Объем дисциплины и виды учебной работы. Юридический факультет
Кировский филиал
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин и таможенного дела
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Учебной дисциплины
«Государственное регулирование массово-информационных отношений»
Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»
Киров, 2009
ББК 67.400
У 91
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Рецензенты:
Зырянова А. В., кандидат исторических наук, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин и таможенного дела Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
Фоминых С. М., кандидат юридических наук, мировой судья судебного участка № 2 Кировской области.
У 91 Учебно-методическое пособие по дисциплине Государственное регулирование массово-информационных отношений [Текст] / сост. Каранаева Г. Р. - Киров: КФ МГЭИ, 2009. – 45 с.
Учебно-методическое пособие по курсу «Государственное регулирование массово-информационных отношений» для студентов гуманитарного факультета составлено в соответствии с положениями регионального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 030602.65 – «Связи с общественностью».
ББК 67.400
© Кировский филиал Московского гуманитарно-экономического института (КФ МГЭИ), 2009
© Каранаева Г. Р., составление, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | |
Объем дисциплины и виды учебной работы | |
Тематический план | |
Содержание учебной дисциплины | |
Методические рекомендации для преподавателя | |
Методические рекомендации по изучению тем курса для студентов заочной формы обучения | |
Перечень семинарских занятий | |
Перечень тем контрольных работ и рефератов | |
Контрольный тест | |
Перечень вопросов к межсессионной аттестации студентов | |
Библиографический список |
Предисловие
Учебный курс «Государственное регулирование массово-информационных отношений» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».
Цель данного курса — раскрыть сущность и роль государственного регулирования в области массово-информационных отношений, отношений, которые возникают в связи с распространением массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций, распространяющих массовую информацию, влияние международной и отечественной судебной практики на отношения в сфере массово информации.
В рамках изучаемого курса излагаются система органов государственной власти, регулирующая отношения в области массовой информации, основные принципы регулирования вопросов свободы слова, информации и печати; ограничения на оборот информации, её конфиденциальность, государственная тайна, нормы, институты и судебные дела в сфере деятельности средств массовой информации в РФ.
Появление отечественного законодательства о массовой информации породило ряд проблем, связанных с отсутствием традиций и опыта его применения, правового регулирования, низкой правовой культурой субъектов массово-информационных отношений. В этой связи, возникла необходимость более глубокого изучения сферы государственного регулирования массово-информационных отношений.
Для прочного усвоения правовых знаний необходимо самостоятельно изучать тексты нормативных правовых актов, юридических комментариев к ним, анализировать специальную литературу и публикации в периодической печати, что обуславливает получения и развития навыков и умений самостоятельной работы.
Основными задачами данной дисциплины являются:
ü дать студентам представление о принципах государственного регулирования в сфере СМИ, которые учитывают объективные нужды в информационном обеспечении демократии;
ü познакомить студентов с нормативно-правовыми актами в сфере журналистики;
ü всесторонне рассмотреть взаимоотношения исполнительной власти и СМИ;
ü показать роль журналистики в борьбе за демократию и свободу слова в России;
ü проанализировать процесс формирования социальной позиции журналиста и его гражданской ответственности за свою деятельность.
Студенты должны изучить источники правовых норм и приобрести навыки работы с международно-правовыми актами, Конституцией РФ, Гражданским и Уголовным кодексами РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ «О средствах массовой информации», законами, имеющими отношение к сфере средств массовой информации, а также уметь защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства.
Учебный процесс по курсу «Государственное регулирование массово-информационных отношений» осуществляется в форме лекций и семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения практических заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.
Курс состоит из двух разделов. Раздел I «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью» ориентирован на то, чтобы помочь студентам глубоко осмыслить сущность государственного регулирования в сфере массово-информационных отношений, механизм его действия, связь теории и практики с повседневной деятельностью специалиста по связям с общественностью. Здесь рассматриваются: предмет, содержание и задачи учебной дисциплины «Государственное регулирование массово-информационных отношений», основные положения информационного права, формы взаимодействия специалистов PR и общественности, государственное регулирование в сфере деятельности СМИ и распространения рекламы, нормы авторского права и их применение в рекламе, свобода слова и ответственность специалиста по связям с общественностью перед обществом.
Раздел II «Государственное регулирование массово-информационных отношений в зарубежных странах» направлен на то, чтобы дать студентам представление о принципах государственного регулирования массово-информационных отношений в зарубежных странах, познакомить с международно-нормативной базой в сфере деятельности СМИ и их инфрастуктуры в США и странах Европы.
По завершении учебного курса «Государственное регулирование массово-информационных отношений» студенты сдают экзамен по всему изученному материалу.
По завершении курса обучения студент должен:
- иметь представление о принципах государственного регулирования в сфере СМИ;
- знать нормативно-правовые акты в сфере журналистики;
- уметь анализировать текущие взаимоотношения ветвей власти и СМИ;
- иметь навыки работы с нормативно-правовыми актами в области СМИ.
При изучении курса следует руководствоваться литературой, указанной в программе. Необходимо отслеживать и учитывать соответствующие изменения в законодательстве.
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с положениями регионального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 030602.65 – «Связи с общественностью».
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Часы | ||||||||
общая трудоемкость (по ГОС ВПО) | из них аудиторных по семестрам | самостоятельная работа | |||||||
и формам обучения | |||||||||
очная | заочная | очная | заочная | очная | заочная | ||||
Трудоемкость (по ГОС ВПО) | |||||||||
Аудиторные занятия | |||||||||
Лекции | |||||||||
Лабораторные, практические занятия | |||||||||
Семинарские занятия | |||||||||
Виды контроля | Зачет | Экзамен | |||||||
Тематический план
Очная форма обучения – 5 лет
№ п/п | Разделы, основные темы дисциплины | Часы | ||
лекции | лабораторные, практические занятия | семинарские занятия | ||
Раздел I. «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью» | ||||
1. | Предмет, содержание и задачи курса | |||
2. | Массово-информационные отношения | |||
3. | Формы взаимодействия специалистов PR и общественности | |||
4. | Государственное регулирование в сфере распространения рекламы | |||
5. | Авторское право в рекламе | |||
6. | Свобода слова и ответственность специалиста по связям с общественностью перед обществом | |||
Всего за семестр | ||||
Раздел II. «Государственное регулирование массово-информационных отношений в зарубежных странах» | ||||
7. | Правовое содержание свободы и ответственности в сфере массово-информационных отношений | |||
8. | Международная практика обеспечения свободы информации. Правовые основы международного обеспечения свободы самовыражения | |||
9. | Анализ государственного регулирования массово-информационных отношений в зарубежных странах | |||
10. | Проблемы массово-информационной деятельности и пути их решения | |||
Всего за семестр | ||||
Итого: |
Тематический план
Заочная форма обучения – 6 лет
№ п/п | Разделы, основные темы дисциплины | Часы | ||
лекции | лабораторные, практические занятия | семинарские занятия | ||
Раздел I. «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью» | ||||
1. | Предмет, содержание и задачи курса | |||
2. | Массово-информационные отношения | |||
3. | Формы взаимодействия специалистов PR и общественности | |||
4. | Государственное регулирование в сфере распространения рекламы | |||
5. | Авторское право в рекламе | |||
6. | Свобода слова и ответственность специалиста по связям с общественностью перед обществом | |||
Всего за семестр | ||||
Раздел II. «Государственное регулирование массово-информационных отношений в зарубежных странах» | ||||
7. | Правовое содержание свободы и ответственности в сфере массово-информационных отношений | |||
8. | Международная практика обеспечения свободы информации. Правовые основы международного обеспечения свободы самовыражения | |||
9. | Анализ государственного регулирования массово-информационных отношений в зарубежных странах | |||
10. | Проблемы массово-информационной деятельности и пути их решения | |||
Всего за семестр | ||||
Итого: |
Содержание учебной дисциплины
Раздел I. «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью»
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса
Предмет, структура и задачи учебной дисциплины «Государственное регулирование массово-информационных отношений». Комплексность курса. Понятие, признаки, принципы права массовой информации. Свобода мысли, слова и печати как неотъемлемое право человека и гражданина. Запрет цензуры.
Источники права СМИ: международные договоры, Конституция РФ, законы, Указы Президента и Постановления Правительства. Конституция РФ: свобода слова, информации, совести. Соответствие норм Конституции РФ о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.).