Тема 54 Российская культура в начале XX в.
ПЛАН
1. Социально‑исторические условия.
1.1. Новый этап в развитии цивилизации: Экономика. – Социальное развитие. – Политические процессы. – Национальное самосознание.
1.2. Новый этап в развитии культуры.
1.3. Особенности художественной культуры на рубеже веков.
2. Просвещение.
2.1. Рост грамотности и начальное образование.
2.2. Средняя и высшая школа: Развитие сети гимназий и реальных училищ. Высшие начальные училища. – Система профессиональных училищ. – Развитие педагогического образования. – Высшая школа.
2.3. Внешкольное народное просвещение.
3. Наука.
3.1. Естественные и технические науки.
3.2. Гуманитарные науки: Философия. – Историческая наука. – Экономическая наука, социология, филология.
3.3. Научные и научно‑технические общества.
4. Художественная культура.
4.1. Литература. Стилевые направления: Реализм. – Модернизм. – Авангардизм. Футуристы.
4.2. Живопись и графика: Реализм. – Модернизм. – Авангардизм.
4.3. Архитектура: Особенность модерна. – Архитекторы‑модернисты. – Другие стили и направления. – Градостроительство.
4.4. Скульптура.
4.5. Музыка.
4.6. Театральное искусство: Драматический театр. – Развитие оперного искусства. – Балет.
4.7. Кинематограф.
5. Массовая культура и фольклор.
5.1. Массовая культура.
5.2. Фольклор.
6. Выводы.
1. Социально‑исторические условия
1.1. Новый этап в развитии цивилизации. В конце XIX – начале XX в. Россия вместе со всем человечеством вступила в новую эпоху. Близились серьезные изменения в общественном и политическом развитии, наступало время войн и революций.
• В экономическом плане все большее значение приобретала индустрия. Развитие производства способствовало ускоренному развитию науки, обеспечивало научно‑технический прогресс.
• Социальное развитие, вызванное экономическими процессами, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Во много раз вырос круг потребителей культуры.
• Политические процессы. Осознание неизбежности социально‑политических преобразований и крушения традиций вызывало, с одной стороны, стремление к новому, а с другой – боязнь радикальных перемен, ломки старого, что приводило к росту декадентства, интереса к мистике, возникновению мыслей «о закате цивилизации». Тем более остро проявлялись обе эти тенденции в России в эпоху социально‑политических кризисов начала XX в.
• На рубеже веков национальное самосознание в передовых странах мира обрело новые формы и поднялось на новый уровень. Национальная идея способствовала усилению националистических настроений и в то же время привела к повышению влияния национальных традиций и народной культуры.
1.2. Новый этап в развитии культуры.
• Функции культуры. Культура на новом этапе не просто выполняла вспомогательные социальные функции. Она стала самостоятельной общественной, в том числе производительной, преобразующей силой. Изменилось ее содержание.
• Новое единство обрела мировая культура. Ее различные национальные части, сохраняя свою самобытность и особенности, взаимодействовали, взаимовлияли, дополняя друг друга.
1.3. Особенности художественной культуры на рубеже веков. Кроме черт, свойственных культуре конца XIX – начала XX в. в целом искусство того периода характеризовалось своими особенностями.
• Новые этапы в развитии мирового искусства. В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры.
• От непосредственного изображения мира искусство переходило к его преображению художественными средствами – модерну (импрессионизм, символизм и др.). Провозглашались идеи самоценности искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли.
– Затем, уже в начале XX в., началось движение к авангардизму (кубизм, футуризм и др.), представители которого стремились к воссозданию новой реальности новыми средствами художественного языка. Распространилась концепция самодостаточности искусства.
• Разнообразие стилевых направлений. В отличие от предыдущей эпохи, когда в искусстве господствовало одно направление – реализм, в конце XIX – начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.
• Две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале XX в. не отрицается никем, то в отношении искусства и гуманитарных наук существуют два мнения.
Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Н. А. Бердяевым, писавшим о Ренессансе (Возрождении) российской культуры в начале XX в.
В советской науке, вслед за В. И. Лениным, утверждалось, что русское искусство начала XX в. переживало не Ренессанс, а декаданс (упадок). Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма – «умирающего капитализма». Марксисты «видели» признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики, и в развитии религиозной философии, и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением «буржуазной культуры», так как он прямо отражал проблемы общества.
Просвещение
2.1. Грамотность и начальное образование. Россия продолжала отставать по общему уровню грамотности от развитых стран Европы и США, но в конце XIX – начале XX в. число грамотных выросло в 1,5 раза – с 21 % (1897) до 31 % (1917). Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40 % российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (с 26,5 млн до 53 млн человек).
Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5–6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны (велась борьба различных политических сил за контроль над училищными советами), правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создания в 10‑летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907–1914 гг. вырос в 6 раз. Церковно‑приходские школы перешли в ведение Министерства просвещения. Но до введения всеобщего образования в начальной школе обучались лишь половина детей соответствующего возраста.
2.2. Средняя и высшая школа.
• Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Классическое образование было смягчено: увеличилось изучение естественных наук за счет сокращения уроков древнегреческого и латинского языков. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность без экзамена поступить в среднюю школу.
• Развивалась система профессиональных – горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. – свыше 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. – свыше 250).
• Для обеспечения всеобщего начального обучения получило развитие педагогическое образование. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).
• Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т. д. Создавались новые вузы, прежде всего технические (политехнические и технологические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске, Томске), а также университет в Саратове и пр. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 105, в которых обучалось 127 тыс. студентов.
После революции 1905–1907 гг. возникали не только государственные, но и «народные» вузы, создававшиеся на средства благотворителей (университет А. Л. Шанявского, педагогический институт П. Г. Шелапутина и др.).
Быстро развивалось высшее женское образование, возникали специальные вузы для женщин (около 30), но передовые педагоги уже ставили вопрос о совместном обучении в высшей школе.
В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.
2.3. Внешкольное народное просвещение охватило широкие слои общества.
• Быстро росло число воскресных и рабочих школ. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано более одной тысячи культурно‑просветительских обществ и народных домов. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905–1907 гг. в 5 раз (1914 г. – свыше 75 тыс.).
• Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг ежегодным тиражом около 100 млн экз. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы (товарищество М. Вольфа, издательство И. Д. Сытина и др.) выпускали дешевые книжные серии, в том числе образовательного характера.
• С конца XIX в., в особенности после отмены предварительной цензуры (ноябрь 1905 г.), в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только ежедневных газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100 на 24 языках. Некоторые популярные журналы выходили более чем стотысячными тиражами (например, «Нива», которую читали все слои населения, около 250 тыс. экземпляров).
Наука
3.1. Быстрыми темпами развивались естественные и технические науки в связи с возросшими нуждами промышленности и армии.
• Наука. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н. Е. Жуковский; математик С. А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П. Н. Лебедев; химик Н. Д. Зелинский; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В. И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904) И. П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908) И. И. Мечников; «отец» космонавтики К. Э. Циолковский; ботаник К. А. Тимирязев и др.
• Техника. Начало XX в. и особенно годы Первой мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Началось самолето– и автомобилестроение. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И. И. Сикорского «Илья Муромец», ранцевый парашют, пистолет‑пулемет, лыжно‑гусеничный автомобиль и др.
Несмотря на серьезный прогресс в науке, технический уровень российского хозяйства отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам. Но быстрое развитие науки и техники, которое в 1910‑е годы стали активно поддерживать российские предприниматели, внушало надежду на скорейшее достижение европейского уровня.
3.2. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль в отечественной науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем более они вызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившемся в условиях социально‑политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и другими научными концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от эсеров и РСДРП до Союза русского народа.
• В философии того периода отчетливо проявились две тенденции.
– В работах социал‑демократов Г В. Плеханова, В. И. Ульянова (Ленина), А. А. Богданова получил развитие материализм, сочетавший позитивизм и революционные идеи.
– Одновременно наблюдался расцвет религиозно‑философского направления. В сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского развитие идей В. С. Соловьева и В. В. Розанова о «новом религиозном сознании» сочеталось с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.
В некоторых учебниках можно найти положение о кризисных явлениях в российской исторической науке начала XX в. Этот тезис перешел в современную литературу из советской историографии, провозглашавшей кризис «буржуазной» науки в эпоху «умирающего» капитализма.
• Историческая наука обогатилась новыми трудами В. И. Ключевского, работами П. Н. Милюкова, С. Ф. Платонова, Н. П. Павлова‑Сильванского, А. С. Лаппо‑Данилевского, Н. А. Рожкова, М. Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография. Большой вклад в изучение истории зарубежных стран внесли египтолог Б. А. Тураев, китаист В. М. Алексеев, индолог С. Ф. Ольденбург, арабист И. Ю. Крачковский, востоковеды В. В. Бартольд и В. В. Струве и др.
• Получили значительное развитие также экономическая наука (П. Б. Струве, М. И. Туган‑Барановский) и социология (М. М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология (Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, И. А. Бодуэн де Куртенэ).
3.3. Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX – начале XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно‑технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно‑популярных журналов.
Художественная культура
4.1. Литература. Стилевые направления.
• Реализм. В конце XIX – начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины XIX в. – реализма. Новые произведения создал Л. Н. Толстой. Социальные и психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А. П. Чехова, В. Г. Короленко, А. И. Куприна, И. А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А. М. Пешков), Дм. Мамин‑Сибиряк и др.
• Модернизм. Но и стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву.
– Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В. С. Соловьева и Д. С. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890‑х гг. выступил В. Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами – К. Д. Бальмонт, А. Белый (Б. Н. Бугаев), А. А. Блок, – оперируя многозначными понятиями‑символами, пытались вычленить в окружающей реальности признаки «истинного глубинного мира». Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н. А. Бердяеву определить начало XX в. как «серебряный век русской поэзии», наступивший после длительного господства социальной прозы.
– Другое модернистское направление – акмеизм явился реакцией на символизм. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.
• Авангардизм. В 1910‑е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников «искусства будущего» – футуристов. В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, И. Северянин, В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом «Пощечина общественному вкусу», где призывали на основе абсолютной свободы «творить не искусство, творить реальность».
По иному относились новые авторы к прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.
Ряд специалистов включает авангардизм в понятие модернизма.
4.2. В российской живописи и графике раньше, чем в литературе, выявились новые тенденции.
• Реализм. С одной стороны, на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего в полотнах И. Е. Репина. Продолжало действовать «Товарищество передвижных выставок» (А, М. и М. М. Васнецовы, И. И. Левитан, А. Е. Архипов, К. Ф. Юон и др.).
• Модернизм. С другой стороны, уже в 1880‑е гг. в отечественной живописи возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Так, А. П. Рябушкин первым перешел от драматизма в изображении прошлого к его поэтизации, от этического восприятия к эстетическому. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М. В. Нестеров, назвавший свое творчество «опоэтизированным реализмом». Сочетание условного с реальным развивали К. А. Коровин, основатель русского, или декоративного, импрессионизма, и В. А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника‑символиста М. А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность.
В конце 1890‑х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В 1898 г. было создано общество художников «Мир искусства», выпускавшее одноименный журнал. Его участники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.
Своеобразным было творчество художников – последователей В. Э. Борисова‑Мусатова, после его смерти создавших общество «Голубая Роза» (1906) (П. В. Кузнецов, К. С. Петров‑Водкин) и работавших над символистской теорией живописи.
• Авангардизм. Появление в 1910 г. общества «Бубновый валет» (17. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк), а затем – «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, Д. Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали «русским взрывом», сыгравшим важнейшую роль в развитии мирового искусства.
Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм – «кубофутуризм». Одновременно развивался экспрессионизм, последователи которого также совершили «скачок в беспредметность». Теоретик абстрактного искусства В. В. Кандинский; основатель «супрематизма» К. С. Малевич; создатель «аналитической живописи» П. Н. Филонов; «бытовой символист» М. 3. Шагал – каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.
4.3. В архитектуре, где, в отличие от литературы и живописи, во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90‑е гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль «модерн».
• Особенностью модерна стала подчеркнутая функциональность построек, здания сооружались «изнутри наружу» – интерьер обносился стенами, живописное декоративное убранство основывалось на гнутых формах и линиях, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло.
• «Отец» русского модерна Ф. О. Шехтель одним из первых в начале XX в. перешел от романтического модерна к рациональному, упрощенному, воплотившемуся в многоэтажных монументальных зданиях с прямоугольными формами. В том же стиле строили М. Н. Кекушев, В. Ф. Валькотт.
Другие стили и направления. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался и неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р. Р. Клейн, Ф. И. Лидваль), так и в чистом виде (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский).
Фомин внес большой вклад в развитие отечественного градостроительства, получившего в этот период совершенно новый размах. В начале XX в. проектировались целые города, возникали планы частичной перестройки Петербурга. В основном они не были реализованы, но эта архитектурная тенденция сохранилась и получила развитие в советское время.
4.4. В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р. Р. Баха, С. М. Волнухина сочетался с модернизмом в скульптурах импрессионистов П. П. Трубецкого (памятник Александру III в Петербурге), А. С. Голубкиной, Н. А. Андреева (памятник Н. В. Гоголю в Москве). В многогранном творчестве художника‑универсалиста С. Т. Коненкова античная пластика соединялась с модерном и фольклорными мотивами.
4.5. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции П. И. Чайковского и «Могучей кучки» Н. А. Римский‑Корсаков и
A. К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор‑новатор и блестящий пианист С. В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма.
4.6. Театральное искусство.
• Драматический театр. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александрийский театры и десятки губернских и частных трупп.
В конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К. С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В. И. Немирович‑Данченко основали с помощью фабриканта С. Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. В 1904 г. В. Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. В развитие «нового русского театра» свой вклад внесли режиссеры В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов.
• Развитие оперного искусства проявлялось не только в новых постановках Московского Большого и Петербургского Мариинского театров, но и в создании провинциальных и частных оперных театров. Большую известность получил оперный театр предпринимателя
С. И. Мамонтова (1885), позже перешедший С. И. Зимину (1904).
Отечественная вокальная школа представлена именами таких блестящих исполнителей, как Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.
• Балет. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа в России возник новый балет.
Модернистские постановки М. М. Фокина и балеты Стравинского оформляли художники‑«мирискусники» Бенуа, Бакст, Коровин. В академических и новаторских спектаклях танцевали А Павлова, B. Ф. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.
4.7. Кинематограф появился в России сразу же после его изобретения и стал самой массовой формой искусства. К 1914 г. было построено более 4 тыс. «электротеатров» и «иллюзионов». Ежедневно миллионы зрителей смотрели картины зарубежного производства и 30‑ти отечественных студий. Российское кино приобрело мировое признание благодаря фильмам режиссера Я. А. Протазанова, работам актеров И. И. Мозжухина, В. В. Холодной, А. Г. Коонен.