Глава 2. Происхождение государства и права
Общая характеристика социальной власти
И норм догосударственного периода
Общество возникло гораздо раньше государства (если первое — около 3-4,5 миллионов, то второе — всего лишь 5-6 тысяч лет назад).
Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда — необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.
Признаки социальной власти, существовавшей в догосу-дарственный период:
1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
3) органами власти выступали родовые собрания, старей шины, военоначальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Признаки норм, существовавших в догосударственный период:
1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения);
2) существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;
3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;
5) выражали интересы всех членов рода и племени.
Причины и формы
Возникновения государства
Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда — различные теории возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т. д.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю).