдумах; в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблюдателя при проведении избирательных кампаний; в выборных органах государственной власти; в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях; в самодеятельных организациях, движениях; участие в митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др. Автономная форма активного участия выражается в самостоятельном, сознательном вовлечении индивида в политику. Данный вид участия находит свое выражение в обращении граждан в государственные и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативой
общественного характера;'участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений, контроле за их осуществлением; восприятии, осмыслении, оценивании политических проблем; генерации общественных целей. Самым распространенным видом пассивного участия граждан в политической жизни является чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач. Мотивы: стремление улучшить материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой соц статус; стремление принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности. Чувства неопределенности в сложных политических и соц ситуациях, поиск соц защиты у политической группы; удовлетворение властных потребностей. Стремление повелевать др, воздействовать на их поведение. Проблема – ограничение политического участия (уровень демократизации общ и политический режим, партийная принадлежность, уровень образования, культуры, особенно политической, воздействие на индивида окружающих людей, пол, возраст,состояние здоровья. семейное положение). Основная проблема, с которой сталкиваются современные общества, состоит в том, что граждане, проявляющие активность и особый интерес к политике, обычно составляют меньшинство по отношению к их общему числую Политическая апатия и безразличие, политическое бездействие являются характерными признаками многих государств.
31. Политический конфликт – противоборство двух или более разнонаправленных субъектов при реализации их политических интересов и целей в условиях противодействия. Субъекты: индивиды, социальные общности, партии государства, негос. структуры. Объекты: гос. власть, сохранение или свержение ее, распределение ее ресурсов. Подходы к пониманию сущности политических конфликтов:- это ведущий источник развития – Зиммель, Дариндорф, Токвиль; - аномалия полит. процесса, кот. не способствует развитию общества – Вебер, Дюркгейм Источники конфликтов: конфликты ценностей (расхождение взглядов о базовых ценностях и полит. идеалах), интересов (за статусы и ресурсы власти), идентификации (принадлежность к различным общностям).Типология: - С точки зрения областей применения: внешнеполитические и внуириполитические; -По степени нормативной регуляции: институциализированные и неинституциализированные;-С точки зрения публичности: открытве и закрытые;- С точки зрения времен. характеристик: кратко- и долговремен.;- По степени распространенности: глобальные, межсистемные, межрегиональные, региональные, межгос. и др.;- С точки зрения организации режима правления: вертик. и гориз.;- По интенсивности и укорененности: глубокоукорененные и не...; онтогонистические и не...; конфликт-сражение, конфликт-дебаты, конфликт-игра. Близким понятием к ПК явл-ся политич-й кризис. Пол-й кризис- явления, связ-е с потерей полит-й системой стабильности, равновесности и эффективности, с полной или частичной утратой со стороны властных структур контроля за ходом полит-го процесса и рассторйства мех-ма полит-го управления. Пкризис - перерыв в функционир-и всей или отдельного элемента полит-й системы с позит-м или негат-м для нее исходом. Это может быть кризис власти, прав-ва, парламен-й, кризис доверия общ-ва к власти. Специф-ми и наиболее характ-ми
кризисами счит-ся внешнеполит-е и внутрипол-е. Внутрипол-е подразд-ся на правит-е, парламент-е и конституционные. Основными способами разрешения конфликтов являются урегулирование (ограничение масштаба и интенсивности конфликта) и разрешение (устранение причины конфликта). Формы урегулирования: переговоры – вербальное взаимодействие с целью достижения устраивающего обе стороны решения;-посредничество – добровольное согласие конфликтцющих сторон на участие третьей стороны и добровольное принятие ими решения этой третьей стороны;- орбитраж – устанавливает, что исполнение решения третьей стороны является обязательным;-компромисс – взаимные уступки. Методы: -консенсус – согласие;-гегемония - главенствующее положение какого-либо класса. Типы поведения: конкурентная ориентация, индивидуалистическая ориентация, кооперативная ориентация. Различные варианты выхода из конфликта: нейтрализация, замораживание, консервация, подавление конфликта, а не его урегулирование;-трансформация конфликта, смещение и перевод его в другое русло, иные сферы;- самозатухание конфликта на основе его институлизации;- саморассасывание, самоликвидация конфликта, т.е. его отмирание;- осознанное урегулирование или разрешение конфликта
32.Политическая элита Слово «элита» в переводе с фр означает лучший, избранный. Начиная с XVII в., этим термином называли товары высшего качества, а с XIX в. - и «избранных людей». термин «элита» ввел в 1902 г. В. Парето. Под элитой понимается сравнительно немногочисл-я и сплоченная группа людей, отличающаяся от остального социума соц-ми, психолог-ми и полит-ми качествами, имеющая преимущ-ный доступ к власти и оказывающая постоянное приоритетное влияние на процесс принятия полит-х решений. В наиболее развернутом виде проблемы элиты поставили Моска, Михельс, Парето. Теория Парето. Индивиды не равны между собой. Люди, кот. облад. наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. Различает правящую и неправящую элиты. Между элитой и остальным населением постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть пополняет элиты, т.е. происходит циркуляция элит. Представители элит делятся на «лис» (используют убеждения, подкуп, обман) и «львов» (агрессивность, авторитарность, упорство). Теория Моска. В любом обществе сущ-т 2 класса: управляющих (осущ. все полит. функции, монополизирует власть и пользуется присущими ей преимущ-ми) и управляемых (управляется классом управляющих и поставляет ему мат-е ср-ва поддержки, необходимые для жизнеспособ-ти). Важнейший критерий формирования класса – организаторские способности, а также матер-е, моральное и интеллект-ое превосходство. Теория Михельса. Он сформ-л «железный закон олигархии»: неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления общ-вом и формир-ю элиты. Эффективность их деятельности требует функциональной социализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, кот. постепенно подчиняют политику своим интересам. Сама элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую (уч-ую в управлении) и оппозиционную, контрэлиту (не уч-ую в управлении), высшую (принимающую значимые для всего гос-ва решения), среднюю (выступающую барометром общественного мнения и включающую 5 % населения) и административную (состоящую из служащих-управленцев). Важнейшей частью прав-й элиты является эконом-я элита, которая во многом определяет принятие полит-х решений. Данную группу составляют крупные собственники: руководители влиятельных
предприятий финансового, промышленного и аграрного секторов. Именно экономическая элита решает проблемы формирование госбюджета; обеспечение занятости, выплаты зарплаты; уровень жизни. Другой частью является бюрократическая элита, в которую входят чиновники высшего ранга. Данный слой обладает широкой информацией, имеет возможность заниматься подготовкой решений самого высокого уровня. Военная элита, которая обладает огромным влиянием на политику. Ее роль зависит от политических связей и степени милитаризации общества. Огромное место в политической системе общества занимает идеологическая элита, которую составляют видные деятели науки, культуры, искусства, а также представители СМИ и конфессий. Данная элита играет важную роль в определении духовно-нравственной атмосферы общества, формир-и общ-го мнения. Она защищает и оправдывает действия правящей элиты в целом. Особое место отводится элите политической. Поскольку она действует публично, на виду у всех, то ее действия отождествляют со всей правящей элитой. В политическую элиту входят: высшее политическое руководство страны, профессиональные политики. Элита власти составляет ядро политической элиты. В зависимости от полит-й системы, режима определяется численность последней. В ряде стран этот слой довольно многочислен. Фун-и: формир-е и предс-е груп-х интересов, выроботка полит-х целей и ценностей, принятие решений и контроль за их выполнением,назнач-е аппарата органов управ-я, выдвижение пол-х лидеров. 3 способа рекрутир-я элит: харизматич-й способ - выдвижение проис-т за счет особо выдающ-ся личност-х качеств, по причине кот-х они наход-т признание масс. Харизм-я элита- следствие естеств-го отбора общ-м наиболее ценных его представ-й; институциональный сп-б - заранее определены критерии, правила и процедуры отбора кадров. Оно предпол-т наличие многоч-х фильтров (пол, возраст, образ): небольшой относительно закрытый круг лиц, осущ-й отбор и выдвиж-е кадров. Подбор элит осущ-ся сверху. Мониторинговый сп-б - выдвиг-ся люди имеющ-е очень высокий рейтинг популярности в ходе опросов общ-го мнения. Этот способ открыт для молод-х полит-в, но содержит проявление риска и непрофессионал-ма. Очень часто соц опрос не отражает правдивой ситуации и народу новая элита наязывается обманом.
33. политический лидер Лидер — ключевая фигура власти, способная воздействовать на все общество, организацию или группу в целях интеграции их совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Полит-е лидерство есть власть, осущ-мая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы направить и организовать коллективное поведение членов общества на реализацию их целей. Отсюда и интерес к лидерству. Попытки осмыслить важнейший феномен общественной жизни, объяснить его диалектику, раскрыть значение объективного и субъективного факторов в истории, место и роль руководителя, лидера в социальном процессе предпринимаются давно. Уже у древних авторов мы находим описание героев, полководцев, монархов, которые и причислялись к политическим лидерам. Природу, феномен полит-го лидерства пытаются объяснить многие теории. Старейшей из них является теория черт. Суть данной концепции состоит в объяснении природы лидерства выдающимися качествами личности, обладающей врожденными способностями к управлению массами. Э. Богардус перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям. Он же считает, что лидером делают человека прежде всего такие качества, как ум, энергия, деловитость, превосходство в знаниях, способности к искусству политики. Ситуационная конц-я - (..) том, что лидерские кач-ва должны быть у чел-ка до того, как он добился положения. Треб-я ситуации позволяют реализ-ть данные кач-ва. Лидеров выдвигает ситуация. теория определляющей роли последователей – лидера создают последователи. Он отражает их интересы, проявляет внимание нуждам и чувствам своих сторонников. Психологическая концепция- (Фрейд) в основе лидерства лежит подавленное либидо. Либидо - прояв-е полов-го инстинкта, бессозн-е влечение секс-го хар-ра - выр-ся в случае его подавления в стремлении чел-ка к творчеству, политике.конц-я потологии- для авторит-й личн-ти власть явл-ся психолог-й потр-ю, навяз-ем своей воли другим людям. Функции: стратегическая (четкая формулировка целей, нахождение и принятие оптимал. полит. решений и принятие мер для его осущ-я);арбитражно- интегративная (интеграция общества, сплочение масс(объединение граждан вокруг общих целей и ценностей)); коммуникативная (установ-е связи между лидером и людьми, предотв-е отчуждения граждан от полит власти); идеологическая (инициирование обновления, оптимизма, социальной энергии, мобилизацию масс на реализацию полит. целей). Типологии: 1) по отношению к власти – активисты, наблюд-ли, критики, пассивные, аполитичные; 2) политическому поведению – реакционеры, консерваторы, радикалы правые и левые, центристы, экстремисты, конформисты; 3) по основ-м способам деятельности - тоталит-е, авторит-е, либерал-е, демократ-е; 4) по уровню контроля за властью – правящие и оппозиционные; 5) по масштабу деятельности – общенациональные и региональные; 6) по характеру руководства – формальные и неформ-е. Парето: лидеры делятся на лис (умение лавировать, предугадывать ход событий, быть хитрым, осторожным) и львов (прямолинейные, силовое давление). Вебер (лидерство-способность отдавать приказы и добиваться повиновения): традиционное (вера в святость традиций, доиндустриыльное общество), рационально-легальное (вера в законность существующего порядка и его разумность, для индустр. общества), харизматическое (человек, наделенный исключительными способностями, характерно для тоталитарных структур). Херманн: знаменосцы (сущ. идеал, к которому стремится лидер), торговец (заставляет купить свои идеи), марионетка (выразитель интересов народа), пожарник (быстрая реакция на насущные потребности момента), служитель (действует во имя избирателей). Бернс: лидеры-преобразователи(действуют в соответствие со своей концепцией развития), лидеры-дельцы (сосредотачиваются на деталях) Вятр по отношению к идеологии - лидер-идеолог(верен идеологии до конца) и лидер-практик; по отнош. к сторонникам - харизматик (воля других) и представитель (воля своих) ; по отнош. к противникам – соглашатель и фанатик. Лассуэлл: агитаторы, организаторы и теоретики.
34.Выборы и демократие Единст-м источ-м и носит-м власти явл-ся народ. В конст-ях многих соврем-х стран декларировано, что един-м носит-м власти в гос-ве явл-ся народ (демок-я), так и через представ-е органы (представ-я демократия). Полит-е представ-во- добров-е делигир-е властных полномочий, представ-е народа в органах власти самим народом. Основой предст-ва выступ-т закон-я власть, должн-е лица, исп-я и суд-я власть, полит-е партии, общ-е движ-я и даже отд-е чиновники. Гл-й мех-м по котор-му осущ-ся контроль и опред-ся представитель яв-ся выборы. Представители сменяются и контролир-ся через выборы. Выборы – совокупность правил и приемов, обеспечивающих образование власти, участие общества в формировании гос. представительных, законодательных и исполнительных органов. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами. Т.о. выборы являются способом формирования и обновления власти, способом разрешения конфликтов, средством стабилизации полит. системы. Посредством выборов также происходит формирование оппозиции. С выборами связана одна из самых распростр. форм участия граждан в общ-полит. жизни. Их роль зависит от полит. режима, формы правления, наличие парт. системы. Виды: общенацион., президенские, парламенские, местные, выбры судей. Ф-ии: -смена власти мирным путем; -ф-я контроля; -ср-во обновления элит; -полит. социализ-я граждан; -стабилизация ПС. Выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право. Избирательное право - совокупность организационно- правовых норм, регулирующих участие граждан выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Принцип равенства означает, что избиратель имеет равное количество голосов, а каждый голос одинаково влияет на результаты выборов. Также выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное - это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избир.права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное - право быть избранным. Это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.
35.Избирательная системаУспешное проведение выборов и признание обществом их результатов достигается на основе избирательной системы. Избирательная система- совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяется порядок организации и проведения выборов, результаты голосования. Существует 3 основных типа ИС: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе право выдвижения кандидатов в представительные органы власти принадлежит политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам по месту жительства, отдельным лицам. В основе этого типа лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует мажоритарная система абсолютного, относительного и квалификационного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства (РБ, Новая Зеландия, Канада, Великобр.) выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур по 2-м кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании больше половины голосов. Относит. бол-ва: выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие установленное относительное большинство избирателей ( в РБ при повторном голосовании- более 25%). Избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Квалифицированного: - набрал 2/3, ¾ и т. д. Мажоритарная система применяется в США, Великобритании, Канаде, Франции, Японии, РБ. Достоинства: -учет мнения большинства, -формирование стабильного правительства и политсистемы, формирование связей между избирателем и кандидатом. Недостатки: не полностью выражается политическая воля населения; нарушается принцип всеобщности; ослабление легитимности власти, дополнительные расходы на 2 тур. При пропорциональной системе право
выдвижения кандидатов принадлежит только политическим партиям и учитываются все голоса избирателей. Распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Для определения цены 1 депутатского мандата устанавливается избирательная квота, т.е. минимум голосов, необходимых для получения 1 депутатского места. Каждая партия выдвигает список кандидатов, а избиратель подает голос за данный список. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположились в списке. Разновидности: 1) выборы между партиями по закрытым или жестким спискам – голосование за партию в целом (Испания, Греция, Португалия); 2) по открытым спискам – по преференциям, или очерёдности (Бельгия, Италия); 3) по полужестким – возгдавляет кандидат, получивший боль-во голосов (Нидерланды, Дания, Австрия); 4) голосование по смешанным спискам (панашированным) - Швейцария, Люксембург. Достоинства: 1) позволяет учитывать симпатии всех слоем населения; 2) стимул-т развитие многопартийности; Недостатки:-затрудняет формирование правительства и может создавать нестабильность;-не дает избирателю оценить личные качества кандидата; -может создавать условия для развития коррупции. Смешанная система соедин-т в себе достоин-а и недостатки обеих систем. Степень работоспос-ти органа госвласти, избранного по смеш-й системе, зависит от хар-ра соединения в ней мажорит-х и пропорц-х элементов. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Выборы проводятся в один тур. Недостаток: сложность в практической организации и подсчете голосов. Доcтоинства: сп-ет укрупнению полит. партий и блоков., предост. возм. связи между избир. Примен-ся в Германии, Литве, Италии. Абсентеизм- равнодушное отн-е насел-я к полит.жизни, уклон-е от участия в ней. Причины: аполитич-ть, безразличие к общ-м делам, протест части избират-й против существ-х порядков, низкий соц-эк уровень страны.
36. Избирательная система и процесс в РБ.
Избирателъное право — совокупность организационно-правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственых органов и должностей, участия граждан в проведении самих выборов. Организационно-правовые нормы обычно фиксируются в констигуциях, а на их основе — в специально изданных законах (например, в ч публике Беларусь — в Избирательном кодексе) В соответствии с демократическими п<