Японская колонизация Кореи (1910 год) и начальный этап антияпонского движения за независимость

В течение всего 1910 г. прояпонски настроенные корейские мини­стры во главе с премьером Ли Ванъёном, а также члены прояпонско-го общества Илъчинхве активно вели пропаганду «полезности» для Кореи «воссоединения» с Японией и не раз направляли японскому Императору письма с соответствующими «прошениями».

В августе 1910 г. японский генеральный резидент Тэраути предъ­явил Ли Ванъёну требование заключить договор о «слиянии». После специального совещания членов правительства при участии и «с со­гласия» Императора Сунчжона 22 августа 1910 г. премьер Ли Ванъён подписал «Корейско-японский договор о соединении» (Хан-иль хап-пан чсшс), который в отечественной литературе принято называть «договором об аннексии», что верно отражает его сущность. Договор был опубликован только 29 августа 1910 г.

На этом де юре временно закончилась многотысячелетняя исто­рия Кореи как независимого государства. Все международные дого­воры, заключенные Кореей ранее, были аннулированы. Прекратилось издание книг и газет на корейском языке. Вся власть над корейски­ми территориями была передана японскому генерал-губернатору. При генерал-губернаторе, правда, оставался Центральный совет, в состав которого входили корейцы. Однако это был, скорее, некий «декора­тивный» орган при аппарате генерал-губернатора, который к тому же возглавлялся японцами.

Вскоре гордое имперское название Кореи — «Великая Хан» было снова заменено на старое «Чосон» — «[Страна] Утренней Свежести», с которым связывалось ее подчиненное по отношению к внешнему миру положение.

Но что же корейцы? Неужели они не оказали никакого сопротив­ления беспрецедентному акту грубого закабаления, не только эко­номического, но и культурного. Конечно же, сопротивление было. Можно выделить несколько форм борьбы корейцев за националь­ную независимость, проявлявшихся в начале XX столетия. Во-первых, это культурно-просветительское движение[239]. Во-вторых — воору­женное сопротивление в форме отдельных террористических актов или организованного партизанского движения Армии справедливости (Ыйбён).

Среди террористических актов самым известным является убий­ство бывшего японского генерального резидента Ито Хиробуми на вокзале в Харбине 26 октября 1909 г. одним из лидеров партизанско­го сопротивления ан Чжунгыном (1879-1910)[240].

Однако еще в марте 1908 г. двое корейцев, проживавших в США, независимо друг от друга решили убить Д. В. Стивенса, советника ко­рейского Императорского двора по внешним сношениям, назначен­ного японцами. Стивене пропагандировал идею «полезности» япон­ского контроля в Корее и во время своего отпуска в США высту­пил на пресс-конференции в Сан-Франциско с подобными заявления­ми. Тогда на Оклендском вокзале, когда Стивенс выходил из поезда, Чон Мёнун (1884-?) попытался напасть на американского советника, вооружившись куском железа, а Чан Инхван (1877-1930), подбежав чуть позже, выстрелил в Стивенса из пистолета и смертельно ранил его.

После убийства Ито Хиробуми молодой патриот Ли Чжэмён (1890-1910) 22 декабря 1909 г. подкараулил продажного главу кабине­та Ли Ванъёна (1858-1926) у выхода из католического собора в районе Мёндон и попытался убить его, нанеся ножевые удары в живот.

Но наиболее значимым было партизанское движение Армии справедливости.

В исторической литературе выделяют три этапа деятельности антияпонской армии Ыйбён. Первый этап соотносится с 1894-1895 гг. Причины его начала очевидны. Непосредственным поводом для стихийного формирования партизанских отрядов стало убийство королевы Мин и оглашение указа об обязательной стрижке волос у мужчин. В соответствии с названием года по традиционному цикли­ческому календарю эти выступления Армии справедливости имену­ют «Ыйбён [года] ыльми» (1895 г.). Тогда во главе отдельных воору­женных группировок встали янбане классической конфуцианской на­правленности, провозгласившие своим девизом старый лозунг: «Ува­жать короля, вытеснять варваров» (Чонван янъый; японцы с точки зрения корейцев также относились к категории «варваров»). Основ­ной боевой силой партизанских отрядов в то время были крестьяне, многие из которых ранее участвовали в крестьянской войне тонхак. Неизвестно, чем закончилось бы первое народное антияпонское выступление, тогда еще не слишком значительное по масштабам, если бы государь Кочжон не укрылся в российской дипломатической мис­сии и не издал ряд указов. Они отменяли прежние, принятые под дав­лением японцев, и призывали к прекращению вооруженных действий, тем более что факт разгона прежнего прояпонского правительства во многом отвечал требованиям Ыйбён.

Второй этап деятельности Армии справедливости отно­сится к 1905—1906 гг.В корейской исторической литературе он получил название «Ыйбён [года] пёно», т.е. 1906 г. Еще в процессе дислокации японских войск на территории Кореи в 1904-1905 гг. и позже, во время подготовки подписания договора о протекторате, в провинциях Кёнги, Канвон, Северная и Южная Чхунчхон, Северная Кёнсан стали действовать небольшие вооруженные отряды Ыйбён. Однако усиление антияпонских выступлений было вызвано извести­ем о заключении договора о протекторате.

В провинции Южная Чхунчхон выходец из сословия янбан Мин Чжонсик (1861-?) собрал около пятисот ополченцев и в 1906 г. всту­пил в бой с японскими войсками в районе города Хончжу. Его вы­ступление потерпело поражение. Сам Мин Чжонсик был вынужден скрыться в окрестностях города Кончжу.

Проживавший в то время в провинции Северная Чолла быв­ший высокопоставленный сановник Чхве Икхён (1833-1906), который ушел со службы и преподавал в местном учебном заведении, соста­вил обращение ко всему корейскому народу с призывом подняться на борьбу против японцев. Таким образом, одной из особенностей вто­рого этапа вооруженной антияпонской борьбы была попытка распро­странения ее на всю страну.

С помощью своего ближайшего ученика Лим Бёнчхана (1851-1916) в июне 1906 г. в районе Тхэина Чхве Икхён собрал группу повстан­ческих войск из 80 человек и направился к югу. Когда бойцы его Ар­мии справедливости атаковали японские и правительственные войска в районе города Сунчхан, число повстанцев доходило уже до 400 чело­век. Однако и здесь партизаны потерпели поражение в боях с превос­ходящими силами противника. Сам Чхве Икхён и Лим Вёнчхан были схвачены и отправлены в ссылку на японский остров Цусима. Чхве Икхён в знак протеста против японской политики в Корее отказался принимать «пищу врагов» и умер.

Однако не всегда выступления Армии справедливости заканчи­вались поражением. Так, Син Дольсок, выходец из простонародья, сумевший собрать около 3 тыс. человек, успешно вел партизанскую деятельность в горных районах провинций Канвон и Кёнсан.

Несмотря на общую тенденцию поражения в выступлениях армии Ыйбён в 1905-1906 гг., деятельность повстанцев становилась приме­ром неподчинения японской колониальной политике, создавала «тра­дицию» вооруженного сопротивления.

Поэтому когда в 1907 г. был силой смещен с трона Император Кочжон, а затем новый Император издал указ о роспуске всех корей­ских войск, корейцы моментально ответили новым подъемом анти­японской вооруженной борьбы. Это стало началом третьего этапа выступлений Армии справедливости 1907-1911 гг., который называют «Ыйбён [года] ноилш», т.е. 1907 г.

Новая волна вооруженных антияпонских выступлений началась в столице, когда правительственные войска, узнав об указе о роспуске армии, решили ему не подчиняться и завязали уличные бои с японски­ми войсками. Выступление столичных гарнизонов было поддержано в провинции. В рядах бойцов армии Ыйбён находились как бывшие сол­даты, так и крестьяне, торговцы, шахтеры, т. е. самые различные слои населения. Поэтому главной особенностью третьего этапа выступле­ний Армии справедливости было то, что в них участвовали не просто стихийно поднявшиеся на борьбу, плохо вооруженные непрофессиона­лы, но и представители бывшей кадровой армии, имевшие более или менее современное вооружение — ружья и пушки. Кроме того, впер­вые за всю историю выступлений армии Ыйбён отряды повстанцев, действовавшие в центральной и южной частях Кореи, подчинялись единому центру, их действия были скоординированы и имели общую цель — взятие Сеула и изгнание японцев из страны.

Во главе Армии справедливости встал Ли Инъён (1867-1909). Он не был профессиональным военным, но принимал активное участие в выступлениях отрядов Ыйбён с 1895 г. Второе лицо в объединенной Армии справедливости — Хо Ви (1855-1907)[241] был представителем янбан. Он также участвовал в движении Ыйбён с конца XIX столетия, однако, в отличие от Ли Инъёна, занимал довольно высокое положе­ние при дворе Императора Кочжона. Ставка Ли Инъёна, собравшего под своим командованием около 10 тыс. человек, находилась к юго-во­стоку от Сеула, в городе Вончжу провинции Канвон, а ставка Хо Ви, имевшего под своим командованием около 300 человек, — в Пхочхоне, к северу от Сеула. В декабре 1907 г. две группировки Ыйбён соедини­лись под городом Янчжу, в северных предместьях Сеула. Вся повстан­ческая армия была разделена на 24 «войска». Из них 3 тыс. человек были бывшими кадровыми военными.

Перед началом похода на Сеул в иностранные консульства было отправлено обращение от имени командующего Армией справедли­вости, в котором объяснялись цели и задачи Ыйбён, а также содер­жалась просьба к представителям иностранных держав оказать под­держку, в том числе материальную, справедливой борьбе корейского народа. В январе 1908 г. войска Армии справедливости двинулись на Сеул. Первое столкновение с японцами произошло примерно в 12 ки­лометрах от городских Восточных ворот (Тондэмун) и закончилось поражением Ыйбён. К тому же у верховного главнокомандующего Ли Инъёна в это время скончался отец. Следуя корейской традиции со­блюдения траура по родителям, он должен был отказаться от всякой деятельности. Поэтому Ли Инъён передал управление войсками Ар­мии справедливости Хо Вй, а сам вернулся на родину. Поход на Сеул сорвался, и единого руководства всеми силами Ыйбён с тех пор уже не было. Отдельные подразделения Армии справедливости начали са­мостоятельную деятельность по всей стране. Так, на севере страны, независимо от Ыйбён Ли Инъёна, в провинции Хамгён действовали партизанские отряды выходцев из простонародья Хон Бомдо (1868-1943) и Чха Досона(?).

По приблизительным оценкам, число корейцев, сражавшихся в Ар­мии справедливости в 1908 г., доходило до 70 тыс. Однако уже в 1909 г. численность Ыйбён уменьшилась до 25 тыс. человек, в 1910 г. — менее 2 тыс., а в 1911 — чуть более двух сотен. Такое резкое сокращение во­оруженного антияпонского движения на территории Кореи объясня­ется особой жестокостью японцев, проявленной при подавлении пар­тизанского движения. В частности, в тех районах, которые считались местом базирования отрядов Армии справедливости и где крестьяне помогали своим вооруженным соотечественникам, японцы совершали массовые казни, изымали продовольствие, сжигали целые деревни. В результате, с одной стороны, отряды Ыйбён лишались мест матери­альной и моральной поддержки, а с другой — сами крестьяне боялись поддерживать вооруженную антияпонскую борьбу. Считается, что в результате подобных карательных мероприятий погибли или получи­ли ранение около 50 тыс. человек.

Таким образом, к 1911 г. Армия справедливости прекратила свою деятельность на территории Кореи, однако она не исчезла бесследно. Остатки повстанческих войск переправлялись на территорию сопре­дельных России или Китая, в которых к тому времени уже действова­ли отдельные отряды корейских партизан, совершавших эпизодиче­ские рейды в пограничные районы Кореи. В России бывшие повстан­цы Ыйбён создали Армию независимости (Тоннип кун) под предводи­тельством Хон Бомдо. На первых порах Россия не препятствовала ее существованию в надежде на то, что Армия независимости поможет сдерживать возможную японскую экспансию на Дальний Восток.

И все же корейский народ не смирился с фактом японской коло­ниальной экспансии, ожидая удобного момента для того, чтобы снова подняться во имя обретения самостоятельности. Такой случай пред­ставился в 1919 г.

Наши рекомендации