Государственное регулирование занятости и развитие социального партнерства.
Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости с другими направлениями экономической политики.
На государственную политику занятости в Республике Беларусь оказывают воздействие особенности формирования ее рынка труда. К таким особенностям принадлежат: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда, совпадение периода становления рынка труда с формированием других рынков, наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики.
Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношения занятости в республике регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом о занятости населения Республики Беларусь, а так же Кодексом законов о труде и другими нормативными актами.
Анализ рынка труда в республике позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы — это ухудшение демографической ситуации, сверхзанятость ряда демографических групп, расширение предложения рабочей силы за счет работников высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников вузов, колледжей, школ, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются:
- сокращение спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий;
- рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора;
- изменение отраслевой структуры спроса на рабочую силу.
Основной целью государственного регулирования занятости являются достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и процессы воспроизводства рабочей силы.
Важное значение имеет развитие социального партнерства, которое означает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством.
Условиями социального взаимодействия этих субъектов социального партнерства являются: поддержание баланса интересов партнеров, готовность к поиску компромиссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны, существование центральных организаций предпринимателей и профсоюзов.
Главная задача государства как одного из социальных партнеров состоит в создании условий для социального взаимодействия, т.е. для полной реализации гражданских и политических прав, которые обеспечивают свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей.
Решение этой задачи государством должно происходить без глубокого вмешательства государства в образование и деятельность объединений предпринимателей и профсоюзов. Целью деятельности государства является установление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою независимость.
Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.
В Беларуси заложены законодательные основы для становления эффективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты Законы Республики Беларусь: «О профессиональных союзах», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Ратифицированы соответствующие конвенции МОТ. На уровне республики ежегодно заключается Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателями.