Культурная жизнь страны в период перестройки

Харак -ка истори-ческих условий РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ ЛИТЕРАТУРА ИСКУССТВО ВЫВОДЫ
Перестройка – решительное пре-одоление застой-ных процессов и слом механизма торможения, создание эффек-тного механизма ускорения, опи-рающегося на творчество масс. В следствие этого процесса, духов-ная жизнь страны подверглась силь-ным изменениям в связи с демакрати-зацией и глас-ностью. Был снят идеологический пресс, отменена цензура, стали открываться архивы. Начался переход к рыночной эконо-мике. Происходит «революция умов», усилива-ется внутренняя оппозиция, обсуждаютя дальнейшие пути развития страны. В области образования изменения стали происходить не ранее 1988г. До этого времени все шло в славных традициях «эпохи упадка и застоя». Пытаясь исправить существующую ситуацию, государство пошло по двум основным направлениям: уменьшение опеки над обра-зованием и увеличение зара-ботной платы учителям. Но образовательный процесс от этого не улучшился, потому что, несмотря на повышение зарплаты, постоянно возрастал дефицит кадров, кроме того у молодежи резко понизился интерес к учебе. Огромную роль в обновлении советского общества сыграли СМИ. Главным практическим достижением перестройки стала перестройка. Выходят разлтчные газеты – «Московская правда», «Куранты»; журналы – «Огонек», «Столица» и др. Меняется характер телевиденья: стали возможны телемосты (Познер и Донахью), на экранах появились зарубежные политологи, исто-рики, экономисты; стали тра-нслироваться съезды народ-ных депутатов. Увеличилось число развлекательных программ: был возрожден КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?». В 1990г. начал работу коммерческий канал «2 x 2» с показом рекламы. Прикладные отрасли полу-чили некоторое развитие, т.к. повысилась потреб-ность в конкретных техни-чески и экономических разработках. Фундамен-тальные же науки, которые были всегда гордостью страны, оказались на «го-лодном пайке». В течение второй половины 80-х годов в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие, как космонавтика, ядерная фи-зика и др. с трудом удер-живали достигнутый в предыдущий период уровень. В 1990г. вышел Указ Президента СССР «О статусе Академии наук СССР». АН стала самоу-правляемой организацией, была освобождена от гос. опеки. В этом же году была вновь создана российская АН. Началось сотрудничество ученых с технологами Германии, США, Франции и др. С 1986г. на орбите Земли начала работать станция «Мир». За многие годы ее работы на станции побывали десятки космо-навтов, включая иностран-цев. Благодаря усилиям твор-ческой интеллигенции стране были возвращены имена писателей - эмигрантов, впервые в СССР были опубликованы их книги,. – «Мы» Е. Замятина, «Лето Господне» И. Шмелева, исторические романы М. Алдагнова. Была опубли-кована статья М. Горького «Несвоевременные мысли». Увидели свет романы – Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Платонова «Котлован». В 1898г. в нашей стране возобновилось издание книг А. Солженицина: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус и др.» Значительно обогатили художественную литературу вышедшие в эти годы произведения: «Белые одежды» А. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Необычайно возрос интерес к исторической литературе . Впервые на русский язык были опубликованы мемуары А.Ф. Керенского. В сборник «На чужбине. Эпоха в лицах» вошли воспоминания полити-ческих деятелей – М.В. Родзянко, П. Н. Милюкова, генералов А.И. Деникина, П.Н. Враегеля. Во второй половине 80-х гг. широкая демократизация косну-лась театра. Были выпущены остросюжетные спектакли, кото-рые отразили перемены в жизни страны. Это «Стена» в «Совре-меннике», «Серебряная свадьба» во МХАТе, «Статья» в Театре Советской Армии. Но экономи-ческий кризис негативно отра-зился на развитии театра: замет-но уменьшилось число зрителей, нехватало денег на достойную оплату труда актеров, на ремонт зданий и приобретение рекви-зита. В кинематографе также произошли серьезные изменения. Были сняты с полок ранее запре-щенные фильмы: «Проверка на дорогах», «Скверный анекдот» и др. Несколько фильмов получили премии международных фести-валей: «Очи черные», «Леди Макбет Мценского уезда» и др. В годы перестройки музыкальное искусство отличалось большим разнообразием: это – классичес-кий композитор А. Шнитке, и виолончелист мирового масшта-ба М. Ростропович, и рок-музы-кант Б. Гребенщиков, и запрет-ные барды 70-80-х гг. Ю. Визбор, В. Высоцкий. Расцвела эстрада: Пугачева, Вайкуле, Малинин, Газманов и др. Наибольшей по-пулярностью пользовались музы-кальные группы – «Кино», «Лас-ковый май», «ДДТ», «Алиса». Наряду с некото-рыми положи-тельными факторами, которые были достигнуты прежде всего за счет ослабления цензуры и контроля за творчеством, в целом проис-ходит резкое падение общеку-льтурного об-щества. Теряется престиж образования и значимости отечественных специалистов, растет бездухов-ность, возрастает преступность Культура все больше попадает под власть комерции. Академик Д.С. Лихачев назвал такое состояние общества «культурным одичанием».

Наши рекомендации