Позитивистская юриспруденция

Это учение требует, чтобы право воспринималось исключительно как совокупность норм, являющихся продуктом государственной воли. Как научное направление окончательно оно сложилось в середине XIX в. на основе отрицания теории естественного права, когда возникла потребность в повышении роли государства в регулировании общественных отношений, и вплоть до начала XX в. занимало господствующее положение в юридической науке.

Право в основном является нормативной реальностью, оно само отражает реальность социальную. Право появляется в данном обществе и в данную эпоху. При изучении, описании и толковании права в расчет принимаются только нормы, существующие в действительности. В соответствии с этими реалистическими доктринами право содержит исключительно нормы, реально действующие на данный момент в определенном политическом обществе, то, что называют еще позитивным правом. От этого происходит название позитивистских школ, которые получили большинство тенденций, связанных с этой категорией доктрин.

Позитивистская юриспруденция также включает в себя различные течения. Наиболее распространенные из них:

- государственный позитивизм;

- юридический позитивизм.

В соответствии с концепцией государственного позитивизма право является всего лишь отражением воли лиц, обладающих политической властью, т. е. правителей. Авторитет права обосновывает именно суверенитет государства. Таким образом, содержание права определяется исключительно и произвольно государством.

Концепция юридического позитивизма представляет собой неко-торым образом отличную позицию. Здесь источник норм, их объясне-
ние и их оправдание отходят на второй план. В расчет принимается только существование и обязательный характер норм в четко указанный
момент времени и на данной территории. Само право является своим
собственным обоснованием. Оно получает свой авторитет только
из себя самого: право должно соблюдаться, поскольку оно есть
право.

Само содержание норм не имеет значения: материальный аспект права устраняется его формальным аспектом. Эту концепцию выдвинул, в частности, Остин в Англии в XIX в., но она была доведена до высшей ступени своей логической четкости нормативистской теорией Кельзена в Австрии в XX в. По Кельзену право – это всего лишь совокупность специфических обязательных предписаний, абсолютно изолированных от прочих гуманитарных наук, таких как психология, социология, политология, мораль или религия. Эти обязательные предписания не являются ни истинными, ни ложными, они – это только воля их авторов. Само государство больше
не является фундаментальным и унифицирующим элементом этой совокупности предписаний.

Действительно, все право в целом представляет собой обширную
систему норм, подчиненных одни другим, начиная с самой важной
и высшей нормы и кончая самыми скромными и индивидуализирован-ными нормами. Каждая из этих норм, таким образом, приобретает свою
собственную ценность, а государство теперь остается только простым
архитектурным остовом, скрытым под совокупностью этих норм
и поддерживающим ее. Государство остается всего лишь образом, простой ссылкой для описания всей юридической системы политического общества
в целом.

Нормативистская концепция рассматривает право как чисто логическую систему, исключительно техническую и абсолютно отдельную от
намерений, идей или ценностей. По мнению нормативистов, сущность права – это просто наличие нормы и ее сочетание с высшими и низшими нормами.

В позитивистской юриспруденции заслуживает внимание:

- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

- нормативность в данном подходе связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями;

- позитивистами разработаны важнейшие понятия и конструкции, технические приемы юридической науки, на которых основывается законодательная и правоприменительная деятельность;

- сторонниками государственного позитивизма признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает основную норму.

Слабые стороны:

- слишком сильный уклон к формальной стороне права повлек игнорирование его содержательной стороны;

- преувеличение роли государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Эти недостатки предопределили закат «чистой теории права». Нормативизм оказался несовместимым с демократическими преобразованиями.

Наши рекомендации