Тема №5. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ.
1.Дайте краткое объяснение следующим терминам, понятиям и явлениям: государственные крестьяне, помещичьи крестьяне, приписные крестьяне, коллегиальная система (коллегии), Сенат, Синод, подушная подать, рекрутский набор, Полтавская битва, просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, барщина, Кондиции, Семилетняя война, мещане, черта оседлости.
2.Объясните, кто эти люди, когда они жили и чем знамениты: А. Д. Меншиков, Карл XII, гетман Мазепа, Емельян Пугачев, Э. Бирон, М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, П.Румянцев, Г. А. Потёмкин, Д. И. Фонвизин, Ф. Ф. Ушаков.
3.Составьте хронологическую таблицу истории внешней политики России в XVIII веке. В таблице должны быть графы: дата события; обозначение события; главные его результаты (в том числе территориальные приобретения России); имена полководцев и государственных деятелей, связанных с событием.
4.Карамзин Н.М. писал: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». Сравните результаты деятельности Екатерины II с делами Петра I. Можно ли считать, что во внутренней и внешней политике она продолжала начатую им линию? Аргументируйте свою точку зрения.
Реформаторскую деятельность Екатерины II делят на два периода: до 1775 г. и после 1775 г. Объясните причины такой перемены.
5.XVIII век в России – это эпоха непрерывного роста привилегий дворянства. Венцом этого процесса стал манифест о вольности дворянства, подтвержденный позднее «Жалованной грамотой». Историк В. О. Ключевский отмечал: «Манифест, снимая с дворянства обязательную службу, ни слова не говорит о дворянском крепостном праве, вытекавшем из нее как из своего источника». Согласно исторической логике и общественной справедливости после манифеста о вольности дворянства должна была бы последовать отмена крепостного права. Однако этого не произошло. Объясните, почему крепостное право не было отменено уже в XVIII веке?
Тема №6. РОССИЯ В XIX ВЕКЕ.
1.Дайте краткое объяснение следующим терминам, понятиям и явлениям: указ «о вольных хлебопашцах», декабристы, Крымская война, Бородинское сражение, теория официальной народности, земство, контрреформы, «хождение в народ», выкупные платежи, великие реформы, контрреформы, отходничество, месячина, капитализм.
2.Объясните, кто эти люди, когда они жили и чем знамениты: Н. М. Карамзин, А. А. Аракчеев, П. Д. Киселев, М. М. Сперанский, М. И. Кутузов, П. Я. Чаадаев, К. П. Победоносцев, М. Д. Скобелев, братья Милютины, М. Т. Лорис-Меликов, Наполеон Бонапарт, Отто Бисмарк.
3.В начале XIX века в России разрабатывался проект реформ, направленных на ликвидацию крепостного права, просвещение народа, введение гражданских прав и свобод, создание парламента. Как вы думаете, почему проекты подобных реформ готовились в тайне? Могли ли они быть осуществлены в полном объеме? Отвечая на последний вопрос, укажите причины, в силу которых российские реформаторские проекты оказались практически не реализованными в первой половине XIX века. Объясните, почему в России этот период называют временем «упущенных возможностей».Почему Александру II, в отличие от Александра I, удалось провести реформы? Свой ответ на поставленные вопросы аргументируйте.
4.Объясните, что такое декабризм и каковы причины его возникновения. Декабристов нередко называют «первенцами русской свободы». Почему? Были ли у декабристов шансы победить? Какое влияние оказало движение декабристов на формирование общественно-политического движения в России?
Определите, какому русскому мыслителю XIX века принадлежит следующее изречение: «Мы не принадлежим ни к западу, ни к востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого, стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода». Определите собственное отношение к этому высказыванию. Составьте таблицу «Общественная мысль России XIX века». В таблице должны быть графы: наименование течений общественной мысли; суть взглядов на историю России; суть общественно-политического учения; руководители-лидеры. Выскажите свое мнение о том, какое из течений общественной мысли России XIX века предлагало наиболее подходящие меры для решения проблем страны.
5.Одним из самых длительных военных противостояний в истории России стала Кавказская война. Объясните термины, встречающиеся в исторической литературе об этой войне: абрек, аманат, газават, гяур, джихад, имам, шариат. Расскажите о хронологических рамках Кавказской войны, территории, на которой она проходила, противоборствующих сторонах и исторических лицах, участвовавших в боевых действиях. Как бы вы определили её причины и характер? Как вы думаете, сказываются ли её последствия сегодня и если да, то как? Свой ответ аргументируйте.