Влалайское (солдатское) восстание. Салоникское перемирие
Хотя на других участках Салоннкского фронта болгарские части продолжали удерживать свои позиции, солдаты из района прорыва, полные решимости выместить на монархе и правительстве накопившуюся ярость, стекались в Восточную Македонию. Оттуда они двигались в направлении г. Кюстендила, где располагалась штаб-квартира действующей армии. С 24 на 25 сентября 1918 г. солдаты под руководством члена БРСДП (т. с.) подпоручика И. Димитрова заняли ее. Так подавлявшееся длительное время брожение в войсках переросло в неконтролируемый солдатский бунт.
25 сентября 1918 г. премьер-министр А. Малинов сообщил царю Фердинанду; «Правительство вынуждено с глубоким сожалением констатировать, что война проиграна». Было решено просить командование войск Антанты о перемирии. Наряду с этим кабинет Л. Малинова начал предпринимать шаги по организации обороны столицы. Он также выпустил из тюрьмы арестованных в 1915 г. за антивоенную пропаганду лидеров БЗНС А. Стамболий-ского (1879— 1923J и Р. Даскалова с тем, чтобы они, используя свой авторитет, убедили повстанцев вернуться на боевые позиции. По выходу из тюрьмы А. Стамболинекнй отправился в г. Кюс-тендил, а Р. Даскалов — в г. Раломир, где находился солдатский комитет, начавший координировать действия повстанцев. Прибыв в Раломир, Р. Даскалов отказался от вохтоженной на пего миссии и встал на сторону повстанцев. Выступая 27 сентября 1918 г. перед собравшимися солдатами, он провозгласи;! установление в Болгарии республики. Ее президентом был объя&тен А. Стамболийский, а сам Р. Даскалов — главнокомандующим. В принятых повстанцами документах содержались главным образом требования прекращения войны, наказания виновников вовлечения в нее Болгарии и проведения социальных реформ. Таким образом, вмешательство Р. Даскалова во многом способствовало трансформации стихийною бунта в целенапраатенную борьбу, в первую очередь за свержение монархии и выход Болгарии из войны Руководимые Р. Дас-каловым солдаты в организованном порядке направились к столице. 29 и 30 сентября они предприняли попытки захватить Софию, что при отсутствии артиллерии, должной согласованности в действиях и т.д. оказалось невозможным. 30 сентября в контрнаступление перешли правительственные части, действуя совместно с присланными им на помощь германскими военными подразделениями. В тот же день повстанцы были разбиты у села Владая. 2 октября пал Радомир. При подавлении восстания погибло более 3 тыс. человек. Между тем страны Антанты, опасаясь повторения в Болгарии российских событий, согласились принять ее просьбу о перемирии. 29 сентября 1918 г. в Салониках было подписано соглашение, предусматривавшее прекращение военных действий, вывод болгарских войск с занятых ими территорий, демобилизацию армии, за исключением незначительных пограничных подразделений, оккупацию наиболее важных стратегических пунктов страны частями Антанты, а таюке использование ее портов.
Между войной и миром
Необходимость добиться смягчения позиции стран Антанты в отношении Болгарии при выработке условий мирного договора, а также восстановить подорванный авторитет монархии, заставила Фердинанда Сакс-Кобург-Готского отречься от престола в пользу своего сына Бориса (1894-1943). Вечером 3 октября 1918 г. Фердинанд, правивший Болгарией более тридцати лет, навсегда покинул страну.
Обеспечить «стабилизацию государственно-конституционного строя» призвана была программа премьер-министра А. Малинова. Руководствуясь выраженной в программе идеей «общественной солидарности», А. Маликов привлек к формированию в октябре 1918 г. нового кабинета Радикальную и Народную партии, БЗНС, а также Болгарскую рабочую социал-демократическую партию (объединенную). Однако кабинет так называемой широкой коалиции продержался немногим более месяца. Не добившись решения в пользу Болгарии вопроса относительно Южной Добруджи, которая была возвращена Румынии, А. Маликов ушел в отставку.
Сменивший его на посту премьер-министра лидер Народной партии Т. Теодоров придерживался принципа преемственности в политике, Он расширил правительственную коалицию за счет привлечения к управлению страной Прогрессивно-либеральной партии.
Эффективность предпринимавшихся правительством Т. Тео-дорова мер снижалась неизвестностью, связанной с ожиданием мирного договора, и преобладавшим в общественных настроениях недовольством существовавшей политической системой. В свою очередь это придавало большую уверенность БЗНС и БРСДП (т. с), ставившим вопрос о завоевании власти. Готовность Земледельческого союза как одной из наиболее массовых (около 77,3 тыс. членов) и влиятельных политических организаций стать руководящей силой в национальном масштабе нашла выражение в новой программе партии, принятой в 1919 г. ее XV съездом. В то же время XXII съезд БРСДП (т. с), провозглашенный первым съездом Болгарской коммунистической партии (тесных социалистов), выдвинул требование установления диктатуры пролетариата посредством вооруженного восстания.
Лидеры БЗНС рассматривали участие партии в правящей коалиции в качестве необходимого шага для взятия всей полноты государственной власти в свои руки. В мае 1919 г. А. Стамболийский, вошедший в кабинет Т. Теодорова после объявления в декабре 1918 г. амнистии политическим заключенным, попытался добиться увеличения представительства Союза в правительстве. Для этого он использовал кризис, вызванный отставкой министров от БЗНС и БРСДП (о). Однако в сформированном в мае 1919 г. втором кабинете Т. Теодорова Союзу дополнительные портфели не были предоставлены.
Компартия использовала иную тактику для реализации выдвинутых ее первым съездом задач. Она сконцентрировала свои усилия на овладении стачечным движением как основной формой выражения недовольства трудящихся и их борьбы за социальные права (в состоявшихся в 1919 г. 135 стачках приняло участие более 76 тыс. чел), пытаясь придать ему характер антиправительственных выступлений.
При таком давлении, оказываемом на правительство изнутри и извне, оно смогло продержаться только пять месяцев. Судьбу второго кабинета Т. Теодорова решили проведенные им досрочно в августе 1919 г. парламентские выборы. На них победу одержал БЗНС. Он получил в Народном собрании 85 мест, тогда как БКП (т. с.) — 47, БРСДП (о) — 38, Демократическая партия — 28, Народная — 19 и Прогрессивно-либеральная — 8. Составить новый кабинет министров парь Борис IIIпоручил А. Стамболннскому. Поскольку БЗНС не обладал в парламенте абсолютным большинством, то А. Стамболийский обратился к БРСДП (о), Радикальной партии и БКП (т. с.) с предложением создать коалиционное правительство. Их отказ заставил лидера БЗНС вступить в переговоры с партиями другого лагеря — Народной и Прогрессивно-либеральной. В результате новый кабинет был сформирован 6 октября 1919 г. из представителей БЗНС, Народной и Прогрессивно-либеральной партий. Именно на его долю выпало подписание мирного договора.
Нейиский мирный договор
Делегация Болгарии получила подготоапенный проект договора 19 сентября 1919 г. Для его рассмотрения болгарской стороне первоначально было отведено 25 дней, но ей удаюсь добиться продления данного срока до двух месяцев. За это время она различными способами и ар|уч(ентами пыталась убедить державы-победительницы в необходимости смягчения условий договора, но безуспешно. 13 ноября ,919 г. болгарская делегация заявила, что принимает условия договора, хотя считает его несправедливым. Однако возглавлявший делегацию Т. Теодоров отказался подписать договор и это вынужден был сделать занимавший пост премьер-министра А. Стамболийский. Подписанный 27 ноября 19«9 г. договор между державами Антанты и Болгарией в местечке Нсйи, расположенном в окрестностях Парижа, стал составной частью так называемой Версальской системы мирных договоров. В соответствии с Нейиским договором, вступившим в силу 9 ашуста 1920 г., Болгария лишилась гарантированных ей Константинопольским договором 1913 г. территорий в Западной Фракии, получив взамен право на «экономический выход» к Эгейскому морю. Западная Фракия по Севрскому (1920 г.) и Лозаннскому (1923 г.) мирным договорам перешла к Греции. При этом проживавшему на данной территории населению предоставлялась возможность добровольно решить вопрос относительно гражданства (болгарского или греческого). Был пересмотрен и ряд положений Бухарестского мирного договора (1913 г.). В Королевство СХС
вошли г. Струмина с прилегавшими к нему территориями, города Босилсград и Цариброд, некоторые села Кульского округа. Южная Добруджа оставалась в границах Румынии. Репарационные обязательства Болгарии были определены в размере 2250 млн золотых франков с выплатой их в течение 37 лет, а также приблизительно 70 тыс. голов скота и 250 тыс. тонн каменного угля. Ее вооруженные силы ограничивались уровнем в 20 тыс. человек.
Условия Нейискою договора болгарская общественность восприняла как вторую «национальную катастрофу».
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕв 20—30-е годы
В 1919-1939 гг. территория Болгарии составляла 103 142 кв. км, в 1940 г. за счет присоединения Южной Добруджи она расширилась до 110 842 кв. км. Численность населения в 1920 г. достигала 4847 тыс., в 1939 г. — 6272 тыс, в 1940 г. — 6676 тыс. чел. Большая его часть проживала в селах: r 1920 г. — 81,1%, в 1936 г. — 78,6%.
Основной отраслью экономики Болгарии в межвоенный период являлось сельское хозяйство. В 1924 г. ему удалось достичь показателей 1912 г. Сельскохозяйственная продукция, остававшаяся главной статьей экспорта, обеспечивала более 2/3 национального дохода.
Для состояния аграрного сектора 20—30-х гг. была характерна его переориентация с производства зерновых культур на производство технических (табака, хлопка, сахарной свеклы и др.). При этом других каких-либо значительных перемен в указанные годы не произошло. По-прежнему преобладала мелкая собственность на землю. Причем в условиях нараставшего аграрного перенаселения она имела тенденцию к увеличению. Так, с 1926 по 1934 г. доля земельных участков размером от 2 до 10 га возросла с 60,7 до 62,3%, а доля земельных участков размером более 30 га сократилась с 0,6 до 0,4%.
Париеллярность сельского хозяйства Болгарии предста&аяла собой основное препятствие на пути его модернизакии. В частности, несмотря на предпринимавшиеся государством усилия (закупку за границей сельскохозяйственных машин и их распространение среди крестьян на льготных условиях и т.д.), уровень технической оснащенности данной отрасли оставался весьма низким: в 1926 г. один трактор приходился на 8.5 тысяч сельских жителей.
Изменить существовавшее положение предполагалось, п частности, посредством политики стимулирования развития кооперации, основы которой заложило правительство А, Стамболийс-кого. Последнее выступило инициатором принятия ряда законов, призванных среди прочего подтолкнуть производителей к кооперированию.
В 1919 г. Народное собрание одобрило предложенный правительством закон о так называемом Консорциуме. Им предусматривалась передача до августа 1920 г. монополии на экспорт зерна и зернопродуктов специальному государственному институту (Консорциуму), который должен был их закупать по твердым ценам непосредственно у производителей и кооперативов. Планировалось из доходов Консорциума (90%) создать фонд поддержки развития сельского хозяйства и кооперативного движения. Компенсация возможных потерь возлагалась на государство.
Согласно утвержденному в 1920 г. закону о налоге на доходы акционерных обществ и объединений устанавливаемый размер налога на доходы акционерных обществ непроизводительной сферы достигал 25%, на доходы акционерных обществ производительной сферы — 20%, на доходы кооперации — 18%.
С целью реформирования системы кредитования кооперации правительство Л. Стамболийского внесло также поправки в закон о Болгарском земледельческом банке.
Основным из разработанных правительством законов являлся закон об аграрной реформе (трудовой собственности на землю), который удалось провести через Народное собрание п апреле 1921 I. По закону собственность на землю для непосредственно обрабатывавших ее должна была составлять не более 30 га на семью, а для необрабатывавших — не более 4 га на человека и 10 га на семью. Однако реализовать на практике аграрную реформу, построенную на принципах Э1илитарнзма, кабинет Л. Стам-болийского не смог: из намеченных к изъятию 225 тыс. га в фонд трудовой земельной собственности к июню 1923 г. поступило чуть более 35 тыс. га.
Неудачи, связанные с проведением аграрной реформы, во многом обусловливали также достаточно медленные темпы кооперирования. Поскольку для БЗНС развитие кооперативного движения являлось в первую очередь способом осуществления его политических целей, то руководство Союза помимо поощрительных мер решило использовать и принудительные. Оно обязало каждую местную партийную организацию («дружбу») создавать кооперативы, а каждого члена партии вступать в них. При этом было обращено внимание на необходимость развития кооперации преимущественно в тех сферах, где крупный капитал имел сильные позиции.
В 1928 г. в кооперативы входило приблизительно 199 тыс. чат, а в 1939 г. 341 тыс.
Промышленное производство в 20-е гг. развивалось поступательно За шесть лет, с 1923 по 1929 г., объем его продукции увеличился на 88%. Ведущими отраслями оставались пищевая и текстильная. Развитию промышленности способствовала проводившаяся до 1931 г. государственная протекционистская политика. Относительно крупные промышленные предприятия, количество которых в 1926 г. достигло 854, обладали правом беспошлинного ввоза необходимого оборудования, а также сырья из-за границы, налоговыми льготами и т.д.
Для 20-х гг. характерным являлось срашивание банковского капитала с промышленным. К 1924 г. вокруг ведущих банков Болгарии оформилось 10 финансовых групп, установивших, в частности, контроль над 50 предприятиями и 80 акционерными обществами.
Среди различных форм монополистических объединений, получивших развитие после первой мировой войны, особое место занимали картели и консорциумы. В 1920 г. был создан один из наиболее мощных картелей — «Объединение экспортеров и фабрикантов табака», в 1921 г. — картель сахарных фабрик, в 1924 г. — консорциум спиртовых фабрик и др.
Во второй половине 1929 г. в Болгарии начало сказываться воздействие мирового экономического кризиса. За полтора года
пены на сельскохозяйственную продукцию упали практически в два раза. В 1934 г. Болгария экспортировала продуктов сельскохозяйственного производства в количественном исчислении на 25% больше, чем в 1929 г , но в стоимостном выражении она получила по сравнению с тем же годом в 2,5 раза меньше. Вследствие падения цен на сельскохозяйственную продукцию задолженность крестьян государству, различным кредитным учреждениям и т.д. стала хронической. Если в 1929 г. она составляла 4 млрд левов, то в 1932 г. — 7,6 млрд левов. Снижение покупательной способности населения, около 80% которого было занято в сельскохозяйственном производстве, непосредственно отразилось на состоянии ряда отраслей промышленности, прежде всего пищевой. Объем промышленного производства уменьшился в 1930 г. по сравнению с 1929 г. на 15%, а в 1933 г. — на 35%. За исключением наиболее неблагоприятного 1930 г., в остальные годы численность занятых была на 3-7% ниже, чем в 1929 г. Затронув только определенные сферы промышленного производства, кризис обошел такие отрасли, как текстильная, каучуковая, целлюлозно бумажная, которые продолжали наращивать свои мощности. В целом он способствовал разрушению мелкотоварного производства и усилению его концентрации.
Экономическая жизнь Болгарии в 30-е гг. была отмечена: усилением регулирующей роли государства; свертыванием политики протекционизма, официально отмененной в 1936 г.; застоем в развитии монополистических объединений; переориентацией внешней торговли страны на Германию, доля экспорта которой с 1929 по 1934 1. возросла с 22% до 40%, а импорта — с 30% до 43%.
Несмотря на предпринимавшиеся в 20—30-е гг. усилия модернизировать Болгарию, она оставалась отсталой аграрной страной с преобладанием традиционного мелкотоварного производства и обремененной социальными проблемами.
ПРАВЛЕНИЕ АГРАРИСТОВ. 1919-1923 гг.