Статья 41. Получение объяснений
1. Получение объяснений – получение должностными лицами органа государственного контроля (надзора) от граждан, должностных лиц, иных работников организаций необходимой информации, имеющей значение для осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
2. Получение объяснений допускается при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
в форме проверки, планового (рейдового) обследования, контрольной закупки, постоянного государственного контроля (надзора). Федеральными законами могут быть установлены особенности получения объяснений в отношении отдельных видов государственного, муниципального контроля, отдельных категорий граждан.
3. Объяснения оформляются в письменной форме, подписываются гражданином, должностным лицом, иным работником организации и прилагаются к акту, завершающему форму государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
4. Получение объяснений не допускается в отношении:
1) лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления государственного контроля (надзора);
2) лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения государственного контроля (надзора), в связи
с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, если при этом подобные сведения относятся в соответствии с федеральными законами к профессиональной тайне этих лиц.
5. Гражданин, должностное лицо или иной работник организации вправе отказаться от дачи объяснений, если предоставление таких объяснений нарушает требования законодательства Российской Федерации.
Статья 42. Инвентаризация
1. Под инвентаризацией понимаются действия уполномоченных лиц по подтверждению наличия, состояния и оценки имущества
и обязательств граждан и организаций с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
2. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
3. Инвентаризация проводится в случаях, установленных федеральными законами, и только в рамках выездной проверки. Требования к оформлению результатов инвентаризации устанавливаются законодательством Российской Федерации.
4. Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии, перечне имущества, подлежащего инвентаризации, принимает руководитель (заместитель руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
5. Инвентаризация производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы организации.
Статья 43. Экспертиза
1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля может быть назначена экспертиза
и привлечен эксперт, экспертная организация (далее также – эксперт). Экспертиза может быть проведена при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
во всех формах, за исключением мониторинга.
2. Проведение экспертизы основывается на принципах независимости, беспристрастности и компетентности эксперта.
Не могут быть привлечены в качестве эксперта лица, состоящие
в гражданско-правовых и трудовых отношениях с гражданином, организацией, в отношении которых проводится экспертиза, или, если иное не предусмотрено федеральным законом или положением
о соответствующем виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, состоявшие в указанных отношениях, если со дня окончания таких отношений не прошло более одного года,
а также являющиеся или являвшиеся аффилированными лицами лиц,
в отношении которых проводится экспертиза, если со дня прекращения такой аффилированности не прошло более одного года. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Перечень экспертиз, проведение которых оплачивается за счет средств граждан и организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации. За проведение иных экспертиз, помимо определенных в указанном перечне, плата с граждан и организацией
не взимается. При проведении экспертиз за счет средств граждан
и организаций последние самостоятельно определяют экспертную организацию, эксперта, которые будут проводить экспертизу, с учетом требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов. Порядок назначения и проведения экспертизы, в том числе взаимодействия органа государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля с гражданином, организацией при самостоятельном определении ими эксперта, экспертной организации, определяется положениями о виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля либо административными регламентами осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
4. Порядок определения размеров платы за проведение экспертиз экспертными организациями, являющимися подведомственными органам государственного контроля (надзора), органам местного самоуправления организациями, устанавливается Правительством Российской Федерации».
5. Вопросы, поставленные перед экспертом, экспертной организацией, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
6. Экспертиза назначается решением руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В решении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта, вопросы, поставленные перед экспертом, материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта, права гражданина, организации при проведении экспертизы. Для целей проведения сложных и комплексных экспертиз проведение экспертизы может поручаться группе (комиссии) экспертов.
7. В случае, если о назначении экспертизы указано в решении органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля о проведении проверки или иной формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (за исключением мониторинга), соответствующим требованиям части 6 настоящей статьи, при этом заключение эксперта приложено к акту проверки (иному документу по результатам соответствующей формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля), решение о проведении экспертизы в виде самостоятельного документа не оформляется, дополнительное уведомление гражданина, организации, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, о назначении экспертизы и ее результатах не требуется.
8. Эксперт вправе знакомиться с материалами мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства
о предоставлении ему дополнительных материалов.
9. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если
он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
10. Эксперт обязан представить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований,
не разглашать сведения, полученные в результате проведения экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Перед проведением экспертизы эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомого ложного заключения, неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
11. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязан ознакомить с решением о назначении экспертизы лицо, в отношении которого осуществляются мероприятия государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Лицо, в отношении которого осуществляются мероприятия государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вправе в течение пяти рабочих дней после получения решения
о проведении экспертизы предложить органу государственного контроля (надзора) и муниципального контроля поставить в ходе экспертизы дополнительные вопросы либо уточнить формулировки уже поставленных вопросов. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение десяти рабочих дней после получения указанных предложений обязан их рассмотреть и направить лицу, в отношении которого осуществляются мероприятия государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, ответ об их учете в ходе проведения экспертизы либо об отклонении данных возражений с указанием мотивов этого решения.
12. При назначении и проведении экспертизы гражданин, организация, в отношении которых осуществляются мероприятия государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, имеют право:
1) информировать орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля о наличии конфликта интересов
у эксперта;
2) предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, а также уточнить формулировки уже поставленных вопросов;
3) присутствовать с разрешения должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
4) знакомиться с заключением эксперта.
13. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные
им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
14. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
15. Дополнительная или повторная экспертизы проводятся
в соответствии с положениями настоящей статьи в случаях, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
16. Заключение эксперта не имеет заранее установленный силы
и оценивается органом государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля наряду с другими доказательствами, полученными при проведении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля.
17. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к порядку назначения и проведения экспертиз, использования их результатов, в том числе к порядку отбора проб (образцов) продукции, материалов, веществ, почв.
Статья 44. Отбор проб (образцов) продукции, материалов, веществ, почв
1. Для проведения экспертизы органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в случаях, установленных федеральными законами, техническими регламентами, могут быть отобраны пробы (образцы) продукции, материалов, веществ, почв (далее также – отбор проб (образцов).
2. Порядок отбора проб (образцов) для проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе количество отбираемых проб (образцов), определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми с учетом положений документов по стандартизации, иных нормативных документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора проб (образцов).
3. Отбор проб (образцов) производится должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в присутствии гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации, их представителей и удостоверяется актом отбора проб (образцов).
4. При необходимости использования специальных познаний
и применения технических и иных средств отбор проб (образцов) может производиться с участием эксперта и (или) специалиста.
5. Пробы (образцы) отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Отобранные пробы (образцы) должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны).
6. Лицо, владеющее продукцией, материалами, веществами, почвами на праве собственности или на ином законном основании или его представители принимают участие при отборе проб (образцов). Указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при отборе проб (образцов), в том числе осуществлять за свой счет необходимые операции.
7. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, пробы (образцы) продукции могут отбираться органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в отсутствие лиц, указанных в части 6 настоящей статьи.
В таких случаях отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии понятых или с использованием средств видеозаписи.
8. В акте отбора проб (образцов) указываются:
1) место и дата его составления;
2) номер и дата решения руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, на основании которого осуществляется отбор проб (образцов);
3) должности, фамилии, имена и отчества (последнее – при наличии) должностных лиц, осуществляющих отбор проб (образцов);
4) наименование и место нахождения лица, у которого производится отбор проб (образцов);
5) должность и фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации или их представителей;
6) перечень и количество отобранных проб (образцов)
с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов;
7) вид упаковки и номер печати (пломбы).
9. Акт отбора проб (образцов) составляется и подписывается должностным лицом, отобравшим пробы (образцы), и гражданином, руководителем, должностным лицом или иным уполномоченным работником организации, их представителями. Один экземпляр акта отбора проб (образцов) остается у гражданина, организации.
10. Условия хранения и транспортировки отобранных проб (образцов) не должны изменять параметров, по которым будет проводиться экспертиза (анализ, испытание) этих образцов.
11. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, отбирающее пробы (образцы) для экспертизы (исследований (испытаний) и измерений), обеспечивает их сохранность и своевременность доставки к месту осуществления экспертизы (проведения исследований (испытаний)
и измерений).
12. Гражданин, организация по своей инициативе могут провести экспертизу пробы (образца) в организации, уполномоченной
в соответствии с законодательством Российской Федерации
на проведение экспертизы.
13. По окончании экспертизы пробы (образцы) возвращаются лицу, обладающему полномочиями в отношении продукции, материалов, веществ или его представителю либо в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, назначивший экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы (образцы) подлежат уничтожению, утилизации или использованы иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля возмещает расходы, возникшие у лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании продукцией, материалами, веществами, почвами из которых отбираются пробы (образцы), или их представителей в результате отбора проб (образцов). Порядок возмещения гражданам и организациям расходов,
а также перечень случаев, когда возмещение расходов, возникших у лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании продукцией, материалами, веществами, из которых отбираются пробы (образцы), не осуществляется, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 45. Сбор и использование информации (отчетности) для целей государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля
1. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют использование собранной регулярной отчетности (в случае если сбор (предоставление) таких сведений осуществляется в соответствии с федеральными законами), могут осуществлять сбор информации о гражданах и организациях используемых ими производственных объектах из открытых источников, государственных и муниципальных информационных систем, по результатам осуществления иных мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предоставления государственных и муниципальных услуг. Использование собранной информации (отчетности) может применяться при всех формах государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля, установленных статьей 30 настоящего Федерального закона.
2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля не вправе запрашивать сведения о гражданах и организациях и используемых ими производственных объектах, которые не требуются для целей государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля.
3. Сбор информации (отчетности) может осуществляться, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с использованием специальных технических и иных средств фиксации данных, за исключением случаев видеонаблюдения
и фотофиксации, осуществляемого согласно статье 39 настоящего Федерального закона.
Статья 46. Истребование документов (информации)
1. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в случае возникновения обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно деятельности или действий граждан и организаций, производимых
и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) вправе истребовать эти документы (информацию) у лиц,
в отношении которых проводится государственный контроль (надзор)
и муниципальный контроль, а также третьих лиц, располагающих такими документами (информацией). Если иное не предусмотрено федеральным законом, истребование документов может проводиться только при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля в форме проверки, а также постоянного государственного контроля (надзора).
2. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляет требование о представлении документов (информации) лицу, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в требовании указывается обоснование необходимости в представлении документов (информации).
3. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения (если больший срок не установлен самим требованием) или в указанный срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией), если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
4. Отказ лица от представления истребуемых документов (информации) или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Не могут быть истребованы, если иное не установлено федеральными законами, документы (информация), наличие которых
у граждан и организаций не является обязательным в соответствии
с положениями нормативных правовых актов, а также которые уже предоставлены им в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля или могут быть получены ими от иных государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления или из открытых источников. Указанное ограничение (в части истребования документов (информации), предоставленной ранее в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля) не распространяется на следующие случаи:
1) документы ранее представлялись в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
2) документы, представленные в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) документы принимаются (утверждаются) самим проверяемым лицом и были изменены им после даты их предыдущего представления в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
4) документы были предоставлены в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля пять или более лет назад.
Положения настоящей части не исключают представления сведений и документов в добровольном порядке, равно как
не исключают запрос о представлении документов, касающихся деятельности граждан и организаций на территории Российской Федерации и составленных на иностранном языке, в переводе
на русский язык.
6. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7. Копии документов могут быть предоставлены лицом,
в отношении которого проводится государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, непосредственно присутствующим при его проведении должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В случае отказа лица,
в отношении которого проводится государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, предоставить копии документов непосредственно должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, ему может быть вручено или направлено требование о предоставлении документов
в соответствии с настоящей статьей либо должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе самостоятельно провести снятие копий с документов по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, иному месту, где может быть осуществлено их копирование, о чем составляется протокол, в котором указывается перечень соответствующих документов, позволяющий их однозначно идентифицировать (в частности, реквизиты документа, количество страниц в нем) и сроки их возвращения гражданину, организации,
не превышающие пяти рабочих дней. Указанный протокол подписывается должностными лицами, проводящими государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, и гражданином (его представителем), руководителем, должностным лицом или иным уполномоченным работником организации, их представителями,
в отношении которого данное мероприятие проводится.
8. Представление документов (информации) может осуществляться с использованием средств информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в форме электронных документов (электронных копий документов), подписанных электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. В случае если законодательством Российской Федерации
в отношении граждан установлена обязанность иметь разрешение
или иной документ на совершение определенных действий
или осуществление определенной деятельности, должностные лица органов государственного контроля (надзора) имеют право истребовать подлинники таких документов у граждан в момент совершения (подготовки к совершению) ими действий или осуществления деятельности в устной форме для оперативной оценки наличия права
на совершение гражданами действий и (или) осуществления деятельности, подлинности документов и достоверности изложенных в них сведений.
Статья 47. Изъятие (выемка) документов и предметов
1. Изъятие (выемка) документов и предметов может производиться исключительно в случаях, установленных федеральными законами, при осуществлении государственного контроля в форме выездной проверки на основании мотивированного постановления должностного лица органа государственного контроля (надзора), осуществляющего выездную проверку, утвержденного руководителем органа (его заместителем), вынесшего решение о проведении проверки.
2. Изъятие (выемка) документов и предметов производится
в присутствии понятых и лиц, у которых производится изъятие (выемка) документов и предметов. Присутствие понятых может быть заменено ведением видеозаписи. До начала изъятия (выемки) должностное лицо органа государственного контроля (надзора) предъявляет постановление о производстве изъятия (выемки) и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
3. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) предлагает лицу, у которого производится изъятие (выемка) документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит изъятие принудительно. При отказе лица, у которого производится изъятие (выемка), вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие изъятию (выемке) документы
и предметы, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
4. Не подлежат изъятию (выемке) документы и предметы,
не имеющие отношения к предмету проверки.
5. О производстве изъятия (выемки) документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документов и предметов, а по возможности их стоимости.
6. В случаях если для проведения государственного контроля (надзора) недостаточно копий документов проверяемого лица
и у органов государственного контроля (надзора) есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) вправе изъять подлинники документов. При изъятии (выемке) таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом органа государственного контроля (надзора) и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти рабочих дней после изъятия.
7. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве изъятия (выемки), и в случае необходимости упаковываются на месте изъятия (выемки).
8. Копия протокола об изъятии (выемке) документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
9. Положения настоящей статьи применяются в случае, если иное не установлено другими федеральными законами.
Статья 48. Доказательства при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. Доказательствами при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля являются любые фактические данные, на основании которых должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля устанавливают наличие или отсутствие нарушений обязательных требований. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
2. Бремя доказывания несоблюдения гражданами, организациями обязательных требований возлагается на органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля.
Статья 49. Меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. В случае выявления при проведении проверки (иной формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) нарушений гражданином, организацией обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившего проверку, иную форму государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
1) выдать или направить предписание гражданину, организации об устранении выявленных нарушений (в случае если нарушение
не было устранено в ходе проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля);
2) принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и (или) направить материалы, связанные с нарушением обязательных требований,
в уполномоченные органы для принятия мер в соответствии
с их компетенцией;
3) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) принять иные меры, предусмотренные федеральными законами, в том числе связанные с выдачей повторного предписания
об устранении нарушения обязательных требований, приостановлением или прекращением (аннулированием) действия лицензии, аккредитации или иного документа разрешительного характера, запретом
на совершение определенных действий или понуждением
к их совершению, а равно принять меры по направлению информации
о нарушении обязательных требований, осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля
за соблюдением которых относится к компетенции иного органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
в соответствующий орган согласно его компетенции.
2. Предписание гражданину, организации об устранении выявленных нарушений должно быть выдано или направлено
не позднее десяти рабочих дней со дня подписания акта проверки, иной формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в ходе которой были выявлены нарушения, если иной срок не установлен федеральным законом или положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
3. Предписание должно содержать указание на возможные действия по устранению выявленных нарушений с указанием установленных законодательством сроков их устранения, в случае
их отсутствия – с указанием разумных сроков их устранения, и (или)
о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В случае поступления от гражданина, организации ходатайства
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55 настоящего Федерального закона срок исполнения предписания считается наступившим с момента получения органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля данного ходатайства.
4. При установлении сроков исполнения предписания должны учитываться, если иное не установлено федеральными законами, обстоятельства, оказывающие влияние на реальную возможность его исполнения, в частности, наличие у лица организационных
и технических возможностей по устранению нарушений обязательных требований, особенности правового режима и технического состояния используемых производственных объектов, необходимость получения
в государственных органах, органах местного самоуправления предусмотренных обязательными требованиями разрешений, заключений, согласований и иных подобных документов.
5. По каждому акту проверки (иному документу, завершающему форму государственного контроля (надзора), муниципального контроля) в отношении конкретного гражданина или организации, в ходе проведения которого были выявлены нарушения обязательных требований, может выдано не более одного предписания, если иное не предусмотрено федеральным законом. По акту проверки (иному документу, завершающему форму государственного контроля (надзора), муниципального контроля) в отношении производственного объекта,
в ходе проведения которого были выявлены нарушения обязательных требований, предписания выдаются каждому гражданину
и (или) организации с учетом их ответственности за несоблюдение обязательных требований.
6. Орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностные лица, выдавшие предписание, вправе
на основании обращения гражданина, организации, которым оно выдано, внести в него изменения, в том числе в части способов и сроков его исполнения.
7. В случае если при проведении проверки (иной формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) установлено, что действия гражданина, деятельность организации,
ее обособленного подразделения, эксплуатация ими производственных объектов, производимая ими продукция и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, возникновения чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности гражданина, организации, в том числе ее обособленного подразделения, в порядке, установленном законодательством
об административных правонарушениях, отзыва продукции (изъятия предметов и устройств), представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота, и довести до сведения других граждан и организаций любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах
его предотвращения.
8. Федеральными законами могут быть предусмотрены арест
и изъятие продукции, товаров и иные меры с целью пресечения действий, направленных на их реализацию, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор).
Статья 50. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований
1. В целях предупреждения нарушения гражданами
и организациями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований в соответствии с ежегодно утверж<