Отношения светской власти и церкви.
Патриарх Никон попытался провести в жизнь идею, что церковь выше царя, так как духовенство представляет Бога, а светская власть идет от Бога. Он стал активно вмешиваться в светские дела, что не понравилось Алексею Михайловичу. Между царем и патриархом произошел разрыв, Никон был лишен сана и сослан в дальний монастырь.
Решение конфликта между царем и патриархом в пользу светской власти означало фактическое подчинение церкви государству, которое завершится при Петре I.
6. Идеологическое оформление абсолютизма.
Отношение к особе государя стало в XVIIв. почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. «Соборное Уложение» впервые вводила понятие государственного преступления. Окончательно сформировался ритуал царской власти. Все это было внешним проявлением формирования в стране абсолютизма.
Этапы юридического оформления КРЕПОСТНОго ПРАВа
I. Этапы юридического оформления крепостного права.
В 1497г. был принят Судебник — первый свод законов единого государства. Он установил единое для всей страны время перехода крестьян от одного владельца к другому: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Он должен был уплатить прежнему феодалу компенсацию, «пожилое».
В 1550г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497г., но расширен, лучше систематизирован. Были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. «Пожилое», которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено.
Судебник усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался «государем» крестьянина и нес ответственность за его преступления.
В 1581г., стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, введя заповедные лета. Это было важным шагом на пути к оформлению формирование крепостного права. Закрепощение стало возможным в результате опричной политики. Только деспотизм при неразвитости государственного аппарата мог удержать крестьян в повиновении.
В 1597г. в правление Федора Иоанновича правительство Бориса Годунова принимает указ об «урочных летах». В соответствии с этим указом объявлялся розыск крестьян, бежавших от своих хозяев за пять лет до этого. Ученые полагают, что в данном случае речь идет о дальнейшем закрепощении крестьян, но не окончательном прикреплении крестьян к земле. В 1607 г. срок «урочных лет» был увеличен до 15 лет.
В 1649г. было принято Соборное Уложение, в котором специальная глава касалась крестьян: в России вводилось крепостное право. Словом «крепость» указывалось что-то, принадлежащее лично владельцу. Крепостное право представляла собой систему внеэкономического принуждения, для которой были характерны следующие черты:
5) право бессрочного розыска и возвращения беглых крестьян
6) наследственность крепостного состояния
7) право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного
8) право суда и полицейского надзора над крепостным крестьянином
II. Заключение.
Крепостное право оформилось в России период централизации власти и становления абсолютизма. Это важное отличие российского социального развития от западноевропейского. В Европе крепостное право существовало не во всех странах и было более характерно для общества времен феодальной раздробленности. Централизация ограничила там право феодалов распоряжаться крестьянами.
Российское национальное государство связало огромную массу своих подданных, пожертвовав нормальным, естественным развитием одной части общества во имя интересов другой его части. Государство охотно использовало преимущества крепостничества (возможность сбора налогов через феодалов, владельцев крепостных) и плохо играло роль арбитра, стоящего на страже общих, а не узких групповых интересов дворянства, которому потакало, особенно в XVIIIв. Кроме того, закрепление крестьян за феодалами давало последним возможность исполнять обязанность по предоставлению на службу государству дворянского ополчения («служилые по прибору»).
Хозяйственная неэффективность системы крепостного права установилась далеко не сразу. Зато довольно скоро была осознана социальная (угроза крупных социальных конфликтов) и духовная (ухудшение нравственного климата в обществе, связанная с фактическим рабством миллионов крестьян) опасность, сопряженную с сохранением бесперспективности общественных отношений.