Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон принят в целях повышения результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при одновременном снижении избыточного вмешательства государственных органов
и органов местного самоуправления в деятельность граждан
и организаций.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и организациями, осуществляющими деятельность, в отношении которой установлены обязательные требования, и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,исполнительно-распорядительными органами муниципального образования, органами государственных внебюджетных фондов, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, иными органами
и организациями в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям по организации и осуществлению:

оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, мероприятий по проверке заявлений и сообщений
о преступлениях, об административных правонарушениях, мероприятий по проверке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

мероприятий по контролю и надзору при исполнении уголовных наказаний и применении иных мер уголовно-правового характера;

мероприятий по контролю и надзору, осуществляемых органом
в области обороны и непосредственно связанных с обеспечением обороны страны;

при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

производства по делам об административных правонарушениях,
в том числе с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-
и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

деятельности органов полиции по обеспечению соблюдения гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе;

государственного контроля (надзора) при рассмотрении антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства;

государственного контроля (надзора), полномочия
по осуществлению которого отнесены федеральными законами
к функциям Банка России;

контроля (надзора) за использованием гражданами
и организациями государственного и муниципального имущества, регулируемого законодательством об управлении государственным
и муниципальным имуществом, бюджетным законодательством;

контроля за исполнением инвестиционных программ
в соответствии с законодательством Российской Федерации
об электроэнергетике, оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон;

строительного контроля, осуществляемого в соответствии
с градостроительным законодательством Российской Федерации,

государственного и муниципального финансового контроля
в соответствии с бюджетным законодательством, контроля
за использованием средств государственными корпорациями
в соответствии с федеральными законами, контроля за деятельностью региональных операторов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о государственном оборонном заказе, а равно при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

контроля заказчика за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством
о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

контроля со стороны учредителя в отношении подведомственных ему организаций;

пограничного контроля, а также мероприятий, проводимых должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море,
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;

государственного контроля, осуществляемого Федеральной службой безопасности, в сферах криптографической и инженерно- технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, контроля за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации
по техническим каналам,

контроля деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры,
по противодействию иностранным техническим разведкам
и по технической защите информации, осуществляемого специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

государственного контроля за экономической концентрацией;

контроля за осуществлением иностранных инвестиций;

санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

налогового контроля;

валютного контроля;

таможенного контроля;

полномочий федерального органа исполнительной власти
в области юстиции по осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры;

полномочий федерального органа исполнительной власти
в области юстиции, реализуемых при нарушении постоянно действующими арбитражными учреждениями законодательства Российской Федерации;

контроля (надзора) за осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

государственного регулирования деятельности отдельных организаций в форме участия в их управлении в соответствии с положениями федеральных законов.

3. Настоящий Федеральный закон применяется в части положений статьи 3, а также глав 2 и 3 (если иное прямо не установлено правом Евразийского экономического союза либо иными федеральными законами) при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль (надзор) – осуществляемая
в пределах установленных полномочий деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации ими переданных государственных полномочий, иных уполномоченных органов и организаций, направленная
на предупреждение (профилактику), выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями, их руководителями, должностными лицами и иными работниками (при исполнении должностными лицами и иными работниками должностных (служебных) обязанностей), их представителями (далее также – граждане и организации) обязательных требований, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер
по пресечению выявленных нарушений и восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований;

2) федеральный государственный контроль (надзор) – деятельность федеральных органов исполнительной власти, иных уполномоченных органов и организаций в рамках предметов ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации, а равно деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по осуществлению государственного контроля (надзора) в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае передачи им согласно части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона соответствующих полномочий органов государственной власти Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а для видов лицензионного контроля - положением о лицензировании конкретного вида деятельности (далее - положение о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии
с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами;

3) региональный государственный контроль (надзор) – деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных уполномоченных органов и организаций в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметам ведения субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а равно деятельность органов местного самоуправления в пределах территории соответствующего муниципального образования в случае передачи им согласно части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона соответствующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается положением
о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями к организации и осуществлению государственного контроля (надзора)
в соответствующей сфере деятельности, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми
в их исполнение нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации,
а также законами субъекта Российской Федерации;

4) муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения, реализации прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения
(за исключением права участия в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в установленном законом порядке),
в пределах территории соответствующего муниципального образования, направленная на предупреждение (профилактику), выявление
и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами
(в случаях, предусмотренных федеральными законами, также нарушений иных обязательных требований), принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер
по пресечению выявленных нарушений и восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля
в соответствующей сфере деятельности устанавливается положением
о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования с учетом требований
к организации и осуществлению муниципального контроля
в соответствующей сфере деятельности, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми
в их исполнение нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации,
а в случаях, установленных федеральными законами,– законами субъектов Российской Федерации;

5) граждане (физические лица) – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;

6) организации – юридические лица и их подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения
и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если
в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектом правоотношений является организация, не являющаяся юридическим лицом. В качестве действий организаций рассматриваются также действия их руководителей, должностных лиц и иных работников (при исполнении должностными лицами или иными работниками своих должностных (служебных) обязанностей) либо их уполномоченных представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления для целей настоящего Федерального закона рассматриваются как организации, если осуществляемая ими деятельность не сопряжена непосредственно с исполнением ими властных полномочий, используемые ими производственные объекты или результаты их деятельности относятся к объектам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а предметом контроля является соблюдение обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо
от их ведомственной принадлежности и формы собственности принадлежащего им имущества;

7) охраняемые законом ценности – жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций,
их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны
и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

8) общественно значимый результат государственного контроля (надзора) и муниципального контроля – минимизация вреда охраняемым законом ценностям;

9) результативность государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля – степень достижения общественно значимых результатов государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля, выражающихся в минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности;

10) эффективность государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля – степень устранения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям с учетом используемого объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций;

11) обязательные требования – условия, ограничения, запреты, обязанности, предъявляемые к осуществлению гражданами
и организациями предпринимательской и иной деятельности, совершению ими действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий, использованию ими при осуществлении указанной деятельности, совершении действий производственных объектов, установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Юридическую силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (в частности, документы по стандартизации, документы, разработанные самими гражданами и организациями, в том числе учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами применительно к определенным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

12) производственные объекты – здания, помещения, сооружения, установки (объекты защиты), территории (в том числе земельные и лесные участки), оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, перевозимые ими грузы, объекты охраны окружающей среды и иные подобные объекты, используемые гражданами и организациями при осуществлении своей деятельности
и (или) совершении действий;

13) положение о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле – нормативный правовой акт, принимаемый
в соответствии с настоящим Федеральным законом и устанавливающий порядок организации и осуществления конкретного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

14) административный регламент осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления форм и мероприятий государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля как административных процедур
и включающий перечень нормативных правовых и иных актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) муниципального контроля и (или) ссылку на указатели страниц сайтов, сетевые адреса
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых данный перечень размещен;

15) уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности – документ, который представляется гражданином или организацией в уполномоченный Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в соответствующей сфере орган государственного контроля (надзора)
и посредством которого такая организация, такой гражданин сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям;

16) лица, привлекаемые органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля– экспертные организации, их работники, эксперты, а также иные лица
(в частности, представители общественности) в случае, если их участие в формах и мероприятиях по контролю предусмотрено федеральными законами;

17) экспертные организации – юридические лица, которые были аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
до вступления в силу настоящего Федерального закона и юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов инспекции, испытательных лабораторий (центров) либо в области обеспечения единства измерений и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению форм и мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
и привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению форм и мероприятий по контролю;

18) эксперты – граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт
в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению форм и мероприятий по контролю;

19) индикаторы риска нарушения обязательных требований – параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленное при проведении указанных в пункте 2 части 1 статьи 51 настоящего Федерального закона форм государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляемых без взаимодействия с гражданами, организациями, само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований,
но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения и может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных форм контроля.

Статья 3. Принципы организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

1. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля должны основываться
на принципах законности, результативности и стратегической направленности, эффективности, пропорциональности, ответственности, недопустимости злоупотребления правом, межведомственной ответственности, объективности, независимости, компетентности, превентивной направленности, стимулировании добросовестности, разграничении полномочий, информационной открытости органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

2. Принцип законности означает, что государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль осуществляются на основании
и в точном соответствии с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
и муниципальных нормативных правовых актов органами
и должностными лицами, уполномоченными на осуществление указанной деятельности, в пределах предоставленных им полномочий.

3. Принцип результативности и стратегической направленности означает, что органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, должны иметь утвержденные
в установленном порядке измеряемые показатели достижения общественно значимых результатов, связанных с минимизацией вреда охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере, стратегические цели их достижения, сформулированные
на долгосрочную перспективу, и планы их достижения.

4. Принцип эффективности означает, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля должны исходить из необходимости достижения максимального уровня общественно значимого результата своей деятельности
с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, а также минимально возможной степени вмешательства в деятельность граждан и организаций.

5. Принцип пропорциональности означает, что при определении степени необходимого вмешательства в деятельность граждан
и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, выборе форм его осуществления должна оцениваться соразмерность такого вмешательства риску причинения вреда охраняемым законом ценностям, а степень такого вмешательства не должна быть чрезмерно обременительной и необоснованно препятствовать нормальной деятельности граждан и организаций.

6. Принцип ответственности означает, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, их должностные лица должны нести ответственность
за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан
и организаций.

7. Принцип недопустимости злоупотребления правом означает, что граждане и организации не могут пользоваться своими правами исключительно в целях необоснованного уклонения от проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля, действовать в обход закона с противоправной целью. Лица, которые обращаются в государственные органы, органы местного самоуправления с целью инициирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не вправе использовать указанное право исключительно в целях неправомерного ограничения конкуренции, дезорганизации деятельности граждан и организаций, осуществляющих экономическую деятельность на законном основании, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.

8. Принцип межведомственной ответственности означает, что органы, осуществляющие государственный контроль (надзор)
и муниципальный контроль, должны иметь взаимно увязанные показатели достижения общественно значимых результатов, методики оценки рисков причинения вреда и эффективно налаженный обмен сведениями с иными органами, влияющими на достижение показателей общественно значимых результатов в соответствующей сфере деятельности.

9. Принцип объективности означает, что организация
и осуществление государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля должны основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного вреда охраняемым законом ценностям и соблюдения законодательства в соответствующей сфере деятельности.

10. Принцип независимости означает, что органы, наделенные полномочиями на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при их реализации должны быть независимы от граждан и организаций в административном, финансовом и функциональном отношении.

11. Принцип компетентности означает, что осуществление
и участие в осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля должно проводиться органами
и их должностными лицами, организациями, экспертными организациями и экспертами, обладающими специальными знаниями, умениями и навыками в данной сфере деятельности, располагающими для этого необходимой структурой, силами и средствами.

12. Принцип превентивной направленности означает, что органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, в качестве приоритетных должны осуществлять меры
по устранению причин возникновения рисков причинения вреда
и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений обязательных требований и недопущение нанесения вреда охраняемым законом ценностям.

13. Принцип стимулирования добросовестности означает,
что государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль должны устранять потенциальную экономическую выгоду
от систематического и намеренного нарушения обязательных требований и недобросовестной конкуренции, одновременно снижая вмешательство в деятельность граждан и организаций, характеризующихся устойчивым добросовестным поведением.

14. Принцип разграничения полномочий означает, что наделение органов, осуществляющих государственный контроль (надзор)
и муниципальный контроль, соответствующими полномочиями
не должно приводить к их дублированию, проведению разными органами и организациями государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением одних и тех
же обязательных требований.

15. Принцип информационной открытости означает доступность для граждан и организаций сведений об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
об обязательных требованиях, которые должны соблюдать граждане
и организации, о достигнутых показателях общественно значимых результатов (публикуемых по каждому территориальному органу),
о правах и обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц,
за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Нормативное правовое регулирование государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

1. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществляется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в рамках их предметов ведения, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты могут содержать положения, направленные на дополнительное регулирование вопросов, предусмотренных статьями 16-20 и главой 3 настоящего Федерального закона, при условии, что указанные положения не противоречат настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам Российской Федерации, не снижают установленный законодательством Российской Федерации уровень защиты прав граждан и организаций при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. Нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи
с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В других федеральных законах могут содержаться нормы, отличные
от предусмотренных настоящим Федеральным законом или определяющие особенности организации и осуществления конкретного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Особенности организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе в части уведомительного порядка осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, устанавливаются правом Евразийского экономического союза.

5. Осуществление федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципального контроля, не предусмотренных приложениями № 1-3 к настоящему Федеральному закону, не допускается, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона,
а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации и размещается
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Установление в Российской Федерации новых видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и муниципального контроля возможно только путем внесения изменений в приложения № 1-3 к настоящему Федеральному закону либо в часть 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. Проекты федеральных законов, предусматривающие установление
в Российской Федерации новых видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля относятся:

1) формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе в области обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

2) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе положений о видах федерального государственного контроля (надзора), и контроль за их исполнением;

3) разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) организация и проведение мониторинга результативности
и эффективности федерального государственного контроля (надзора)
в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) организация и проведение оценки результативности
и эффективности осуществления государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля в Российской Федерации;

6) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

7) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Наши рекомендации