Сущность,структура политической культуры

Политич культура— это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, взглядов, знаний, убеждений, навыков, умений, моделей поведения, которыми руководствуются субъекты полити­ки в своей политической деятельности. Политическая культура есть со­вокупность средств, предназначенных для обеспечения политической жизни общества, своеобразная форма ее организации. Политическая культура складывается в процессе взаимодействия по­литики с культурой, является продуктом естественноисторического раз­вития общества, результатом коллективного политического творчества. Структуру политической культуры общества составляют следу­ющие изменчивые элементы: уровень образования населения; гуманистическая направленность политической социализации; свобода в распространении и получении политической информации; идеалы и це­ли общества,; возможности граждан свободно участвовать в полит жизни; наличие конкурирующих политиче­ских партий, защищенность личнос­ти от произвола властей; соблюдение эти­ки, морали субъектами политики, прежде всего — правительством. Г. Алмонд и С. Верба выделяют три типа полит культуры: патриархальную, подданническую и активистскую. В основу типологизации положены два критерия: полит осведомленность граждан; 2) взаимоотношения между властью и обществом. Отличительной чертой патриархальной политической культуры яв­ляется полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни. Большие группы людей не имеют представления о правительстве, не имеют отношения к управлению государством, у них нет широких прав. Подданническая политическая культура отличается высокой политической осведомленностью граждан, их сильной ориентацией на полити­ческую систему и результаты ее деятельности. Граждане ве­рят власти, верят в то, что она неспособна ни на какие необдуманные «перестройки» и «реформы», которые могли бы отрицательно сказаться на их социальном статусе. Активистская политическая культура характеризуется тем, что граждане хорошо политически осведомлены и активно вовлечены в оп­ределение государственной политики, активно участвуют в управлении государством, пытаются влиять на политику. Одни граждане верят власти и убеждены в эффективности политической системы, стремятся сами играть в ней активную роль. Другие, наоборот, не верят власти, на­ходятся к ней в непримиримой оппозиции и стремятся заменить правя­щий режим. Из смешения элементов этих трех основных типов возникают еще три политические культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Другие политологи (Е. Вятр) в качестве «второстепенного типа» культуры выделяет автократическую, тоталитарную и и демократическую. Автократическая политическая культура характерна для милита­ристских и фашистских режимов и складывается в условиях отсутствия демократических прав и свобод граждан, функционирования сильной и неконтролируемой власти. Для нее характерны политическая апатия, политическое бездействие, индифферентность граждан. Политическая культура тоталитарного режима, наоборот, стремится привлечь народ к активному участию в политической жизни. Но каж­дый «знал о политике только то, что, по разумению властей, обязан был знать». Упомянутый тип политической культуры формирует покор­ность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Демократический тип политической культуры формирует граждани­на, осознающего и несущего свою долю ответственности за страну и себя. функции. Политическая культура выполняет в политической жизни общества познавательную функцию (вооружает субъектов политики знаниями, необходимыми им для успешной политической деятельности); информа­ционную (распространяет и обеспечивает субъектов политики разнооб­разной политической информацией); воспитательную (побуждает граждан участвовать в политической жизни общества); норматив­но-ценностную (разрабатывает нормы, ценности, модели политического поведения); регулятивную (регулирует отношения, обеспечивает ста­бильность и утверждает консенсус в обществе); интеграционную (при­общает индивидов к усвоению накопленных обществом традиций, норм, ценностей); прогностическую (дает возможность предвидеть реакцию субъектов политики на различные политические ситуации в зависимости от их уровня культуры); коммуникативную (обеспечивает культурную преемственность поколений); политической социализации.




38. Политическая социализация личности

Формирование политической культуры, позволяющей личности адаптироваться к данной политической системе и включиться в полити­ческую жизнь общества, называется политической социализацией. По­литическая социализация — непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, норм, привычек, ценностей, ориентиров, формирующим его политическое сознание и по­литическую культуру. Политическая социализация есть побуждение граждан участвовать в политической жизни общества. Это — процесс становления личности. Понятия «политическая культура» и «политическая социализация» тесно взаимосвязаны. Чем выше политическая культура в обществе, тем больше внимания оно уде­ляет процессу политической социализации. И наоборот. Итогом полити­ческой социализации является формир полит купьтуры личности. Первичная социализация, по мнению Дж. Денниса, начинается с 3;Х лет_и,дродолжается до 13-летнего возраста. За указанный период осуществляется процесс усвоения индивидом соц ролей и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики.В стадии первичной социализации особая роль принадлежит семье. Вторичная политическая социализация личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только со­циальную и политическую зрелость индивида, но и время завершения его активного участия в общественно-политической жизни. Большое влияние на личность на вторичном этапе оказывают государство, политические лидеры, литература, искусство, наука, трудовые коллективы, об­щественные организации и движения, политические партии, церковь.Показателем эффективности политической социализации личности является наличие у нее высокого уровня трех составляющих: полити­ческой информированности (устойчивых политических воззрений, сформированных на основе свободного выбора политических ориенти­ров, первоисточников информации); .политической компетентности (совокупности имеющихся у личности знаний с тем, чтобы она имела возможность реализовать свои потребности и устремления); полит активности (непосредственной вовлеченности человека в сферу политтпш7~характера его институционального взаимодействия с влас­тью, направленного или на поддержание и укрепление существующего общественно-политического порядка, или наоборот). Политически со­циализированный человек есть ответственный гражданин, обладающий развитым политическим сознанием и высокой политической культурой.

39 Политическая культура Беларуси: история и современное состояние

/Политическая культура Беларуси уходит глубокими корнями в тра­диции народа, особенности национального менталитета. Представления о свободе, социальной справедливости, нрав­ственных ценностях, создаваемые на протяжении всей истории, кристал­лизировались в белорусской политической культуре и передавались из поколения в поколение.Белорусы — народ спокойный, уравновешенный, рассудительный, совестливый, терпеливый. Люди постоянно демонстрируют свое умение адаптироваться к условиям и обстоятельствам, умеют приспособить их цод себя. Высокое трудолюбие, укоренившаяся сознательность, лю­бовь к природе, малой родине, консерватизм, нелюбовь к переменам, осторожность не могли не отразиться на политической культуре нации.Самое ценное качество белорусов — толерантность. Толерантность яв­ляется одним из основополагающих демократических принципов любого общества.Развитие политической культуры белорусского народа было ослож­нено военно-политическими противоречиями, войнами, церковными распрями. В Беларуси всегда было столкновение двух культур: акти­вистской и подданнической. В период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой и Российской империи здесь преобладала пат­риархально-подданническая политическая культура.Государственное самоопределение белорусов в январе 1919 г., начав­шиеся демократические преобразования оказали воздействие по­лит культуру. В этот период политическая культура Беларуси характеризуется как активистская.На рубеже 20 —30-х гг. XX в. с переходом к командным методам управления, огосударствлением всех сторон общественной жизни в Бе­ларуси складывается патриархально-авторитарный тип политической культуры. С образованием Республики Беларусь, принятием Конституции в , 1994 г. началось качественное изменение содержания политической культуры белорусского народа. Наличие прочных установок на демок­ратические принципы и нормы жизни, утверждение политического плюрализма, многопартийности, создали предпосылки для формиро­вания культуры плюралистического типа.

Большинство населения республики проявляет довольно живой ин­терес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочи­тая подчиняться ей, Для них характерна подданническая по­литическая культура.Вторая часть граждан республики, пытается активно демонстрировать свои поли­тические взгляды и отстаивать их, Эти люди являются носителями активистской политической культуры. Третья часть населения, представляющая цатриархальную культу­ру, вообще мало интересуется политикой, не обладает должной инфор­мированностью, компетентностью в вопросах управления делами об­щества и государства. Современная политическая культура сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества. К их числу можно отнести: по­рядок и стабильность общественной жизни; ориентацию на социальную справедливость и равенство; социальную защищенность и уважитель­ные отношения государства и народа; ориентацию на коллективистские формы профессиональной деятельности; осторожное отношение к инди­видуальному и частному предпринимательству; невосприятие абсолю­тизации частной собственности, особенно на землю; способность тру­диться для блага общества, коллектива, других людей; потребность в идеалах и высоких целях; взаимопомощь, коллективизм, интернациона­лизм; приоритетную ориентацию внешнеэкономической и внешнеполи­тической деятельности на традиционные направления; неприятие ина­комыслия и оппозиции. Политические элиты республики ориентированы на либерально-демократические идеалы и ценности: неприятие авторитаризма, полити­ческий и партийный плюрализм; защищенность личности от произвола властей; наличие легальных возможностей регулярно контролировать и сменять власти через выборы; соблюдение этики, морали субъектами политики, прежде всего — правительством; свободу частного предпри­нимательства, конкуренцию; приоритетную ориентацию внешнеполити­ческой и внешнеэкономической деятельности на европейский Запад.


Наши рекомендации