Местное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления.
Местные Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские) избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.
Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами. Структура президентской вертикали включает в себя следующие звенья: Президент — Администрация Президента —'областная администрация — районная (городская) администрация.
К исключительной компетенции местных Советов, исполнительных и распорядительных органов относятся принятие и исполнение решений и распоряжений, касающихся жизнедеятельности соответствующих административно-территориальных единиц.
Органы территориального общественного самоуправления включают в себя советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные (старосты). Самоуправление осуществляется гражданами также через местные референдумы, собрания и другие формы их прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление и самоуправление Республики Беларусь подлежит реформированию в направлении дальнейшей децентрализации государственной власти, совершенствования организационно-функциональной структуры, создания механизмов по обеспечению экономической самостоятельности органов местной власти. Страной, обладающей сильной традицией местного управления, является Великобритания.
Бюрократия и бюрократизм
Термин «бюрократия» (буквально — власть конторских служащих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. французский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных организаций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, которая оторвана от его реальных властных функций по организации общественной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии - К. Маркса (1818-1883) и М. Вебера (1864-1920).
Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы. Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая управленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; специализация и разделение труда; решение дел компетентными служащими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; оперативная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти.Социальная сторона бюрократии была исследована К. Марксом.Госслужащие используют в личных целях специфические работы органов власти, которые они обслуживают. Им доступна официальная информация и документация. Служебная информация-— очень дорогой товар, а те, кто ею обладает, становятся весьма обеспеченными людьми. Кроме того, широко используется в личных интересах «служебная тайна», переписка с населением.Бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чистой инструментальной функции, а может и хорошо удовлетворять личные интересы служащих.Многие должности в аппарате власти и управления становятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собственность властелина, который обращается с нею по праву владения, пользования и распоряжения. Бюрократия лишена возможности прямо передавать по наследству монополизированную функцию управления и исполнения. Но постепенно складываются социально-экономические предпосылки для подобного наследования. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, позвоночного права (по связям и по протекциям), бытовой дружбы, землячества. Чиновничество стало прибыльной отраслью, и руководители высшего ранга имеют возможность торговать государственными должностями.Сложились существенные различия между чиновниками и политиками. Политики есть переменный состав государственных органов, назначение которых зависит от показаний политического барометра. Бюрократы — кадровый состав органов государственной власти. Данные «бюджетные единицы» (М. Вебер) формально поставлены вне политики, но и (формально же) оставлены у рычагов власти на постоянной основе. Это — часть неизбираемой политической элиты. В некоторых странах (например, Финляндия) несменяемость чиновничества установлена законом.Деформация системы управления и исполнения породила Бюрократизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие. Бюрократизм, по К. Марксу, заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности, когда формальное выдается за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские или канцелярские задачи — в государственные.Бюрократизм — профессиональная болезнь управленцев и всех управленческих органов. Бюрократизм — враг поистине страшный. И сегодня чиновничество порождает различные должностные преступления, способствует размыванию и ослаблению государственной власти.«Без применения экономических, социальных и политических методов вылечиться от бюрократизма нельзя», подчеркивал английский историк Дж. Актон.Основные средства борьбы с бюрократизмом:1.Дальнейшая демократизация и построение гражданского обществу, что будет способствовать развитию самоуправления, возрастанию активности масс, повышению их политической культуры, организации действенного контроля за аппаратом управления.2.Перестройка государственного аппарата в направлении ограничения роста государства (сокращение числа государственных органов, упразднения целых его структур), децентрализация и деконцентрация власти (в том числе и коллективной), введение контроля за самоуправлением. Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры.3.Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.
4.Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессиональной пригодностью государственных служащих. В этих целях в России утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, принят Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции»; а в нашей стране — Государственная программа по борьбе с криминализацией управленческого аппарата, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». В 2003 г. наша республика присоединилась к европейской Конвенции «Об уголовной ответственностиза коррупцию».