БОЛГАРИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА (1990 — 2006 гг.)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Отставка Т. Живкова позволила в ноябре 1989 г. вывести из руководства БКП представителей так называемого „консервативного“ крыла. Сам Т. Живков в декабре был исключен из партии, а затем подвергнут судебному преследованию.
На состоявшемся в декабре 1989 г. пленуме обновленный ЦК БКП подтвердил свою приверженность „социалистическому выбору“. Рассматривая вместе с тем необходимость перемен в качестве насущной общественной потребности, ЦК постановил разработать новый избирательный закон, провести не позднее мая 1990 г. парламентские выборы, создать законодательную базу для осуществления реформ в области экономики и т.д.
Одновременно в декабре 1989 г. возникшие оппозиционные партии (БЗНС „Н. Петков“, Болгарская социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) и движения („Экогласность“ и др.) объединились в Союз демократических сил (СДС). Выступая с антикоммунистических позиций, СДС поставил вопрос о роли и месте БКП в общественно-политической системе страны. Под давлением оппозиции Народное собрание в январе 1990 г. отменило положение ст. 1 конституции, провозглашавшее БКП „руководящей силой в обществе и государстве“.
Проблемы разделения партийных и государственных структур, проведения парламентских выборов на многопартийной основе, созыва Великого народного собрания явились предметом обсуждения Национального круглого стола (январь-март 1990 г.).
Идея созыва Национального круглого стола родилась в ходе событий, развернувшихеся вокруг принятого в декабре 1989 г. постановления о восстановлении гражданских прав мусульманского населения Болгарии. Его противники провели многочисленные акции протеста, кульминационной точкой которых стал организованный 7 января 1990 г. митинг в Софии. СДС на демонстрации 14 января осудил проявления национализма и шовинизма и использовал момент для выдвижения ряда политических требований. Во избежание усиления конфронтации председатель Народного собрания С. Тодоров предложил сформировать из представителей БКП, СДС, а также религиозных групп и турецкого меньшинства Общенародный комитет национального примирения. Тем самым были заложены необходимые основы для начала работы Национального круглого стола.
Национальный круглый стол, в котором приняли участие представленные в парламенте БКП и БЗНС, оппозиционный СДС, а также профсоюзные и др. организации, стал определенного рода надпарламентским органом. Он подготовил условия для созыва Великого народного собрания с целью принятия новой конституции. По договоренности, достигнутой между его участниками, парламентские выборы в были назначены на июнь 1990 г. До этого момента БКП оставалась правящей партией. В принципе, оная была не против разделить власть, а вместе с ней и ответственность с другими общественно-политическими силами. На внеочередном XIV съезде БКП (30 января—2 февраля 1990 г.) прозвучало предложение образовать „правительство национального согласия, способное вывести страну из кризиса“. Но поскольку данное предложение было отклонено не только оппонентом компартии – СДС, но и ее традиционным партнером – БЗНС, пришлось сформировать однопартийный кабинет во главе с Андреем Лукановым.
Предвыборная борьба развернулась, главным образом, между двумя ведущими политическими силами: БКП, которая в соответствии с результатами общепартийного референдума в апреле 1990 г. была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП), и СДС.
Хотя к декабрю 1990 г. число членов БСП сократилась наполовину, тем не менее, она продолжала оставаться наиболее крупной партией. При выработке своей предвыборной платформы ею была принята во внимание проявлявшаяся в общественных настроениях двойственность: стремление к радикальным переменам и одновременно - к сохранению стабильности. Социалисты попытались представить себя как силу, не только начавшую демократические преобразования в обществе, но и единственно способную довести их до конца, обеспечивая при этом максимальную защиту социальных интересов населения. При этом, однако, стратегические цели и отдельные аспекты будущей политики конкретно не определялись. Предвыборная платформа СДС, наоборот, являлась программой действий. Ею предусматривалось утверждение в Болгарии рыночной экономики, демократического парламентаризма, правового государства, гарантирующего гражданские свободы. Тактические линии БСП и СДС в проведении избирательной кампании также существенно различались. Первая демонстрировала умеренность и терпимость, воздерживаясь от резких нападок на оппозицию, тогда так второй действовал агрессивно-наступательно.
В результате выборов из 400 мест в Великом народном собрании БСП получила 211, СДС – 144, БЗНС – 16. Кроме того, 23 депутата прошли от временно зарегистрированного Движения за права и свободы (ДПС), выражавшего интересы мусульманского, прежде всего турецкого, населения Болгарии. Процесс регистрации ДПС завершился лишь в 1992 г., когда Конституционный суд признал, что эта организация действительно не построена на расовой, религиозной или этнической основе, как того требует закон.
Оппозиция, не желая признать поражения, немедленно перешла в наступление. Лидер СДС Желю Желев охарактеризовал выборы как „свободные, но не честные“. 12 июня 1990 г. студенты высших учебных заведений Софии объявили трехдневную „оккупационную“ забастовку в ректорате Софийского университета, требуя предать гласности факты манипуляций и фальсификаций при проведении выборов, а также разбили в центре столицы палаточный городок, названный „городом истины“.
Главный свой удар оппозиция направила на исполняющего функции президента Петра Младенова. Он был обвинен в подстрекательстве в декабре 1989 г. к применению силы против демонстрантов. Попытки П. Младенова оправдаться ни к чему не привели. В июле 1990 г. он оставил пост президента страны, и Великое народное собрание избрало главой государства Ж. Желева. Таким образом, СДС, используя приемы плебисцитной демократии, удалось компенсировать свое поражение на парламентских выборах.
Однако напряжение в обществе, источником которого являлось противостояние между противниками БСП и ее сторонниками, не ослабевало.
Осенью 1990 г. на первый план вышли экономические проблемы. За первое полугодие 1990 г. объем производства сократился на 10% по сравнению с 1989 г., инфляция достигла 108%, значительно возросла безработица. В сентябре была введена карточная система распределения основных продуктов питания. Негативно на положении страны отразился кризис в Персидском заливе. Следуя решениям ООН, Болгария приостановила отношения с Ираком и в результате в 1990 г. недополучила 600 тыс. тонн нефти. В марте 1990 г. Болгария прекратила выплату своего внешнего долга, а в июне и процентов по нему. В то же самое время разработанный правительством А. Луканова при содействии специалистов из США и Международного валютного фонда проект программы реформ не был принят ни СДС, ни БЗНС. В сентябре 1990 г. премьер-министр А. Луканов признал, что страна находится на грани экономической катастрофы.
В ноябре 1990 г. СДС выступил с предложением в Великом народном собрании выразить вотум недоверия кабинету А. Луканова. Не получив поддержки, фракция СДС покинула парламент. После этого в борьбу вступил профсоюз „Подкрепа“. Им была объявлена всеобщая забастовка. 29 ноября А. Луканов вынужден был подать в отставку.
БСП в целях нормализации обстановки в стране пошла на взаимодействие с СДС в рамках коалиционного правительства, которое возглавил беспартийный Димитр Попов. Оппозиция получила четыре наиболее важных с точки зрения формирования экономической политики портфеля.
В итоге сложился паритет сил между БСП и СДС. Данное равновесие определило компромиссный характер принятой в июле 1991 г. новой конституции. Болгария, согласно конституции 1991 г., является парламентской республикой, базирующейся на таких основных принципах как гарантия прав и свобод граждан, социально-политический плюрализм и рыночная экономика. БСП не устраивало отсутствие в основном законе формулировки, определяющей Болгарию как „социальное“ государство, а СДС — недостаточный объем полномочий президента.
Утвердив конституцию, Великое народное собрание выполнило свое предназначение. Парламентские и местные выборы были назначены на осень 1991 г.
В феврале 1991 г. Болгария приступила к проведению рда реформ в сфере экономики. Они основывались на теории рыночного хозяйства с ее главными принципами — многообразием форм собственности, свободой предпринимательской деятельности, демонополизацией и свободной конкуренцией.
Правительство подготовило законопроекты, предусматривавшие „деколлективизацию“ сельского хозяйства и приватизацию мелких предприятий. Оно отказалось от контроля за ценами, доходами и валютными курсами, изменило условия кредитования на рыночные. Но поскольку у предприятий не было времени для основательной подготовки к новым условиям хозяйственной деятельности, принятые меры имели для них шоковые последствия.
Предпринятые кабинетом Д. Попова шаги обеспечили ему поддержку со стороны Евросоюза, предоставившего стране помощь в размере 13 млн. долларов на дальнейшее проведение реформ.
В октябре 1991 г. состоялись парламентские выборы. В них приняло участие 38 партий. Но только три из них сумели преодолеть 4% избирательный порог и провести своих депутатов в Народное собрание: СДС – 110, БСП – 106 и ДПС – 24.
В ноябре 1991 г. было образовано правительство СДС во главе с Филиппом Димитровым. При сложившемся соотношении сил в парламенте оно могло функционировать только опираясь на поддержку фракции ДПС. В январе 1992 г. в стране прошли президентские выборы, победу на которых одержал Ж. Желев.
Несмотря на то, что власть в стране сконцентрировалась в руках СДС, политической стабилизации достичь не удалось. В основном это было связано с начатой правительством кампанией по „декоммунизации“. Из государственного аппарата и других управленческих структур удалялись бывшие партийные функционеры и сотрудники госбезопасности. В ноябре 1992 г. группа депутатов от СДС внесла в парламент законопроект о запрете БСП, но он не был принят.
Наиболее острым оказался вопрос о сотрудничестве общественных и политических деятелей с органами госбезопасности. Под ударом оказались не только функционеры БСП, но и СДС, а также ДПС.
Сложившаяся ситуация потребовала вмешательства президента страны, который осудил применявшиеся правительством методы „декоммунизации“. Кабинет СДС Ф. Димитрова был сменен так называемым „служебным“ правительством, которое возглавил бывший советник президента Ж. Желева, профессор Любен Беров.
Кабинет „экспертов“ Л. Берова продолжил начинания правительства Ф. Димитрова, успевшего провести через парламент законы о приватизации, частных национальных и иностранных капиталовложениях, возвращении конфискованной в 1947-1962 гг. собственности ее бывшим владельцам. В 1993 г. была утверждена принципиальная схема „массовой“ приватизации, к осуществлению которой намечалось приступить в первой половине 1994 г.
Ход и темпы приватизации вызвали множество нареканий. Особое недовольство вызывал факт передачи доходных предприятий в собственность представителей бывшей номенклатуры, что создало предпосылки для последовавшего обособления так называемой экономической элиты в отдельную группу.
В то же время анархия в сфере экономики и связанная с ней организованная преступность значительно усилились. Необходимость присоединения Болгарии к санкциям ООН по отношению к Сербии и Черногории только способствовала росту трудностей.
Экономические трудности, больно ударившие по основной массе населения, особенно остро ощущались на фоне незначительной, но весьма заметной группы нуворишей. В стране складывалась взрывоопасная ситуация, разрядить которую помогли досрочные парламентские выборы в декабре 1994 г.
В обстановке широкого распространения ностальгических настроений по стабильности времен социализма и веры в возможность осуществления плавного реформирования победа возглавлявшейся БСП коалиции ни для кого не стала неожиданностью. Левые получили 43,5% голосов, а СДС —почти в два раза меньше.
Голосуя за БСП, избиратели ожидали главным образом: снижения цен на основные продукты питания, сокращения коммунальных платежей, нормализации отношений с Россией, которая должна была по всеобщему убеждению облегчить доступ традиционных болгарских экспортных товаров на российский рынок и помочь решению топливно-энергетических проблем Болгарии. Жизнь развеяла эти надежды. В результате некомпетентных действий в области финансов правительства БСП, возглавляемого Ж. Виденовым, произошел обвал национальной валюты, возникла гиперинфляция, резко снизился уровень жизни населения.
Затянувшийся экономический кризис имел своими последствиями не только разочарование в способности БСП эффективно управлять страной, но, прежде всего, развеивание иллюзий относительно возможности безболезненного перехода к рыночной экономике.
Новое колебание настроений избирателей выявили президентские выборы в ноябре 1996 г. Большинство голосов избирателей получил Петр Стоянов, представитель коалиции СДС, Народного союза (БЗНС и Демократической партии), ДПС, названной Объединенными демократическими силами (ОДС).
Воодушевленные успехом сторонники ОДС, выступавшие за радикальные перемены, выдвинули требования отставки правительства Ж. Виденова и проведения досрочных парламентских выборов. По стране прошли митинги и забастовки. БСП пыталась различными мерами удержать свои позиции, однако, в конечном итоге, вынуждена была уступить. На период до выборов П. Стоянов назначил „служебное“ правительство. Неудачи 1995-1996 гг. предопределили поражение БСП на парламентских выборах в апреле 1997 г.
Победившая на выборах коалиция Объединенных демократических сил, головной силой которой являлся СДС, взяла курс на углубление реформ. Основными элементами экономической политики правительства ОДС во главе с Иваном Костовым стали оздоровление финансов и масштабная приватизация.
Инструменом, дисциплинирующим финансово-кредитную форму управления экономикой, стал введенный в 1997 г. валютный борд. Были установлены твердый курс национальной валюты по отношению сначала к немецкой марке (1000 левов = 1 марка), а с 1999 г. — к евро (1,95 лева = 1 евро), соотношение между валютными резервами и денежной массой, а также жестко ограничены государственные расходы.
Введение валютного борда благоприятно отразилось на развитии экономики. Удалось значительно снизить уровень инфляции, которая до 1997 г. формировалась за счет не только свободного ценообразования, но и манипуляции валютными курсами, сократить дефицит бюджета, достичь экономического роста: в 1998—2002 гг. среднегодовой рост ВВП составил 4,1% против –4,6% в 1990—1997 гг.
Правительство И. Костова завершило в целом начавшийся в 1990 г. процесс приватизации: к середине 2000 г. было приватизировано более половины активов государственной собственности, в том числе 82,2% промышленных предприятий, доля частного сектора в создании ВВП в 2000 г. составила приблизительно 70%.
Происшедшие в стране перемены позволили в октябре 2002 г. Европейской Комиссии констатировать, что в Болгарии налицо „функционирующая рыночная экономика“.
И. Костов стал первым премьер-министром после 1989 г., который сумел полностью реализовать свой мандат. Но это объяснялось не столько общественной поддержкой правительственных начинаний, сколько отсутствием какой-либо альтернативы. Кабинет И. Костова постоянно сотрясали разоблачения, связанные с коррупцией. В декабре 1999 г. И. Костов вынужден был реконструировать правительство, сменив 10 наиболее одиозных министров. В сентябре 2000 г. сам премьер попал под удар, поскольку в центре разразившегося скандала оказался возглавлявшийся его женой фонд „Будущее Болгарии“, который, в частности, финансировался российскими предпринимателями.
Неприятие власти выражалось в характеристике сложившихся экономических отношений как „мафиозного капитализма“, в объяснении появления класса имущих как результата искажений в ходе приватизации госсобственности, как следствия получивших широкий размах теневого предпринимательства, контрабанды, организованной преступности и т.д.
Необычайно сильное социальное расслоение, доминирование бедности, когда, например, оплата только за отопление двухкомнатной квартиры привышала среднюю пенсию, не позволяли достичь общественного согласия. Болгары большн не хотели верить ни БСП, ни СДС, десять лет управлявших страной по очереди.
В этой обстановке в 2001 г. для участия в очередных парламентских выборах вернулся Симеон Сакскобургготский, вынужденно покинувший родину в 1946 г. И сделал он это не как монарх, а как обычный гражданин Болгарии.
В глазах многих избирателей Симеон Сакскобургготский олицетворял собой успешного западного бизнесмена, богатого и честного, а значит чуждого коррупции, с широкими международными связями. То есть он представлялся антиподом сложившегося стереотипа болгарского предпринимателя и политика, думающих только о собственной выгоде и наживе, а не о всеобщем благе.
Предвыборные обещания сформированной Симеоном Сакскобургготским партии „Национальное движение Симеон Второй“ (НДСВ) имели социальную направленность. НДСВ выступало под лозунгами улучшения жизненных стандартов и оздоровления экономики за 800 дней, борьбы с коррупцией, организованной преступностью, утверждения толерантности в политике.
В июне 2001 г. НДСВ одержало победу на парламентских выборах. На последовавших за парламентскими президентских выборах НДСВ не стало выдвигать своего кандидата. При общей низкой активности избирателей в ноябре 2001 г. президентом страны был избран представитель БСП Георгий Пырванов. Таким образом было восстановлено нарушенное событиями 1995—1996 гг. равновесие сил между БСП и СДС, но уже при лидерстве НДСВ.
С тем, чтобы обеспечить себе абсолютную поддержку парламента НДСВ вступило в коалицию с ДПС. Однако Симеон Сакскобургготский, в соответствии с предвыборными обещаниями, сформировал свой кабинет, основываясь на принципе компетентности, профессионализма, а не партийности. По этой причине в правительство оказались включенными и деятели БСП.
Во время нахождения кабинета Симеона Сакскобургготского у властив основном были реализованы приоритетные задачи внешней политики – в марте 2004 г. страна вступила в НАТО, а в апреле 2005 г. президент Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский подписали договор о присоединении Болгарии к ЕС.
Во внутренней жизни произошла стабилизация экономического роста, возрос кредитный рейтинг страны, снизились инфляция и безработица. Однако правительство Симеона Сакскобургготского кончно же не смогло уберечь общество от ряда тяжелых последствий трансформации, особенно в социальной области. И это отразилось на результатах парламентских выборов 2005 г.
На них после десятилетнего перерыва успех сопутствовал Болгарской социалистической партии, выступившей в блоке „Коалиция во имя Болгарии“ с другими партиями левого толка (Болгарской социал-демократической партией, Политическим движением социал-демократов и др.).
Не обладая большинством в Народном собрании, „Коалиция во имя Болгарии“ (82 места в парламенте) обратилась за поддержкой к НДСВ (53 места) и ДПС (34 места). Если ДПС сразу присоединилось к коалиции, то НДСВ первоначально отказалось.
При такой расстановке сил в конце июля 2005 г. Народное собрание перевесом в один голос утвердило на пост премьер-министра лидера БСП, выпускника исторического факультета МГУ Сергея Станишева (1966 г. р.), но не одобрило предложенный им состав правительства. Только после того, как С. Станишеву удалось добиться от НДСВ согласия на партнерское сотрудничество, в августе 2005 г. приступил к исполнению своих обязанностей кабинет, составленный из представителей „Коалиции во имя Болгарии“, НДСВ и ДПС.
Кредо своей политики премьер-министр С. Станишев сформулировал следующим образом: евроинтеграция, экономический рост, социальная ответственность.
Опыт функционирования политической сцены Болгарии после падения «реального социализма», свидетельствует, что главными его направлениями были становление многопартийной системы, правового государства и гражданского общества.
Начало трансформации существовавшей до 1989 г. формально двухпартийной, а реально однопартийной системы, сопровождалось образованием огромного числа (более 200) партий, союзов и движений.
Ведущими силами в оформлявшейся многопартийной системе в 1989-2001 гг. выступали Болгарская социалистическая партия (БСП) и Союз демократических сил (СДС), сложившийся в 1989 г. как коалиционный блок сил антикоммунистической оппозиции. БСП и СДС различали, главным образом, предлагавшиеся ими подходы к решению социально-экономических задач страны. Что же касается политических лозунгов, то они практически были идентичными.
Особняком среди возникших партий стояло Движение за права и свободы (ДПС). Движение возникло в начале 1990 г. как организация, выражающая интересы мусульманского, прежде всего турецкого населения Болгарии. Но официально ДПС выступало как общегражданское движение, не отдающее каких-либо предпочтений ни одной из наций или конфессий. Только таким образом ДПС добилось в 1992 г. признания Конституционным судом как легитимной партии. Дело в том, что болгарское законодательство запрещает создание политических партий на этнической, расовой или религиозной основе.
ДПС в политической жизни Болгарии представляло собой партию своеобразного „конформистского“ типа, вступавшую в коалиции с теми силами, которые находились у власти.
Фактически, сложившаяся в Болгарии в 1989—2001 гг. партийная система функционировала как система биполярного плюрализма.
Взаимоотношения двух полюсов партийной системы — БСП и СДС — отличало отсутствие толерантности, неотъемлемой составляющей плюрализма. Причем острота конфронтации со временем все более отвращала от них избирателей.
В 2001 г. в Болгарии появилась новая партия „Национальное движение Симеон Второй“. То, что движение было названо именем его лидера выказывает природу большинства болгарских партий, строящихся на основе лидерства.
Идейный облик НДСВ определял его лозунг необходимости утверждения новой морали в политике с ее основными принципами – открытостью и терпимостью.
НДСВ утвердило себя в качестве третьего центра в партийной системе, создав тем самым предпосылки для трансформации биполярной системы в систему многополярного плюрализма.
Поставив задачу создания правового государства, Болгария, как и другие страны с переходной экономикой, столкнулась с проблемой ослабления государства, его неспособностью выполнять элементарные функции, обеспечивать соблюдение общественного порядка и установленных правил. Но постепенно определяющей тенденцией стало усиление государства с одновременным утверждением таких принципов его деятельности, как прозрачность и легитимность. С данной тенденцией связаны и попытки создания компетентной, ответственной, эффективной и некоррумпированной государственной администрации.