Международная ассоциация Конго.

В апреле 1884 года Монарх добился признания Соединенными Штатами Америки Международной ассоциации в качестве суверенного правительства Конго.

Вслед за тем Государь Бельгии принял такое же признание у Франции. Имперский канцлер Германии Князь Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен (1815-1898), герцог Лауэнбург также дал свое согласие, но при условии, что государство Конго гарантирует полную свободу торговли.

Берлинская конференция 1885 года, признав создание независимого государства Конго, территория которого насчитывала около 250 тыс. кв. км, поставила Короля Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург и Гота как самодержавного Монарха во главе этого государства. Так единогласное решение Берлинской конференции о "Свободном государстве Конго" способствовало осуществлению многолетних стремлений Монарха Бельгии к приобретению колоний в Африке.

Король Леопольд II Лодевейк Филипп Мария Виктор фон Саксен-Кобург и Гота еще во время конференции предпринял необходимые меры, чтобы возглавить новообразованное государство: прежде чем стать Сувереном "Свободного государства Конго", Монарху требовалось согласие парламента, поскольку по статье 62 Конституции, принятой в 1831 году Король Бельгии не мог быть одновременно главой другого государства, без согласия обеих палат, для чего требовалось собрать 2/3 голосов.

Король свободного государства Конго.

После подписания окончательного соглашения с Ассоциацией Король Леопольд II Лодевейк Филипп Мария Виктор фон Саксен-Кобург и Гота направил послание парламенту Бельгии, в котором сообщал о своем намерении стать главой "Свободного государства Конго".

16 (29) апреля 1885 года Палата депутатов 124 голосами против одного и при одном воздержавшемся приняла решение: "Его Величество Леопольд II, король бельгийский, имеет право быть главой государства, созданного в Африке Международной Африканской ассоциацией". 18 апреля (1 мая) сенат 58 голосами против одного принял аналогичное решение.

С самого начала существования "Свободного государства Конго" выявилось, что как само его название, так и все связанные с ним декларации были призваны лишь завуалировать истинные замыслы и цели новых владельцев страны. За вывеской "Свободного государства" скрывались абсолютная власть и самодержавное правление Короля-суверена. Здесь не было ни конституции, ни представительных органов. Все законодательство этой удельной вотчины Монарха создавалось им самим. Хотя Бельгия и "Свободное государство Конго" существовали формально независимо друг от друга, по существу между этими двумя государствами, соединенными личной унией, сразу же установились отношения, характерные для метрополии и колонии. Народы Конго лишены были политических прав и полностью устранены от управления страной.

Травля Монарха.

Новое государство доставляло Королю Бельгии громадные денежные средства, добывавшиеся путем, как утверждали враги Монархии, «жестокой эксплуатации населения». Последнее обстоятельство особенно вызвало в Великобритании, Нидерландах и в самой Бельгии, особенно в ее радикальных и социалистических кругах, недовольство Монархом.

Травля Короля Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург и Гота продолжалась более 10 лет, однако подоплека этой международной кампании была скорее политической и коммерческой. Она исходила от конкурентов Бельгии на алмазном и каучуковом рынке – от Нидерландов (алмазная обработка) и Великобритании (заводы, производящие каучук). При этом эти государства не щадили своих подданных в многочисленных колониях – Индонезии (Нидерланды) и Индии (Великобритания).

Франция, Германия и Россия не вмешивались во всемирную травлю Монарха Бельгии, справедливо считая ее кознями Лондона, расстраивавшего таким образом не только экономическую стабильность Бельгии, но и Династический союз последней с Домами Австро-Венгрии и Франции.

В итоге многолетней травли в 1908 году Король Леопольд II Лодевейк Филипп Мария Виктор фон Саксен-Кобург и Гота уступил права на Конго бельгийскому государству, и государство Конго обращено было в бельгийскую колонию, что разумеется никак не повлияло на жизнь и эксплуатацию подданных бельгийской Короны вплоть до середины XX века.

Частная жизнь Государя.

В последние девять лет жизни частная жизнь Монарха оказалась предметом внимания не только бельгийской, но и европейской общественности.

По мнению биографа Короля Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург и Гота Барбары Эмерсон, с 1870 по 1900 гг. у Монарха Бельгии практически не было частной жизни, поскольку Государь поглощен был всецело государственными делами.

Однако в 1900 году жизнь Государя решительно изменилась: Монарх познакомился с молодой француженкой Бланш Зелией Жозефиной Делакруа (1883-1948), которая вскоре и стала его державной избранницей.

В эти годы Король Леопольд II Лодевейк Филипп Мария Виктор фон Саксен-Кобург и Гота все чаще и чаще ездил в Париж, у него появился вкус к светским развлечениям, чего современники раньше не замечали, даже в его молодые годы. Монарха видели в больших ресторанах, в Фоли Бержер и на бульварах, где, как утверждали в прессе «самый богатый Монарх Европы», любил прогуливаться, покупая массу газет и журналов. Возможно, что и до появления Бланш Делакруа у Короля Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург и Гота были несколько более или менее тайные связи. Так, в прессе тех лет много говорилось о его мнимой связи с танцовщицей театра де ля Манне Клее де Мерод (1873-1966), из-за которой Монарх одно время даже стал излюбленной мишенью еврейских карикатуристов и того же сорта и содержания сатирических газет. Эта история больше всего раздувалась самой Клео де Мерод, видевшей в таком внимании к Монарху прессы одно из средств своей собственной сенсационной популярности.

Любопытно, что Королева Великобритании и Ирландии, императрица Индии Виктория I Александрина фон Ганновер (1819-1901), знавшая как никто цену словам прессы того времени, закрывала глаза на эти "шалости" своего Августейшего кузена.

Бланш Зелия Жозефина Делакруа, называемая баронесса де Воган, родилась в столице Королевства Румыния г. Бухарест в 1883 году, где ее отец, рабочий-рисовальщик, выходец из г. Лилль, был в то время консьержем в миссии. Позднее Бланш Делакруа опубликовала два тома своих воспоминаний: "Воспоминания о моей жизни" и "Почти Королева". Эти две книги, которые в значительной мере повторяют друг друга, изобилуют неточностями, порой неправдоподобными историями о ее мнимой жизни с Монархом Бельгии.

Очевидно, что стареющий Монарх без ума влюбился в очень молодую девушку. Зародившись как простое мимолетное увлечение, это чувство превратилось в сильную привязанность. По мнению современников, баронесса Бланш Зелия Жозефина Делакруа де Воган не была красавицей. К тому же она имела вульгарные манеры, а речь ее и вовсе не отличалась изысканностью. Иногда она могла вспылить, и Монарх Бельгии, столь суровый и властный со своей Августейшей супругой и державными дочерьми, принимал покорно грубые окрики возлюбленной. Несмотря на это, Монарх ценил в баронессе, прежде всего, ее молодость, а также ее прямодушие и заботу о его здоровье и благополучии. Ей же удалось пробудить в нем чувства нежности и привязанности, к которым Государя считали неспособным даже его близкие.

Последние дети Монарха.

По кончине шестого (19) сентября 1902 года Королевы Марии Генриетты Анны фон Габсбург-Лотаринг, Монарх остался вдовцом, и вскоре не стал скрывать от подданных своих увлечений молодой избранницей.

В 1906 году Бланш Зелия Жозефина Делакруа родила Монарху первого сына, которого назвали Люсьен Филипп Мария Антоний де Лакруа (1906-1984) в честь доктора, помогавшего ей при родах. Монарх Высочайше пожаловал сыну титул Герцога де Тервирен. Первенец Монарха браковенчался в 1927 году с Люси Мандатей (1900-?), дожил до глубокой старости и скончался в 1984 году на 83 году от рождения.

На следующий год появился на свет второй сын – Филипп Генри Мария Франсуа де Лакруа (1907-1914), которому Государь даровал титул графа де Ревенштейн. К несчастью, на седьмом году жизни граф Филипп Генри Мария Франсуа скончался. Августейший родитель не узнал об этой трагедии, поскольку скончался за пять лет до трагедии. Оба мальчика записаны были под именем Делакруа.

Бельгийская и иностранная пресса постоянно упрекали Короля Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург и Гота за содержание любовницы и появление от нее внебрачных детей.

Незадолго до кончины Монарх Бельгии сумел позаботиться о будущем своей возлюбленной и своих сыновей, столь долго им ожидаемых, купив им роскошный замок недалеко от Парижа, оставив при этом в ее полном распоряжении огромную по тем временам сумму в 6 миллионов франков золотом.

За несколько дней до своей кончины, 75-летний умирающий Монарх решился сочетаться морганатическим браком с 26-летней баронессой Бланш Зелией Жозефиной Делакруа де Воган, а потому ее дети вошли в Королевский Дом Бельгии на правах детей от морганатического брака Монарха со всеми вытекающими отсюда юридическими правами.

Надо признать, что столь трогательная забота о баронессе де Воган и ее детях резко контрастировала с отношениями Короля Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург с собственными венценосными дочерьми, а потому бельгийское общество, подогреваемое по преимуществу еврейской прессой, постоянно упрекало Монарха в суровом и даже безжалостном отношении к принцессам Дома Саксен-Кобург и Гота.

Наследство Короля.

История с завещанием Короля Бельгии Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург в течение многих месяцев будоражила умы общественности.

Монарх наследовал от своих Августейших родителей огромную сумму в 15 миллионов золотых франков и не уставал повторять, что крупные суммы, которые проходили в разное время через его руки, ему не принадлежат. А потому в завещании 1900 года Король Бельгии подтвердил, что эти средства составляют его личное состояние, которое Монарх разделил на четыре равные части.

По 3 миллиона 750 тыс. франков и Дворцу получила каждая из трех венценосных дочерей Государя, четвертая же часть вместе с землями, принадлежавшими лично Монарху, составила так называемую "Королевскую дарственную", которая отошла к государству.

Известно, что Королю принадлежали огромные богатства, сосредоточенные в Германии и составлявшие более 50 миллионов франков золотом (!), не считая недвижимого имущества – нескольких замков, вилл и шале в Королевстве Бельгия, на Лазурном берегу Франции и т. д. Об этих несметных богатствах стало известно лишь после кончины Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург.

Интересно, что желание Монарха основать Фонд при его жизни по бельгийским законам оказалось противозаконным, а потому парламент и пресса долго обсуждали эту нелепую ситуацию. В конце-концов, подарок от Монарха оказался слишком заманчив, чтобы от него можно было отказаться, и потому парламент проголосовал за принятие в казну «Королевской дарственной». Этот "Королевский дар" существует и ныне, является общественным автономным учреждением, находящимся под контролем Министерства финансов Королевства Бельгия.

Кончина Монарха.

Земная жизнь второго Короля Бельгии и Андреевского кавалера Леопольда II Лодевейка Филиппа Марии Виктора фон Саксен-Кобург и Гота завершилась в Королевском Дворце Брюсселя четвертого (17) декабря 1909 года на 75-м году от рождения.

Прах Государя погребли в фамильной усыпальнице династии Королей Бельгии - в церкви Богоматери Лакенской — римско-католической приходской католической церкви, расположенной недалеко на юге от Лакенского Дворца в историческом районе Лакен Брюсселя - столице Королевства Бельгия.

Трон королевства унаследовал Августейший племянник почившего Монарха, 34-летний кронпринц Альберт Леопольд Клемент Мария Мейнрад фон Саксен-Кобург и Гота (1875-1934), второй (младший) Августейший сын принца Филиппа Евгения Фердинанда Марии Клементия Бодуэна Леопольда Георга фон Саксен-Кобург и Гота, графа Фландрии, младшего брата почившего Короля.

Кронпринц бывший до того в течение четырех лет кронпринцем Королевства Бельгия правил государством под именем Альберта I. Августейшие потомки его в мужском колене занимают престол Бельгии и поныне.

По тексту К. Рыжова «Монархи Европы. Судьбы династий» подготовил Александр Рожинцев

15 декабря 2015 года.

Святой град Тихвин.

Наши рекомендации