Объем дисциплины и виды учебной работы. Юридический факультет

Кировский филиал

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин и таможенного дела

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Учебной дисциплины

«Государственное регулирование массово-информационных отношений»

Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»

Киров, 2009

ББК 67.400

У 91

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института

Рецензенты:

Зырянова А. В., кандидат исторических наук, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин и таможенного дела Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

Фоминых С. М., кандидат юридических наук, мировой судья судебного участка № 2 Кировской области.

У 91 Учебно-методическое пособие по дисциплине Государственное регулирование массово-информационных отношений [Текст] / сост. Каранаева Г. Р. - Киров: КФ МГЭИ, 2009. – 45 с.

Учебно-методическое пособие по курсу «Государственное регулирование массово-информационных отношений» для студентов гуманитарного факультета составлено в соответствии с положениями регионального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 030602.65 – «Связи с общественностью».

ББК 67.400

© Кировский филиал Московского гуманитарно-экономического института (КФ МГЭИ), 2009

© Каранаева Г. Р., составление, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
Содержание учебной дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Методические рекомендации по изучению тем курса для студентов заочной формы обучения
Перечень семинарских занятий
Перечень тем контрольных работ и рефератов
Контрольный тест
Перечень вопросов к межсессионной аттестации студентов
Библиографический список

Предисловие

Учебный курс «Государственное регулирование массово-информационных отношений» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».

Цель данного курса — раскрыть сущность и роль государственного регулирования в области массово-информационных отношений, отношений, которые возникают в связи с распространением массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций, распространяющих массовую информацию, влияние международной и отечественной судебной практики на отношения в сфере массово информации.

В рамках изучаемого курса излагаются система органов государственной власти, регулирующая отношения в области массовой информации, основные принципы регулирования вопросов свободы слова, информации и печати; ограничения на оборот информации, её конфиденциальность, государственная тайна, нормы, институты и судебные дела в сфере деятельности средств массовой информации в РФ.

Появление отечественного законодательства о массовой информации породило ряд проблем, связанных с отсутствием традиций и опыта его применения, правового регулирования, низкой правовой культурой субъектов массово-информационных отношений. В этой связи, возникла необходимость более глубокого изучения сферы государственного регулирования массово-информационных отношений.

Для прочного усвоения правовых знаний необходимо самостоятельно изучать тексты нормативных правовых актов, юридических комментариев к ним, анализировать специальную литературу и публикации в периодической печати, что обуславливает получения и развития навыков и умений самостоятельной работы.

Основными задачами данной дисциплины являются:

ü дать студентам представление о принципах государственного регулирования в сфере СМИ, которые учитывают объективные нужды в информационном обеспечении демократии;

ü познакомить студентов с нормативно-правовыми актами в сфере журналистики;

ü всесторонне рассмотреть взаимоотношения исполнительной власти и СМИ;

ü показать роль журналистики в борьбе за демократию и свободу слова в России;

ü проанализировать процесс формирования социальной позиции журналиста и его гражданской ответственности за свою деятельность.

Студенты должны изучить источники правовых норм и приобрести навыки работы с международно-правовыми актами, Конституцией РФ, Гражданским и Уголовным кодексами РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ «О средствах массовой информации», законами, имеющими отношение к сфере средств массовой информации, а также уметь защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства.

Учебный процесс по курсу «Государственное регулирование массово-информационных отношений» осуществляется в форме лекций и семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения практических заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.

Курс состоит из двух разделов. Раздел I «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью» ориентирован на то, чтобы помочь студентам глубоко осмыслить сущность государственного регулирования в сфере массово-информационных отношений, механизм его действия, связь теории и практики с повседневной деятельностью специалиста по связям с общественностью. Здесь рассматриваются: предмет, содержание и задачи учебной дисциплины «Государственное регулирование массово-информационных отношений», основные положения информационного права, формы взаимодействия специалистов PR и общественности, государственное регулирование в сфере деятельности СМИ и распространения рекламы, нормы авторского права и их применение в рекламе, свобода слова и ответственность специалиста по связям с общественностью перед обществом.

Раздел II «Государственное регулирование массово-информационных отношений в зарубежных странах» направлен на то, чтобы дать студентам представление о принципах государственного регулирования массово-информационных отношений в зарубежных странах, познакомить с международно-нормативной базой в сфере деятельности СМИ и их инфрастуктуры в США и странах Европы.

По завершении учебного курса «Государственное регулирование массово-информационных отношений» студенты сдают экзамен по всему изученному материалу.

По завершении курса обучения студент должен:

- иметь представление о принципах государственного регулирования в сфере СМИ;

- знать нормативно-правовые акты в сфере журналистики;

- уметь анализировать текущие взаимоотношения ветвей власти и СМИ;

- иметь навыки работы с нормативно-правовыми актами в области СМИ.

При изучении курса следует руководствоваться литературой, указанной в программе. Необходимо отслеживать и учитывать соответствующие изменения в законодательстве.

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с положениями регионального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 030602.65 – «Связи с общественностью».

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы   Часы    
общая трудоемкость (по ГОС ВПО) из них аудиторных по семестрам   самостоятельная работа  
и формам обучения
  очная заочная очная заочная очная заочная
Трудоемкость (по ГОС ВПО)                
Аудиторные занятия    
Лекции  
Лабораторные, практические занятия                
Семинарские занятия          
Виды контроля   Зачет Экзамен    
                   

Тематический план

Очная форма обучения – 5 лет

№ п/п   Разделы, основные темы дисциплины   Часы    
лекции   лабораторные, практические занятия   семинарские занятия  
  Раздел I. «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью»        
1. Предмет, содержание и задачи курса  
2. Массово-информационные отношения  
3. Формы взаимодействия специалистов PR и общественности  
4. Государственное регулирование в сфере распространения рекламы  
5. Авторское право в рекламе  
6. Свобода слова и ответственность специалиста по связям с общественностью перед обществом  
  Всего за семестр  
  Раздел II. «Государственное регулирование массово-информационных отношений в зарубежных странах»      
7. Правовое содержание свободы и ответственности в сфере массово-информационных отношений  
8. Международная практика обеспечения свободы информации. Правовые основы международного обеспечения свободы самовыражения  
9. Анализ государственного регулирования массово-информационных отношений в зарубежных странах  
10. Проблемы массово-информационной деятельности и пути их решения  
  Всего за семестр  
    Итого:  

Тематический план

Заочная форма обучения – 6 лет

№ п/п   Разделы, основные темы дисциплины   Часы    
лекции   лабораторные, практические занятия   семинарские занятия  
  Раздел I. «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью»        
1. Предмет, содержание и задачи курса    
2. Массово-информационные отношения    
3. Формы взаимодействия специалистов PR и общественности    
4. Государственное регулирование в сфере распространения рекламы    
5. Авторское право в рекламе    
6. Свобода слова и ответственность специалиста по связям с общественностью перед обществом    
  Всего за семестр    
  Раздел II. «Государственное регулирование массово-информационных отношений в зарубежных странах»      
7. Правовое содержание свободы и ответственности в сфере массово-информационных отношений    
8. Международная практика обеспечения свободы информации. Правовые основы международного обеспечения свободы самовыражения    
9. Анализ государственного регулирования массово-информационных отношений в зарубежных странах    
10. Проблемы массово-информационной деятельности и пути их решения    
  Всего за семестр    
    Итого:    

Содержание учебной дисциплины

Раздел I. «Государственное регулирование в сфере связей с общественностью»

Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса

Предмет, структура и задачи учебной дисциплины «Государственное регулирование массово-информационных отношений». Комплексность курса. Понятие, признаки, принципы права массовой информации. Свобода мысли, слова и печати как неотъемлемое право человека и гражданина. Запрет цензуры.

Источники права СМИ: международные договоры, Конституция РФ, законы, Указы Президента и Постановления Правительства. Конституция РФ: свобода слова, информации, совести. Соответствие норм Конституции РФ о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.).

Наши рекомендации