Методы и функции политологии
Методы принято определять как средства анализа, способы проверки и оценки теории.
С древности политическая мысль базировалась на нормативно-ценностном подходе, исходящем из этических императивов при опенке политических явлений и разработке идеала политического устройства. Указанный подход, несмотря на относительность ценностных суждений, вносит в политику нравственное начало, и, особенно необходим политической науке на современном этапе общественного развития.
Не менее древнюю историю имеет антропологический подход, давший целостное представление о факторах, формирующих мотивацию политического поведения. Антропологический подход исходит из принципов: инвариантности фундаментальных родовых качеств человека как биосоциального существа; универсальности человека, единства человеческого рода, равноправия всех людей; неотъемлемости основополагающих прав человека и их приоритета по отношению к политическим принципам. С корректировкой на изучение субъективных механизмов политического поведения не человека вообще, а конкретного человека, антропологический подход дополняется, также имеющим многовековую историю психологическим методом.
До начала XX века в политической науке господствовал, наряду с нормативно-ценностным, институциональный подход, ориентированный на изучение структуры общественно укорененных политических форм, тесно связанный со сравнительным(компаративным) подходом. Специфика последнего заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов с целью установления их подобия и различия. Любое сравнительное исследование включает: отбор и описание фактов; выявление и описание тождества и различий; формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; последующую проверку гипотез; "признание" некоторых основополагающих гипотез. Сравнительный политический анализ позволяет разработать проверяемую систему знаний о политике, оценить политический опыт, институты, поведение и процессы с точки зрения причинно-следственных связей; прогнозировать события, тенденции и последствия политического развития. В центре внимания современной сравнительной политологии такие явления как: групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние поли гики на общество и т.д.
Активное развитие получает социологический подход, представляющий собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Распространение в XX веке методов социологических исследований (опросов, анкетирования, эксперимента, статистического анализа, математического моделирования) сформировало прикладную политологию. Преимущество социологических методов заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который поддается математической формализации. Социологический материал является основой политических прогнозов. С помощью социологического метода можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.
Применение альтернативного институциональному подходу - бихевиористского метода, оказало революционизирующее действие на политическую науку в 30-50-е гг. XX века. Использование бихевиористского метода в политологии основывается на понимании политики как вида социального поведения индивидов (групп), характеризующегося установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании. Бихевиоризм стремится к определению реальных причин и параметров политического поведения на массовом уровне. "Единицей" исследования, в рамках данного подхода, признается наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основные принципы бихевиористского подхода формулируются следующим образом: обнаружение элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и прогностическую ценность; соотнесение выводов с эмпирическими фактами и построение выводов только на их основе; использование адекватных методов для получения данных; дифференцированная интерпретация и оценка полученных данных; системный характер исследования, стремящегося к экспликации причинно-следственных связей; активное использование политической наукой результатов и данных гуманитарных и естественных наук.
Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии, разработав основные методы прикладных политических исследований: статистические исследования политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты; применение теории игр в изучении принятия политических решений. В то же время, многие ведущие политологи и психологи неоднократно подчеркивали, что увлеченность бихевиористов методами математического и статистического анализа в ущерб качественным методам, снижает потенциал и результативность исследований.
В рамках постбихевиористского периода развиваются структурно-функциональный анализ и системный подход.
В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается "действие", а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия. Считается, что каждый индивид в своем поведении ориентирован на "общепринятые" образцы поведения. Нормы объединены в институты, имеющие структуру и обладающие функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Данный метод целесообразен для анализа способов сохранения и регулирования системы, его максимальный эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно - функциональный анализ направлен на изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действий потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д. Системный подход рассматривает политику как саморегулирующуюся систему, взаимодействующую с общественной средой путем восприятия требований граждан («вход системы») и принятия политических решений («выход системы»). Жизнеобеспечивающими функциями политической системы считаются: распределение ценностей и ресурсов; обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.
Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются как информационные потоки, главными из которых являются политическое решение и реакция на него агентов политики.
Для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни (например, выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д.) наиболее эффективным является применение метода экспертных оценок специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза.
Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделями позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивость, с другой - выявить сенситивные параметры модели, те признаки и связи, изменения которых оказывают наиболее существенное влияние на выходные параметры модели. Моделированию подлежат: механизм политической системы (например, механизм реализации политической власти), процесс (процесс принятия решений), отдельный фрагмент функционирования системы (или управления ею), институты, их элементы и объединения (государство, политический режим), механизмы взаимодействия с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.
Познавательные средстваполитологии также включают в себя группу общелогических методов (индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование, математические, прогностические и др. методы), методы эмпирических исследований, позволяющие получать информацию о политических фактах. Указанные познавательные средства не отражают специфику политологии и заимствованы из других наук. Методология современной политической науки представлена совокупностью качественных методов классической и институциональной политологии и бихевиористских, эмпирических и количественных методов.
Функции политологии. Суть гносеологической, познавательной функции состоит в наиболее целостном, адекватном отражении политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.
Разрабатывая оптимальные модели управления, прогнозируя развитие политических процессов, политология формирует теоретическую основу-политического строительства и реформирования. Изучая объективные закономерности и противоречия политической системы, формулируя проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, политология выполняет функцию рационализации политической жизни.
Политология выполняет важнейшую функцию политической социализации, формирования гражданственности, повышения политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.
Реализация прогностической функции позволяет политологии составлять долговременные и краткосрочные прогнозы о диапазоне возможностей политическою развития той ими иной страны на конкретном историческом этапе; разрабатывать альтернативные сценарии политических процессов, определяя вероятностные потери и побочные эффекты.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание основных методов политологии.
2. Выделите функции политологии.
Литература:
1. Общая и прикладная политология. Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. XL1II.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., Аспект Пресс, 2000. Гл. 2. № 4.
3. Мангейм Дж., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.1999.
4. Митрохина Т.Н. Сравнение как средство развития политической теории // Полис. 2004. № 3.
5. Политический анализ: современное состояние и направления развития // Полис. 2004. № 3.
6. Пантин В.И. Возможности циклически-волнового подхода к анализу политического развития // Полис. 2002. № 4.
7. Сумбатян Ю.Г.Сравнительная политология - важнейшее направление науки о политике // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2004. № 4. С.с. 35-48.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Определение сущности и характера власти имеет важнейшее значение для понимания природы политики, позволяет выделить политические отношения из всей суммы общественных отношений. Политологию принято определять как науку о политике, механизмах распределения и использования власти.
Властьявляется одним из важнейших видов социального взаимодействия, специфическим отношением субъектов, при котором властвующий субъект реализует свою волю и интересы, подчиняя себе другого субъекта. В политических отношениях власть занимает центральное место.
Власть и политику иногда отождествляют, абсолютизируя их взаимообусловленность. Власть является неотъемлемым элементом механизма воспроизводства политики, и средством её осуществления. Борьба за власть, за ее овладение и удержание — проблема политическая, независимо от того, решается она путем выборов, назначений, или захвата. Как правило, для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели, власть - не самоцель. Однако, завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атри-бутами — постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и т.д. И, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные властные структуры - от правительства, президента, парламента до региональных И местных структур. Осуществляя свои интересы и цели, они вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством их власти. Политика, таким образом, оказывается причиной власти, а власть -причиной политики. Следует подчеркнуть, что этот вопрос имеет не только
теоретическое, но и практическое значение. В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выборами любая власть проводит популистскую политику пустых обещаний, заигрывания с народом, демонстрируя «отеческую» забегу о «бедных, больных, униженных и оскорбленных».
К свойствам власти относят: всеобщность (власть охватывает все сферы общества); инклюзивность (власть проникает во все виды человеческой деятельности; соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).
Принято выделять догосударственные (анонимная власть, «распыленная» в примитивных обществах; и индивидуальная, возникающая с появлением разделения труда, государственные (институализированная публичная политическая власть) и надгосударственные (формирующиеся на современном этапе общественного развития) исторические формы власти.
Власть может быть представлена как взаимосвязь директивною (обеспечение выполнения приказов); функционального (способность и умение практически реализовывать функцию общественного управления); и коммуникативного аспектов (власть как «язык» общества).
Основные подходы к определению сущности власти:
- реляционистские концепции власти характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого; принято выделять следующие основные варианты указанной концепции:
1) теория «сопротивления» (Дж. Френч, Д. Катрайт, Б. Рейвен и т.д.) исследует властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта;
2) теория «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс и т.д.) уделяет внимание ситуациям, когда индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов в обмен на желаемое поведение тем, кто в них нуждается;
3) теория «раздела юн влияния» (Д. Ронг и др.) подчеркивает изменчивость ролей участников взаимодействия;
- бихевиористские концепции власти акцентируют внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть, рассматривая стремление к власти как доминирующую черту человеческой психики, а власть как исходный пункт и конечную цель политического действия. Политические отношения рассматриваются как рынок власти, на котором активно действующие политические субъекты стремятся выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы, получающие там же признание в качестве общественно значимых ресурсов.
- системные и структурно-функциональные концепции власти (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, М. Крозье) рассматривают власть как свойство макросоциальной системы, либо как реальную способность единицы системы аккумулировать свои интересы и влиять на процессы в системе. Власть также определяется как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы.
- неоструктуралистские концепции «археологии и генеалогии власти» (М. Фуко) и «поля власти» (П. Бурдье) рассматривают власть как модальность общения, неперсонифицированные, неовеществленные отношения субъектов, находящихся в постоянно изменчивом напряженном соотношении сил. Иерархия властных отношений конституирует «политическое поле», позиции субъектов, на котором определяют распределение «символической власти» как совокупности экономических и культурных «капиталов».
Структура власти включает в себя следующие компоненты: источник, субъект и объект, функции, основания и ресурсы власти.
В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж и т.д. В роли субъекта власти могут выступать не только физические лица, но и сама власть (государство, правительство, парламент, партия, союзные движения и другие корпоративные образования). Субъект воплощает в себе активное направляющее начало власти, определяет содержание властных отношений посредством: приказа; подчинения (подведение частной воли под всеобщность воли власти), наказания (средство воздействия на игнорирование или отрицание господствующей воли), нормирования поведения. Субъект власти может иметь формальный характер и быть реальным носителем власти.
Объект власти - это пассивное начало во властных отношениях; это те лица или структуры, на которые направлено воздействие властных субъектов. Иерархия власти предполагает, что объект власти является таковым только по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему, он выступает как субъект власти. Отношения между субъектом и объектом власти не равноправны. Субъект власти отдает распоряжения и рассчитывает на их исполнение объектом власти, то есть на подчинение объекта. Принято выделять следующие основания подчинения: страх, доверие, интерес.
Властно-управленческий акт может быть представлен схемой:
Субъект обладает активностью по поводу управления объекта | Объект - пассивная сторона | |||
Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д. К важнейшим, общественно значимым функциям политической власти относятся функции по поддержанию общественного порядка и стабильности; выявлению, ограничению и разрешению конфликтов; достижению общественного согласия (консенсуса); принуждению объектов (во имя социально значимых целей и сохранения стабильности); управлению делами общества.
Под основаниями власти понимается ее база, на которую опирается властная воля субъекта. Расширительная трактовка ресурсов власти включает все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других; в узком смысле - все те средства, которые использует или может использовать субъект для достижения своей цели. В современной политологии основания власти составляют ее фундамент, в то время как ресурсы власти -это ее потенциал и технология. Принято выделять следующие основания и ресурсы власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные.
Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, степенью устойчивости национальной валюты и т.д. Экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная, научно-техническая, налоговая и таможенная политика.
Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые опирается власть. В любом государстве существуют социальные группы, обреченные на подчинение, а также группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми субъектами и объектами власти.Социальные ресурсы - это совокупность возможностей изменения статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на понижение или повышение общественной активности. Следует подчеркнуть, что власть должна обеспечивать общенациональные интересы, стремиться к социальному партнерству.
Юридические основания власти составляет совокупность законов, на основании которых власть сформирована и, на которые опирается в практической деятельности. Юридические ресурсы - это всякого рода инструкции, мероприятия по уточнения и разъяснению законодательства, указы и постановления президента.
Культурно-информационные основания включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации и т.д. Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, воздействия с помощью средств массовой информации и т.д.
К принудительным ресурсам относятся меры административного наказания, а также меры, основанные на методах убеждения. Силовые ресурсы связаны использованием военного аппарата.
Раскрытие содержания понятия «ресурс власти» предполагает рассмотрение важнейшего вопроса о соотношении легальности и легитимности власти.
Легальность - политико-правовая характеристика власти; формально-юридическая законность её установления (путем избрания в результате выборов), характеризующаяся соответствием действий властных структур юридическим нормам.
Понятие «легитимность» («законность»), введенное в политическую науку М. Вебером, отражает исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения власти, степень доверия к ней народа, соответствие принимаемых законов интересам общества, согласованность власти с обычаями, традициями, нормами поведения. Вебер выделил три идеальных типа легитимности: традиционную, харизматическую и рационально-бюрократическую. В конкретных политических системах данные типы легитимности, при доминировании какой-либо тенденции, дополняют друг друга.
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, (ибо так принято, так было всегда). Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Традиционные общества статичны, могут существовать веками без существенных изменений, воспроизводя вновь и вновь сложившиеся отношения господства и подчинения. Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. М. Вебер считал, что и в условиях демократии полезно сохранять наследственную монархию, чтобы подкреплять тем самым авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
Харизматическаялегитимность (харизма - божественный дар, экстраординарная не приобретенная, не связанная с господствующими общественными нормами способность индивида), основывается на вере в исключительные способности одного или нескольких индивидов. Харизматическая легитимность связана с культом личности. Приход харизматического лидера, безгранично верящего в свою миссию, популиста и радикала, происходит в период общественного кризиса. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи. Власть харизматика длится, пока в его «дар» верит население. Передачи харизматической власти осуществляется путем назначения преемника (иногда назначается человек, не входящий в ближайшее окружение «великого харизматика»); либо переноса харизмы на саму должность или организацию. В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тин управления, также распространен харизматический тип властвования.
История позволяет привести множество примеров существования харизматической власти в различных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, СОЦИАЛИЗМ Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является факт личной преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе - главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. «Любовь» к «отцу» нации возрастает по мере уменьшения оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей.
В условиях формирования рыночной экономики возникает рациональная легитимность, при которой основа доверия граждан к власти определяется законами её функционирования, устройством государства. Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, регулирующих отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всех слоев населения.
Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. Основные требования к чиновникам, сформулированные Вебером, в наши дни кажутся «характеристикой» богов-олимпийцев: чиновники должны быть лично свободны и подчиняться только деловому служебному долгу; иметь устойчивую служебную иерархию и определенную компетенцию; рассматривать свою службу как единственную и главную профессию.
От степени легитимности и легальности зависит эффективность власти.
Легальная или рационально-правовая легитимность.
В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти - традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.
Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании в качестве единственно допустимых законных путей, ведущих к ней. В результате чего в обществе формируется согласие относительно "правил игры" на политической арене. Такое согласие закладывает основу стабильности политического режима.
Согласно развитому Д. Истоном ценностно-нормативному подходу к легитимности, её главным условием является выявление в основе социальных отношений минимального ценностного консенсуса. В качестве базовых компонентов власти выделяются интересы и ценности, обеспечивающие принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий.
Легитимность - степень, с которой люди воспринимают политическую системы, воспринимают власть как достойную своей поддержки. Выделяются следующие типы поддержки: диффузная - долговременная поддержка, эффективная независимо от результатов деятельности; специфическая - ситуативная. кратковременно ориентированна на результаты, основанная на сознательной поддержке того, как действует власть.
Французский политолог Ж.Л. Шабо отмечал, что политическая власть легитимна относительно двух ключевых акторов в структуре властных отношений управляемых и управителей. Политическая власть должна соотносить волеизъявление управляемых (демократия) и сообразовываться со способностями управителей (технократия).
Демократическая легитимность означает производность свободной коллективной воли от индивидуального проявления свободного суждения. Технократическая легитимность зависит от умения властвовать, обусловленного способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. Политическая власть легитимизирует себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке. Соответствие политической власти универсальным принципам социального бытия составляет суть онтологической легитимности.
В современной политологии принято выделять: персональную легитимность, источником которой является личный авторитет правителя; структурную источником которой выступают сложившиеся политические структуры, и основанной на убеждении в их законности и ценности для общества; идеологическую - источником которой служат идеологические ценности и внутренняя убежденность или вера в их правильность.
Варианты соотношения легальности и легитимности:
- власть легальна и легитимна, (что характерно для политически стабильного общества);
- власть легальна, но нелегитимна, (обычно в условиях политического кризиса, сложившейся предреволюционной ситуации, когда правовая оформленность власти уже не поддерживается населением); - власть нелегальна и нелегитимна (например, образование ГКЧП); - власть легитимна, но нелегальна, (что характерно для власти, установленной в результате революционного переворота).
Следует отметить, что адекватная правовая оформленность властных отношений выстраивается только на основе легитимности власти, степень которой снижается, по мере возрастания уровня принуждения. Показателями степени легитимности являются: принуждение, степень гражданского неповиновения, попытка государственного переворота (насильственное свержение высших органов государственной власти).
Эффективность власти - это характеристика власти, показывающая степень выполнения ею задач и функций, реализации властных распоряжении с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.
Критериями эффективности власти являются:
• достаточность оснований власти и адекватность использования ее ресурсов;
• рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структуры власти;
• эффективный и своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;
• организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
• наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;
• эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.
Отличительными чертами политической власти являются:
- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
- верховенство (обязанность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти);
- публичность, (всеобщность и безличность);
- моноцентричность, (наличие единого центра принятия решений, в отличие от власти экономической);
- многообразие ресурсов.
Разделение власти, сложившееся на ранних этапах формирования государства, является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти, и определено самой природой властного отношения как отношения «господства - подчинения». В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций.
Первое крупное разделение власти связано с отделением церкви от государства. Соперничество между этими властями продолжалось многие столетия. В светском государстве разделение профессиональных функций власти началось достаточно рано. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением). Разделение власти на государственном уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами, даже войнами между королевской властью и парламентами (примером могут служить "Славная революция" 1688 г. в Англии, переросшая в войну короля и парламента, и смену династий; Французская революция), также Многовековая борьба велась за право участия народа в правлении - за избирательные права, то есть, за разделение власти между государством и обществом.
Разделение (распределение) власти - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип лежащий в основе организации власти демократического государства, предполагающий распределение властных полномочий между ветвями власти. Идея необходимости разделения власти возникла из понимания той угрозы, которую несет обществу безраздельная, всеобъемлющая власть. Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных сотрудничающих и контролирующих друг друга властей, появились в XVII веке. Дж. Локк разделял власть на законодательную, исполнительную (к ней относилась и судебная власть) и федеративную. В его понимании верховная - законодательная власть имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов, исполнительная заключается в контроле за соблюдением законов. В компетенции федеральной власти находятся вопросы войны и мира, участие в коалициях и союзах, то есть область внешней политики. Ш.Монтескье в XVIII веке предложил разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Власть принято подразделять на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством и судебными органами и т.д.), органами правопорядка (полицией, армией и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть осуществляется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
В современной политологии под разделение власти «по горизонтали» понимают выделение законодательной, исполнительной и судебной «ветвей» власти. Разделение «по вертикали» означает выделение региональной и федеративной власти.
Законодательная власть представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власть выступает представительный орган - парламент.
Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами и административному контролю, носителем которой является правительство.
Судебная власть - это совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских и административных и конституционных дел в порядке, установленном законом.
Цивилизационные типы власти. В определении типа власти и политических режимов сначала в западной политологии, а. в последнее время и в отечественной науке, стал использоваться цивилизационный подход, позиционируемый его адептами как антитеза марксистского формационного подхода. Согласно цивилизационнуму подходу, фундаментальные различия западной и восточной цивилизации определяются особым характером взаимосвязи власти и собственности. В европейской цивилизации определяющей структурой выступает собственность, на базе которой формируется свободная личность – гражданин правового общества, проявляющий себя независимо во властных отношениях. В рамках данного подхода принцип четкого разделения между собственностью и властью трактуется как определяющий принцип западной демократии.
На Востоке, представленном различными, но однотипными цивилизациями (арабо-исламской, индо-буддийской и китайско-конфуцианской), положение иное. Здесь, власть доминирует над собственностью и рынком, ставя их в полную от себя зависимость и контролируя. В Европе власть и собственность четко разделены, а в восточных цивилизациях они всюду неразделимы, слиты.
В России установился особый, самостоятельный «вотчинный» тип власти. Термин «вотчина» обозначает, по сути дела, одновременно унаследованные собственность и властные полномочия, порождая слитность власти и собственности, их неотличимость друг от друга, и единые механизмы осуществления. В России государственная власть долгое время мыслилась и осуществлялась как продолжение права собственности. «Собственнический» подход к политическому режиму, вытекающий из отождествления права собственности и власти, является определяющей чертой современной российской политической жизни.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание понятия «политическая власть».
2. Укажите исторические формы власти.
3. Какие подходы к определению сущности власти существуют?
4. Укажите основные компоненты политической власти.
5. Как связаны основания и ресурсы власти?
6. Раскройте содержание понятия «легитимность власти».
7. Какие основные подходы к типологии легитимности власти принято
выделять?
8. Как соотносятся понятия «легитимность» и «легальность» власти?
9. Укажите критерии эффективности власти.
10. Каковы отличительные черты политической власти?
11. В чем состоит целесообразность разделения властей? Как представ-
лено вертикальное и горизонтальное разделение властей?
Литература:
1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.№.. 2001. Гл. 5.6.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: УчебникДля вузов. М., 2000. Гл. 5, 6.
3.Дзуцев X. Народ и власть // Власть. 2003. № 6. С. 53-62.
4.Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. № 3. С. 108.
5. Демидов А.И. Ценностные изменения власти /7 Полис. 1996. № 3. С.121.
6.Боровых О. В. К вопросу о понятии государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. С. 91-100.
7.Славный Б.И. Проблема власти: новое измерение // Полис. 1991.№5. С. 33.
8.Гаман-Голутвина О.В. Партии и власть//Свободная мысль. 2004. № 9. С. 77-89.
9.Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть//Полис 1997. №3.