Строительство военных укреплений царской России на территории Казахстана в XVII-XVIII века

Торговцы, члены дипломатических миссий, путешественники, возвращаясь из Казахского ханства и сопредельных территорий, распространяли слухи о богатстве этих земель. Так, до Петра I дошли слухи о том, что имеются «золотые россыпи» в г. Еркети (ныне китайский город Яркенд). А российская казна, опустошенная затянувшейся русско-шведской войной, требовала огромных финансовых ресурсов. Первый сибирский губернатор М.П. Гагарин предложил Петру I план строительства линии военных укреплений от Тобольска до Еркети. Инициатива губернатора была поддержана. На реализацию этого плана была отправлена военная экспедиция под руководством подполковника И.Д. Бух-гольца.

Позднее царское правительство в условиях казахско-джунгарского противостояния в Прииртышском регионе встало на путь строительства линий военных укреплений. В 1716 году на правобережье Иртыша были построены Ямышевская и Омская, в 1717 году — Железинская, Колбасинская, в 1718 — Семипалатинская, в 1720 году — Усть-Каменогорская, Черноярская и Коряковская крепости. По Иртышу стало развиваться судоходство. Джунгарским правителям причину строительства крепостей сибирские власти объясняли необходимостью защиты от набегов казахов, последним — необходимостью обороны от воинственных джунгар. Но на самом деле эти укрепления служили удобным плацдармом для усиления позиции царских властей в бассейне реки Иртыш с целью последующего присоединения как территории Казахского ханства, так и районов, подконтрольных джунгарских хунтайджи.

Объясните мотивы древнего человека в поклонении сверхъестественным силам.

Древнейшие люди, выделившись из природы, долго не осознавали, чем они отличаются от окружающей природы. Им казалось, что не только они, но и птицы, звери, деревья говорят между собой. Человеку не понятно было, почему он видит сны, почему умирает.

Люди для того, чтобы оградить себя от различных несчастий, использовали различные обряды и ритуалы. Примерами таких религиозных обрядов могут быть поклонение богам, жертвоприношение, ношение амулетов. Первоначальная религия выражалась в виде тотемизма, анимизма, магии, фетишизма. Тотемизм(от англ. totem, из языка индейцев "От-отем" - его род) это вера в сверхъестественную связь и кровную близость с каким-либо животным. Люди считали, что они происходят от определенного животного. (Оленя, волка, тигра) Их почитали как предков. Анимизм (от лат. anima - душа) - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в присутствии независимой души у людей, животных, растений. Магия (от лат. magia волшебство) - вера в способность человека воздействовать на природу.

3) Определите различия в политических целях партии "Алаш" и большевиков

В декабре 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд. Заслушав доклад лидера автономного Турекестана М.Чокая, съезд оценил события в Коканде как отрицание демократического содержания в национально-освободительном движении, расправу с инакомыслящими, идеологическую нетерпимость, увлечение ультрареволюционными лозунгами диктатуры пролетариата. Вслед за этим был рассмотрен вопрос об автономии казахского народа. Большинство депутатов проголосовали за немедленное объявление автономии. Были избраны члены Всеказахского Совета Алаш-Орда. Председателем на альтернативной основе был избран А.Бокейханов. Накануне съезда на страницах газеты "Казах" был опубликован проект программы партии "Алаш". В этом документе, состоящем из десяти разделов, была дана развернутая программа партии в области государственного строительства обороны, религии, науки и просвещения, по аграрному вопрос и т.д.Большевики, ставшие в этот сложный исторический период партией власти, не посчитали возможным идти на диалог с партией Алаш. Однако выборы прошедшие в ноябре 1917 январе 1918 г. показали, что абсолютное большинство казахских трудящихся разделяет программные требования партии Алаш.

Билет № 5 1. Военные действия в Казахстане в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. 2. Приведите аргументы, подтверждающие непоследовательные действия Нуралы хана во время крестьянской войны Е. Пугачева. 3. Сравните антропологический тип саков и уйсунов, охарактеризуйте общие и различные черты.

Наши рекомендации