Земская, городская, судебная, военная реформы.
Изменение системы Образования
Освобождение от крепостной зависимости крестьян совершенно меняло весь характер общественной жизни. В начале 1859 г. Александр II учредил особую комиссию, которой поручил выработать проект устройства новых местных учреждений. Формулируя их задачу, царь писал: «Необходимо предоставить хозяйственному управлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и больше доверия».
Несколько лет шла подготовка новых законов, а 1 января 1864 г. царь утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных-гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания. Эти собрания устраивались несколько раз в году. Для повседневной деятельности избирались уездные и губернские земские управы.
Земства решали теперь все местные вопросы: о строительстве и поддержании в порядке дорог, продовольственном обеспечении населения, об образовании, о медицинской помощи. Для осуществления этого необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать местные налоги («земские сборы»).
Земское самоуправление вводилось постепенно. Первое земство было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены ещё в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях европейской России.
Через несколько лет после учреждения земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности. Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имеющим в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшимся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления получили право вводить местные налоги («городские сборы»).
Ещё одной важной реформой Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласным, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, расследование проводилось часто неумело и небеспристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство. 20 ноября 1864 г. царь утвердил новые «Судебные уставы», призванные создать суд скорый, правый, равный и открытый. Новое судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов).
Царствование Александра II ознаменовалось проведением и ещё одной важнейшей реформы – военной. 1 января 1874 г. был подписан указ о введении всеобщей воинской повинности. Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской службы. Вся тяжесть лежала главным образом на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. «Забритые», как тогда называли рекрутов, отрывались от семьи на многие годы и возвращались в свою деревню уже в преклонных летах (срок службы равнялся 25 годам).
В Манифесте о введении всеобщей воинской повинности говорилось, что «дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного». К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье). Срок службы для лиц с высшим образованием был сокращен, а некоторые категории, например учителя, вообще освобождались от призыва. Срок службы составлял теперь в армии 6 лет, во флоте – 7 лет.
В период царствования Александра II произошли большие изменения и в сфере образования. Были открыты два новых университета в Одессе и Варшаве, два историко-филологических университета, археологический и сельскохозяйственный институты, Высший лицей в Москве («Катковский»). В 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника-попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредотачивалась теперь в руках самого университета во главе с избираемым ректором. Были сняты ограничения для студентов: отменено обязательное ношение .формы, все административные проступки студентов стали рассматриваться студенческим судом.
В 1864 г. был утвержден новый Школьный устав, вводивший два вида гимназий: классические и реальные. Первые, где преподавались главным образом гуманитарные предметы и языки, в том числе латинский и греческий, должны были готовить учащихся к поступлению в университеты; вторые же, где предпочтение отдавалось естественнонаучным знаниям, ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. Те и другие давали законченное среднее образование.
При Александре II получило широкое развитие начальное (двух- и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, главным образом крестьян.
Всего за 26 лет его царствования число различного рода школ, гимназий, училищ увеличилось многократно. В 1880 г. количество учебных заведений превышало 23 000 (учащихся около 1,5 миллиона человек), в то время как в 1861 г. количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5000.