Сентябрьское восстание 1923 г.

Полагая, что государственный переворот создал кризис влас­ти, ЦК БКП (т. с.) в начале августа 1923 г. утвердил курс на вооруженное восстание с целью установления атасти рабоче-кре­стьянского правительства.

Полиция, для которой эти планы не были секретом, в каче­стве превентивной меры 12 сентября 1923 г. арестовала около 2 тыс. коммунистов. Это вызвало спонтанные действия партийного ко­митета с, Мыглиж Старозагорского округа, попытавшегося взять масть в свои руки. Другие организации БКП (т. с.) дожидались решения Центрального Комитета. Мнения членов последнего раз­делились: одни (В. Коларов, выступавший в качестве представителя Коминтерна, и Г. Димитров) настаивали на незамедлитель­ном начале вооруженной борьбы против правительства А. Цанкова, другие (Т. Луканов) выступали за подготовку к предстоявшим парламентским выборам. Не дожидаясь утверждения Централь­ным Комитетом даты восстания, за которое высказалось боль­шинство, В. Коларов разослал специальные инструкции партий­ным организациям, призвав их выступить 22 сентября. Между тем в ночь с 19 на 20 сентября партийный комитет Старозагорского округа поднял на борьбу коммунистов всех его четырех околий. Но они не смогли продержаться даже до 22 сентября, когда раз­вернулись активные действия в других округах.

Восстание охватило главным образом села Северо Западной Болгарии (Врачанского и Видинского округов). 27 сентября 1923 г. решение об оказании помощи повстанцам приняло Политбюро ЦК РКП (б). Это произошло в тот момент, когда правительственные войска вошли в г. Фердинанд (Михайдовград), где находился Глав­ный революционный комитет в составе В. Коларова, Г.Димитрова и Г Генова. К 29 сентября практически не осталось ни одного очага сопротивления. Многие участники восстания, включая его руково­дителей, спаслись, перейдя болгаро-сербскую границу, чему влас­ти Королевства СХС препятствий не чинили. Число погибших со­ставило, по данным компартии, около 5 тыс. чел. На основании при­нятого в начале 1924 г. Закона о защите государства БКП (т. с.) и другие учрежденные ею организации были запрещены.

Борьба БКП(т. с.) против правительства А. Майкова. 1923-1925 гт.

Снять в стране напряженность призваны были проведенные 18 ноября 1923 г. парламентские выборы. Победу на них одержала коалиция Демократического сговора и БРСДП (о) Она получила в Народном собрании 200 мест, тогда как Национал-либераль­ная партия — 8, БКП (т. с.) и БЗНС — соответственно 8 и 29.

Возврат к конституционным формам правления, тем не ме­нее, не был способен обеспечить нормализацию внутриполити­ческой обстановки. Одним из основных дестабилизирующих фак­торов оставалась направленная на организацию нового вооружен­ною восстания деятельность БКП (т. с), которая проводилась под руководством и при поддержке Исполнительного комитета Ко­минтерна (ИККИ).

Оптимистические прогнозы руководства болгарских комму­нистов и ИККИпо поводу перспектив взятия атасти базирова­лись на фактах политической жизни Болгарии, подтверждавших их вывод о неустойчивости режима. Так, в начале 1924 г. распалась Коалиция Демократического сговора и БРСДП (о). Последняя,

Сентябрьское восстание 1923 г. - student2.ru Сентябрьское восстание 1923 г. - student2.ru Сентябрьское восстание 1923 г. - student2.ru поскольку не было удовлетворено ее требование о предоставле­нии в действовавшем кабинете министров дополнительных порт­фелей, отозвала своего представителя из правительства и заяви­ла о переходе в оппозицию. Вскоре кабинет А. I (анкона фактичес­ки потерял в качестве союзника Внутреннюю Македонскую революционную организацию. Возникший между ними конфликт был связан с попыткой правительства ограничить деятельность организации по причинам прежде всего внешнеполитического характера. В марте 1924 г. многие функционеры ВМРО подверг­лись арестам. В ответ на это ЦК ВМРО выступил с протестом. Более того, в ходе переговоров в Вене с представителями СССР о возможном сотрудничестве ЦК ВМРО взял на себя обязатель­ство «усилить самым решительным образом борьбу как против сербского, греческого, так и против болгарского правительств», что было зафиксировано в специальной декларации от 29 апреля 1924 г. К тому же сам Демократический сговор столкнулся с ря­дом трудноразрешимых внутренних проблем. В феврале 1924 г. из него вышла часть членов Радикально-демократической партии во главе с С. Костурковым.

Тем не менее констатации об обострении в Болгарии «рево­люционного кризиса» не соответствовали действительности, ибо в стране были налицо все признаки стабилизации положения.

Правительство А. Цанкова инициировало принятие в 1924 г. закона о социальном обеспечении, а в 1925 г. закона о занятости. Данными законами предусматривалось создание специальных фондов для обеспечения при несчастных случаях, болезни, ма­теринстве, инвалидности и старости, а также для помощи безра­ботным. Появление фондов представляло собой важный шаг в формировании системы социальной зашиты.

Польем в экономике, предпринимавшиеся правительством меры в социальной области способствовали повышению уровня жизни населения. Индекс реальных доходов, принятый за 100 для 1908-1912 гг., в 1921 г. равнялся 81, а в 1925 г. — 118. Это, безусловно, не могло не сказаться на общественных настроениях в стране.

Однако руководство БКП (т. с.) и ИККИ игнорировали дан­ные, свидетельствовавшие о нормализации ситуации в стране. Продолжала активно осуществляться техническая подготовка нового восстания, которой занималась Военная организация партии. Ей удалось с советской помощью наладить доставку ору­жия из Севастополя, Вены и Стамбула, создать широкую разве­дывательную есть, способную обеспечить получение секретной информации из кабинета министров Болгарии, МВД и военного министерства, сформировать боевые группы и т.д. Наличие пря­мых контактов с Москвой позволяло ответственным работникам Военной организации действовать независимо.

Осенью 1924 г. Военная организация и образованные ею четы приступили к осущест&тению дивсрсионно-террористической дея­тельности. Отсутствие вместе с тем каких-либо предпосылок для восстания заставило руководство БКП (т. с.) и ИККИ перенести его предполагаемые сроки на весну 1925 г. (считалось, что на Балка-пах вооруженные действия возможны только осенью или весной). В марте 1925 г. проблемы «четничества и вооруженного восстания» в Болгарии были рассмотрены Комиссией ЦК РКП (б) и ИККИ по балканским вопросам. В результате Президиум ИККИ, приняв спе­циальную резолюцию по болгарскому вопросу, рекомендовал бол­гарским коммунистам переориентироваться на «защиту насущных интересов трудящихся». Однако это решение явно запоздаю.

В апреле 1925 г. Военная организация БКП (т. с.) совершила ряд террористических актов. В один день, 13 апреля, состоялось два покушения: на царя Бориса и генерала Косгу Георгиева, одно­го из создателей Военного союза. Если парю удалось избежать гибели, то К. Георгиев был убит. 16 апреля 1925 г. во время его отпевания в соборе «Св. Неделя» в Софии Военная организация БКП (т. с.) произвела взрыв. Данные относительно общего числа жертв весьма противоречивы. Предположительно число погиб­ших составило около 160 человек.

Правительство на террор ответило террором. За короткий пе­риод было арестовано приблизительно 13 тыс. человек. Трое из схваченных организаторов взрыва в соборе «Св. Неделя» были публично повешены. Среди казненных без суда и следствия ока­зались не только члены БКП (т. с).

В ответ Коминтерн и подчиненные ему коммунистические партии развернули широкую международную кампанию против «белого террора» в Бол1арии, к которой, в частности, были под­ключены А. Барбюс, Р. Роллан, Б. Шоу и другие представители мировой интеллектуальной элиты, чей голос пользовался непрере­каемым авторитетом. Будучи дискредитированным, правительство утратило шансы на получение займов, в которых нуждалась стра­на, а с ними и шансы на дальнейшее существование. Попытки А. Цанкова удержаться у масти, добившись роспуска парламента как недееспособного, ни к чему не привези. Собираемый исключи­тельно в чрезвычайных случаях 0)вет старейшин Народного собра­ния вынес в декабре 1925 г. вотум недоверия кабинету А. Цанкова.

Наши рекомендации