Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Российской Империи в первой половине ХIХ вв.
В первой половине XIX в. в Беларуси происходили общие для Российской империи процессы, которые вели к распаду феодально-крепостной системы, возникновению новых - капиталистических отношений. Об этом свидетельствует:
1) развитие промышленности: а) увеличилось количество мануфактур, где почти половина рабочих были вольнонаемные; б) появились первые фабрики - в местечках Xомск и Косово Гродненской губернии, где применялись паровые двигатели;
2) развитию экономики Беларуси способствовали пути сообщения - водные, сухопутные, что благоприятно сказывалось на вовлечение края во всероссийский рынок. В вывозе преобладали товары сельского хозяйства, а в возе - промышленные изделия;
3) развитие путей сообщения благоприятствовало росту городских поселений;
4) в сельском хозяйстве: а) все больше продукции шло на рынок; б) расширились посевы технических культур; в) в отдельных помещичьих хозяйствах внедрялись машины; г) все больше крестьян занималось промыслом, извозами; д) заметнее становился процесс дифференциации среди крестьян.
Дальнейшее развитие экономики сдерживалось господством феодолизма, в первую очередь крепостным правом: 1) помещики для увеличения доходности имений расширяли собственные посевы за счет крестьянских наделов. Но подневольный труд не давал положительных результатов; 2) масса крестьян беднела и не могла выполнять все возрастающие повинности, ибо барщина доходила до 6 дней в неделю; 3) постоянно возрастала задолженность помещиков частным лицам и казне. 4) заметный рост крестьянских волнений.
Социальная напряженность усиливалась антироссийской пропагандой католической церкви и пропольского дворянства. Это вынудило царизм осуществить на Беларуси более гибкую социально-экономическую политику и делать определенные шаги по решению аграрного вопроса.
В 1837 - 1841гг. осуществлялась реформа П.Д. Киселева среди государственных крестьян. Основные ее положения сводились к следующему: 1) проведение люстрации – описание гос. владений - увеличены наделы крестьян, уменьшены их повинности; 2) казенные крестьяне переводись с барщины на оброк, ликвидация фольварков; 3) прекращалась практика сдачи их в аренду; 4) создавались выборные органы крестьянского самоуправления, которым доверялось под контролем администрации) решение хозяйственных, административных и судебных дел; 5) признавалась «гражданская свобода» государственных крестьян, что выгодно отличало их от бесправия крепостных крестьян.
Инвентарная реформа в помещичьей деревне (Указ 15 апреля 1844г.). Суть ее сводилась к регулированию размеров наделов и фиксации повинностей помещичьих крестьян. Реформа встретила ожесточенное сопротивление помещиков их самоуправство имело ограничено и недовольство крестьян в тех случаях, когда повинности возрастали. Этим можно объяснить растянутые сроки проведения реформы до 1857 г.
В целом же аграрные реформы 40 - 50-х гг., хотя и создавали лучшие условия для развития товарно-денежных отношений в развитии хозяйственных инициатив, крестьянства, в первую очередь государственных, все же не затрагивало основ феодальных порядков, ликвидация которых оставалась жизненно необходимой экономической и политической задачей.
13. Культура Беларуси в ХIХ – нач. ХХ вв.
Культура белорусских земель находилась под сильным влиянием польской и, в меньшей степени, русской культур, что объяснялось как общественными условиями нахождения их в составе Речи Посполитой, а потом Российской империи, так и сознательной политикой руководящих кругов этих государств, направленной на денационализацию белорусского этноса. После шляхстского восстания 1830 - 1831 гг. полонизация сменилась и дополнялась русификацией.В конце XVIII - начале XIX вв. Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований о языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов, истории Беларуси. Не существовало даже единого названия народа и страны. Свою национальную принадлежность оно определяло не по этничным (национальным), а по конфессиональным (религиозным) или местным приметам, называя себя «ТутыйшымЬ». Православие воспринималось или как «русская вера», а католичество - как «польская».
Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формирование творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения, возникновением нового научного направления - белорусоведения.
Со второй половины XIX века национально-культурное движение превращается в главный фактор сохранения этнической самобытности белорусского народа и выступает движущей силой консолидации и формирования патриотизма к своему краю: борьба за возрождение белорусского языка (Ф.Богушевич); ставятся вопросы о национально-государственном будущем белорусского народа; всестороннее изучение быта и традиций края.
В этом процессе огромную роль сыграли газеты «Наша доля» (1906) и «Наша Нива» (1906-1915). Газета выступала за национальное равноправие белорусского народа, развитие его культуры, искусства и литературы. С её участием выходил популярный «Беларуск каляндар», журналы «Саха», «Кратва», «Лучынка». В начале XX века возникли белорусские издательства «Загляне сонца i у наша аконца» (Петербург), «Наша хата» (Вильно), «Саха» (Минск) и др. Они выпустили первые учебники на белорусском языке, «Першае чытанне для дзетак беларусау» Тётки, «Першая навука чытання» К. Каганца, отдельные произведения белорусских писателей, научно- популярные брошюры.
Во второй половине XIX века велись научные исследования истории языка, культуры и быта белорусского народа: всесторонним исследованием края занимались белорусские учёные М. Довнар-Запольский, Н. Никифоровский, Е. Романов, М. Любавский,и др.;основатель белорусской трилогии У. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах "Беларусы", названную энциклопедией белорусоведения. В литературе в начале XX века сложилось мощное реалистическое направление, которое является цветом белорусской национальной творческой мысли. Представлено произведениями Я.Купалы, Я.Коласа, Т.Гартного, М.Горецкого, А.Пашкевича и др.
В живописи на первый план выходит исторический жанр – К. Альхимович «Похороны Гедемина». Известен был мастер бытового жанра Н. Силиванович («В школу», «Дети во дворе»).
Развивались различные формы народного театра (народная драма, батлейка).
В архитектуре господствовал эклектизм – сочетание различных стилей. Появляется стиль модерн (пром. здания, ж/д вокзалы, жилые дома).