Развитее страны в годы перестройки.
В 1964 г. закончилось "великое десятилетие" Н.С. Хрущева. Он был обвинен в волюнтаризме субъективизме, стремлении к установлению своего всевластия в партии и государстве и смещен со всех постов. Отставка Хрущева не сняла с повестки дня необходимость поиска решений возникших проблем в социально-экономической сфере. Экономическая ситуация требовала научного осмысления достигнутого, его критического анализа с тем, чтобы не только правильно и беспристрастно оценить
современное состояние экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Реформы 1965 г. в области промышленности и сельского хозяйства предполагали введение частичной экономической самостоятельности под контролем государства. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. В реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Надвигающийся кризис 70-х годов был отодвинут неожиданным вливанием в экономику страны нефтедолларов. Характерной чертой индустриального развития 70-х годов являлось увеличение масштабов нового строительства. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Но экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х годов было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины - в строительстве, три четверти - в сельском хозяйстве. Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами.
46.Новое мышление в годы перестройки.
Новые внешнеполитические принципы. Годы перестройки ста-' ли временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблея' ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советское внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе.
Конкретные мероприятия советского правительства подтверждал! его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне».
Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осень»! 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявлял*! о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.
Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось Ра