Начальный этап и перелом в ходе Войны за независимость
Национально-освободительное движение в североамериканских колониях сопровождалось острым политическим размежеванием между патриотическими силами сепаратистов (виги) и лоялистскими консерваторами, сторонниками сохранения закрепленной первыми колониальными хартиями власти английского короля (тори).
В западных штатах вооруженные стычки начались осенью 1774 г. В Северной Каролине преследование роялистов, изгнание их из поместий приобрело особенно острые формы в 1775 г. В Массачусетсе и других колониях началось вооружение народа и обучение военным навыкам милиции и минитменов (мужчин, готовых в «считанные минуты» выступить в защиту прав колонистов в случае тревоги). Участники этих отрядов не признавали принципы военной иерархии и избирали своих командиров.
Первые боевые сражения противников произошли на территории Массачусетса при попытке английских войск разоружить повстанцев. Захватив 19 апреля 1775 г. склады вооружения в соседних с Бостоном Лексингтоне и Конкорде, многочисленная армейская группировка англичан на обратном пути потерпела поражение от небольшого отряда ополченцев, использовавших заимствованную у индейцев тактику рассыпного стрелкового строя. Наемные королевские войска не проявляли особого героизма в отличие от повстанцев, для которых от исхода сражений зависела будущая жизнь. Лагерь одержавших победу повстанцев в Массачусетсе быстро пополнялся рядовыми жителями, и спустя три месяца в очередном сражении при Бенкерс-Хилле они вновь нанесли английским войскам серьезное поражение.
После того, как известие о победе достигло других городов и колоний, повсюду развернулось протестное движение, были захвачены оружейные арсеналы, формировалось ополчение. Размах событий, нарушение привычного ритма экономической жизни пугали консервативно настроенных сторонников королевской власти из числа самих колонистов.
В Нью-Йорке и в южных штатах лоялисты (тори) открыто выступали против восставшего народа, демонстрируя лояльность королю и властям. Они были представлены в основном выходцами из английской аристократии, крупными земельными собственниками, многочисленной колониальной бюрократией, духовенством англиканской епископальной церкви, плантаторами и торговцами, получавшими от королевской власти значительные привилегии. На их стороне были симпатии представителей колониальной элиты, всерьез опасавшейся за свое положение в условиях вышедшей из-под контроля революционной активности населения. Совместно с англичанами они создавали небольшие военные отряды из негров-рабов и сервентов, которым было обещано освобождение, а также части арендаторов, претендовавшим на земли лендлордов-патриотов. Под их влиянием на многочисленных революционных митингах лозунги независимости были крайне редки, преобладали призывы уговорить короля признать за колониями их политические права и пойти на смягчение экономических претензий. Главные претензии лоялисты относили к правительству, отделяя его от короля.
Среди сторонников независимости от метрополии, называвших себя революционерами-патриотами (виги) преобладали предприниматели Севера, промышленники, торговцы, фермеры, ремесленники, часть плантаторов, связанных с контрабандными поставками или обремененных долгами по кредитам от английских торговых компаний. Их инициативы, саботируемые влиятельными лоялистами, на начальном этапе войны оказывались неэффективными.
На протяжении всей войны в роли революционного правительства выступал Второй Континентальный конгресс (май 1775–1781). Он работал в Филаделфии, а затем был переведен в Балтимор. Власть конгресса на местах осуществляли Комитеты безопасности, созданные под влиянием возмущенного народа на провинциальные ассамблеи и оказывавшие давление снизу на своих представителей в Конгрессе.
После первых вдохновляющих побед начался затяжной период неудач армии колоний. Против восставших был брошен мощный британский флот. Для подавления вооруженных выступлений в колониях Англия также ввозила дополнительные воинские контингенты. За время войны экспедиционный корпус, переброшенный в Северную Америку, превысил 80 тыс. человек, почти треть из которых составляли наемники, набранные в германских княжествах.
Повстанцам пришлось создавать свои вооруженные силы. Ставший главнокомандующим молодой американской армии Джордж Вашингтон – плантатор, офицер и талантливый полководец, проявивший себя как в войнах с индейцами, так и в сражениях с французской армией во времена Семилетней войны, блестяще выполнил задачу, поставленную перед ним конгрессом. Сформировав командный состав из состоятельных собственников и возложив на них задачу вооружения и обеспечения подчиненных, он начал комплектовать армию из малоимущих добровольцев, привлекая под свои знамена также фермеров, мелких торговцев, осознанно вступавших в борьбу. Неоднородный социальный состав армии изначально предопределил различие интересов, но ее сплочению способствовало единство главной цели – борьбы за освобождение колоний от произвола королевских властей. Вскоре армия составляла 18 тыс. человек, но состав ее постоянно менялся, численность колебалась в связи с большими потерями, а вооружение значительно уступало британскому.
Несмотря на вооруженные столкновения с английской армией, даже самые радикально настроенные патриоты на начальном этапе войны видели конечным результатом противостояния возвращение колониям прав, которыми они обладали до Семилетней войны. Первым отважился сформулировать требование отделения от метрополии английский просветитель-демократ Томас Пейн, принявший участие в политической борьбе колониального общества и отразивший массовые чаяния в появившемся в конце первого периода войны памфлете «Здравый смысл» (февраль 1776 г.)
В историографии иногда датируют начальный этап Войны за независимость США именно 1776 г., когда появился лозунг отделения от Англии. При этом ссылаются на то, что эта цель сделала возможным появление программных документов, позволивших соединить анти-колониальную войну и внутриполитическую борьбу за демократизацию политического строя. Между тем, широкомасштабное вооруженное столкновение массовых армий, мобилизованных обеими сторонами, вполне позволяет рассматривать события 1774–1776 гг. как начало войны.
Кульминационный этап Войны за независимость начался 4 июля 1776 г., когда II Континентальный конгресс в Филадельфии принял «Резолюцию независимости» и одобрил «Декларацию независимости». В ней провозглашалось отделение от метрополии 13 североамериканских колоний, которые объявляли себя «независимыми штатами», прерывающими всякую политическую связь с метрополией.
Необходимость привлекать на сторону воюющей за независимость армии колоний возможно более широкие слои населения обусловила влияние в Конгрессе сторонников радикальных демократических преобразований, которые были особенно активны при формированию новой государственности. Принятый документ был подготовлен представителями демократического крыла вигов. Текст составил убежденный противник монархии, американский просветитель Томас Джефферсон при участии выдающегося ученого-естествоиспытателя Бенджамина Франклина. Положения Декларации, отражали рост самосознания нескольких поколений переселенцев, рожденных в колониях и ощущавших себя членами нового сообщества – американцев. Ее основная часть имела целью обозначить все факты несправедливого притеснения колоний со стороны парламента и монархии. В то же время «Декларация независимости» стала первым политическим документом, отразившим теоретические изыскания широкого общественно-философского движения Просвещения, охватившего страны Европы и проникшего в Новый Свет. В ней были сформулированы три главных демократических принципа. Главным был принцип равенства естественных прав всех людей, которые, по мнению Т. Джефферсона, принадлежат им от рождения: право на жизнь, свободу, и, вместо Локковского права собственности – право на «стремление к счастью», из чего вытекало равенство граждан перед законом, предполагавшее уничтожение сословных привилегий. Не менее важным являлся принцип народного суверенитета, по которому источником политической власти выступал народ, каждое поколение которого имело право заключать с правителями общественный договор, выбирая их. Принципиальное значение придавалось праву народа на борьбу с тиранией, по которому в случае нарушения властью общественного договора или вообще при отказе ее подобный договор заключать, легитимным становилось ниспровержение деспотического режима через восстание.
Впервые в закон были возведены демократические принципы и юридически было оформлено образование нового, наиболее прогрессивного для своего времени республиканского строя, что придавало Американской революции всемирно-историческое значение, оказывало влияние на развитие теории государственного управления и признание новых международно-правовых норм.
Декларация независимости позволила создать республику, но ей предстояло еще отстоять провозглашенные принципы, защитить себя от внутренних и внешних врагов. Ведение военных действий не помешало осуществлению внутриполитических преобразований. Решено было юридически оформить совместные военные действия с метрополией и порядок урегулирования отношений с иностранными державами. С 1777 г. II Континентальный конгресс разрабатывал первую Конституцию нового государства, как договорного союза суверенных государств (штатов) с широкой автономией в решении внутренних вопросов. Под названием «Статьи конфедерации» она была принята в 1781 г. и действовала до 1789 г. Все колонии после провозглашения независимости объявили себя республиками. В 1775–1779 гг. были приняты конституции штатов, регламентировавшие гражданскую власть, расширявшие полномочия законодателей и снижавшие избирательный ценз. Стремление максимально реализовать полученный после отделения от метрополии суверенитет, «упоение независимостью» препятствовало получению согласия большинства штатов на создание сильного центрального правительства в рамках единой конфедерации. Сильны были тенденции к сепаратизму и созданию самостоятельных государств. Сконцентрировать воедино все ресурсы и направить их на борьбу с сильным и опытным противником в лице хорошо укомплектованной королевской армии и бывшей колониальной администрации в таких условиях было крайне сложно. Экономические проблемы были дополнены ростом иностранной и внутренней задолженности, взлетом инфляции, упрочением таможенных барьеров, отсутствием единой денежной и налоговой систем, что затрудняло молодым республикам выполнение финансовых обязательств перед Конгрессом, который должен был воплощать в жизнь Акт о создании революционной армии, обеспечивать войска Вашингтона и выплачивать жалование солдатам. Результатом стали военные неудачи патриотов, усиление капитулянтских настроений среди лоялистов и в войсках. Лишь высокий моральный дух большинства американцев и решимость командиров сражаться до победы помогали плохо вооруженной и слабо обученной добровольческой армии противостоять вдвое превосходящим силам противника. В марте 1776 г. ей удалось после длительной осады освободить Бостон. Вытесненный оттуда английский гарнизон во главе с генералом Хоу переправился к Нью-Йорку и занял город. Несмотря на умелый маневр армии Вашингтона у Трентона, к северо-востоку от столицы Конфедерации, ей не удалось отстоять город, и в сентябре 1777 г. Филадельфии оказалась в руках англичан.
Окончательно ситуация изменилась в пользу восставших колоний после крупной победы в сражении у Саратоги (штат Нью-Йорк) 17 октября 1777 г. Она разрушила стратегический план британцев по блокированию основных сил Вашингтона у побережья Новой Англии, разгрому их с помощью флота, а затем быстрому наступлению на южные колонии, слабые в военном отношении и склонные к примирению с королем. Разгадав план англичан, Вашингтон не позволил войскам генерала Хоу, двигавшимся из Нью-Йорка, соединиться с группировкой генерала Бургойна, вышедшими с канадской территории. Окружение большой группы войск у Саратоги и пленение высших офицеров стало важной победой защитников Конфедерации, в результате которой англичанами была окончательно потеряна стратегическая инициатива.