Югославия в системе международных отношений. 1950-е - конец 1980-х гг.
Успешная внешнеполитическая деятельность Югославии и невысокий авторитет как страны, внесшей большой вклад в разгром фашизма, способствовали установлению в начале 50-х гг. добрососедских отношений с основными государствами Запада. В 1954 г. были урегулированы отношения с Италией, в результате чего был мирно решен вопрос о г. Триесте и прилегающих к нему территориях. В 60-70-е годы СФРЮ удалось заключить договоры с развитыми странами Европы и Америки об улучшении социально-политического статуса югославян, нашедших себе работу в этих государствах. Существенное значение для нормализации советско-югославских отношений имели переговоры на высшем уровне 1955 г., которые завершились подписанием Белградской декларации, а также Московское заявление руководителей СССР и Югославии 1956 г. Торгово-экономическое сотрудничество строилось на долгосрочной основе. В 70 - 80-х гг. СССР занимал первое место в экспорте СФРЮ и второе место в ее внешнеторговом обороте. С 1964 г. СФРЮ являлась членом-наблюдателем СЭВ.
Советско-югославские отношения середины 50 - 80-х годов нельзя однозначно назвать позитивными. Югославия осудила акции СССР в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Афганистане в 1979 г. Последовательная в своей внешней политике Югославия была на стороне арабских стран в годы арабо-израильских конфликтов, осуждала политику США во Вьетнаме, Ливане и в отношении Кубы. Со всеми пограничными странами СФРЮ имела добрососедские отношения. Исключение составила Албания, которая поддерживала сепаратистские настроения албанцев в автономном крае Косово. Средства массовой информации этой страны открыто призывали к свержению существующего в Югославии государственно-политического строя. Пропаганда НРА в немалой степени способствовала волнениям в Косово в 1968 и 1981 гг.
Новые возможности для дипломатической активности Югославии создал начавшийся в 40-е годы распад колониальной системы и появление новых государств, которые искали свое место в разделенном на противостоящие военно-политические блоки мире. СФРЮ, стремившаяся поддерживать с ними хорошие отношения, использовала эту возможность для того, чтобы возглавить нарождающийся “третий мир”.
В середине 50-х - начале 60-х годов в югославских внешнеполитических документах все чаще начинает встречаться термин “неприсоединение”. В июле 1956 г. состоялись переговоры между И.Броз Тито и главами развивающихся стран - Индии и Египта, результатом которых стало подписание И.Тито, Д. Неру и Г. Насером так называемой Брионской декларации. В ней говорилось о неприсоединении этих трех стран к военным блокам противостоящих государств: стран - членов НАТО и стран Варшавского договора. В сентябре 1961 г. Белград стал местом проведения первой конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран Азии, Африки, Латинский Америки и Югославии.
В условиях “холодной войны” неприсоединение к военно-политическим блокам нашло положительный отклик среди развивающихся стран. Эта своего рода политика “равноудаленности” позволяла многим государствам, включая Югославию, извлекать дипломатические и материальные выгоды из своего положения, поддерживая, например, ту или иную внешнеполитическую акцию Москвы или Вашингтона. Политика неприсоединения нашла свое отражение в ряде конституционных документов и партийных съездов как основы внешнеполитического курса государства.
Югославия 60 - 70-х годов являлась лидером неприсоединившихся стран. В западной прессе о ней писали как о стране великой дипломатии, внешнеполитический вес которой во много раз превосходит ее экономический и военно-технический потенциал. В 1989 г. в Белграде прошла девятая и, как оказалось, последняя конференция глав государств и правительств стран “третьего мира” с участие СФРЮ. В конце 80-х годов Югославия поддерживала дипломатические и торговые отношения более чем со 100 странами мира.
В 90-е годы некогда составлявшие югославскую федерацию государства стали проводить новую внешнюю политику.
Культура Югославии
Просвещение, наука
Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. В первые послевоенные годы основные усилия были направлены на восстановление материальной основы образования, науки и культуры. Большое значение придавалось ликвидации неграмотности. Был издан закон о введении обязательного восьмилетнего образования. Широкий размах получило создание кружков по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, появившихся еще в годы народно-освободительной войны.
События 1948 г. и последующего десятилетия негативно отразились на проблемах образования и науки. Тысячи югославских граждан вынуждены были прервать обучение в СССР и странах народной демократии. Увеличение военных расходов (из-за опасения военной угрозы как с Востока, так и с Запада) также вело к сокращению ассигнований на развитие сферы науки и культуры.
Статистические данные 70-х годов говорят о заметном росте числа учащихся в школах и высших учебных заведениях (1,7 млн. в 1939 г. и 4 млн. в 1973 г.). Наряду с университетами Белграда, Загреба и Любляны открылись подобные центры в Сараево, Скопле, Титограде (ныне Подгорица), Нови Саде, Приштине, Нише, Крагуеваце, Тузле, Мостаре, Битоле, Мариборе, Осиеке, Сплите, Риеке, Бане Луке. В других городах стали открываться филиалы этих учебных заведений.
Большое распространение получила система народных университетов. В них обучались граждане, занятые на производстве. Однако проблема ликвидации неграмотности, особенно в отсталых регионах, так и не была решена.
По данным переписи 1971 г. 15 % жителей СФРЮ старше 10 лет было неграмотно. Наибольшее количество неграмотных (в основном женщины) приходилось на Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину.
Поставленные руководством Югославии социально-экономические задачи - создание индустрии, новых отраслей промышленности (включая и военную) - обусловили значительное развитие научно-исследовательской работы. Основными научными центрами СФРЮ были восемь академий (в каждой из шести республик и в двух автономных краях), университеты, отраслевые научные институты, научные общества и лаборатории. В 70-е годы свыше 8 тысяч научных сотрудников работали в 277 организациях. Приход к власти югославских коммунистов во во главе с И.Броз Тито сказался на сфере гуманитарных наук и культурной политики в целом. Обыденным явлением в прессе и в политологических работах стала критика культа личности Сталина. Все неудачи революционного движения в Югославии сводились к ошибкам Коминтерна. Подчеркивалась специфика югославского социалистического пути развития. Неприкосновенными оставались лишь основные положения марксизма-ленинизма и исторической роли Тито в развитии югославского революционного и народно-освободительного движения. Ученые и деятели культуры, не отрицавшие этих аксиом, могли продолжать научную и культурно-просветительскую работу. Однако общий контроль за развитием науки и культуры продолжал оставаться в руках партийно-государственых чиновников.
С помощью государства были созданы широкая сеть научных и публичных библиотек (около 13,5 тысяч), множество музеев, домов культуры, театров и кинотеатров. Относительная открытость СФРЮ в отношении стран Запада и Востока позволяла югославским гражданам быть в курсе достижений науки и культуры. Но тот же партийно-государственный аппарат строго следил за соблюдением “свободы творчества”. Упоминание, например, об обоюдной жестокости воюющих сторон в годы войны подвергалось критике. Запретной темой долгое время была судьба людей, попавших в тюрьмы и лагеря после 1948 года. Один из известных деятелей СКЮ М.Джилас за публикацию статей, в которых говорилось о появлении в Югославии “нового класса” (партийно-государственной номенклатуры), был снят со всех руководящих постов и подвергнут тюремному заключению.
К специфике развития культуры Югославии после 1948 года можно отнести и то, что соцреализм не стал господствующим направлением в области литературы, архитектуры и искусства. Явно не отвечали духу соцреализма романы М.Крлежи “Знамена” и “Мост на Дрине” И.Андрича, который был удостоен за это произведение Нобелевской премии в 1961 году.
В художественной литературе была весьма популярной военная тематика, связанная с периодом народно-освободительной борьбы. Эта тема нашла отражение в целом ряде художественных фильмов: “Козара”, “Сутьеска”, - получивших признание югославских и зарубежных зрителей. Международной известности и многих почетных наград были удостоены загребские мультипликаторы во главе с Д.Вукотичем.
Весьма неординарными были пути развития изобразительного искусства. В живописи наряду с представителями реалистической (академической) школы было множество последователей различных направлений авангарда: абстракционизма, сюрреализма и так далее. Большой популярностью пользовались произведения художников-примитивистов, так называемой хлебинской школы. Название это связано с хорватским селом Хлебина, где начиналось творчество художника-самоучки крестьянина И.Генералича.
Оригинальные решения были присущи ряду архитектурных сооружений Югославии. Среди них выделяются архитектурно-строительные объекты в районе Нового Белграда, комплекс Союзного исполнительного вече, торгово-административный центр “Београджанка”, новые здания факультетов университетов Загреба и Сараево, Народной библиотеки в Белграде, театра “Ателье 212”, собора св. Саввы.
Из целого ряда талантливых скульпторов выделяются снискавшие мировую известность И.Мештрович и А.Августинчич. И. Мештрович во время войны вынужден был уехать за границу, но он неоднократно посещал свою родину, подарив ей большое число своих творений. Его последователь и ученик А.Августинчич создал ряд оригинальных скульптурных композиций, в том числе и памятник Советской Армии на Дунае.
В Югославии работало девять филармоний. Профессиональные хореографические ансамбли (хорватский “Ладо”, сербский “Коло”) с успехом гастролировали во многих зарубежных странах. Большой известностью пользовались “Летние игры” в Дубровнике - своеобразный красочный фестиваль музыкального и театрального искусства.
В СФРЮ действовали 57 театров, кроме того успешно развивалась художественная самодеятельность. Выдающиеся театральные режиссеры Б.Ступица и Б.Гавела были известны далеко за пределами страны.
Изменения в культурной жизни Югославии 80-х годов отразились прежде всего в историко-политической публицистике, в статьях по философии, социологии и в художественной литературе. Поднимались прежде запрещенные темы, велись бурные дискуссии по вопросам истории социалистического периода Югославии, по-разному оценивалась роль И.Броз Тито в истории народов. Споры на страницах периодических изданий в республиках становились все более жесткими, а взгляды сторонников и противников существования единого федеративного государства - непримиримыми.
Распад СФРЮ (1989-1991)
В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они надеялись, что, дав возможность различным силам открыто выразить свои цели, задачи и намерения, смогут ослабить остроту политического противостояния. Сначала в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться различные политические партии, которым после сорока лет единоличного правления СКЮ предстояло взять на себя часть ответственности за дальнейшую судьбу федерации. В подавляющем большинстве эти организации возникали на национальной основе, некоторые вели свою родословную от довоенных партий.
Так, в Сербии возникли Демократическая партия и Сербская радикальная партия, в Хорватии - Хорватская партия права и Хорватская крестьянская партия, в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ). Занялись своей реорганизацией и республиканские коммунистические партии. В Словении и Хорватии компартии фактически перешли на социал-демократические позиции и стали называться Союз коммунистов Словении - Партия демократического обновления и Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических перемен. Решение о трансформации в социал-демократическую партию принял и Союз коммунистов Боснии и Герцеговины. В Сербии после объединения республиканского Союза коммунистов с Социалистическим союзом трудового народа (организация, выросшая из послевоенного Народного фронта) была образована Социалистическая партия. А в Черногории еще два года в прежнем виде продолжал существовать республиканский Союз коммунистов.
В течение весны – осени 1990 г. в СФРЮ прошли первые многопартийные выборы. За исключением Сербии и Черногории, победу на них всюду одержали оппозиционные партии.
В конце 1990 г. на заседании Президиума СФРЮ было решено провести в начале 1991 г. переговоры представителей всех республик об изменении федеративного устройства страны. Параллельно с переговорами происходили двусторонние встречи республиканских делегаций. Но все эти шаги не дали результата, не удалось согласовать две концепции. Одну – сохранения и обновления федерации – выдвигали Сербия и Черногория. Другую концепцию – преобразования СФРЮ в конфедерацию – отстаивали Словения и Хорватия. Промежуточную позицию занимали Босния и Герцеговина, а также Македония. Впрочем, идея конфедеративного устройства (уже фактически существовавшего в стране) использовалась ее сторонниками главным образом лишь для того, чтобы замаскировать истинную цель – отделение от Югославии.
В апреле 1991 г. Словения оповестила, что в соответствии с результатами проведенного в республике плебисцита она намерена «стать самостоятельным, суверенным и независимым государством». Власти Хорватии также заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе суверенных государств, они предпримут шаги для выхода из Югославии.
В своей борьбе за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) практически оставалась в одиночестве. Действия ее руководства объяснялись тем, что, если другие народы Югославии при распаде федерации по существовавшим административным границам образовывали свои национальные государства, то сербы оказывались разделенным народом. Около трети всех сербов проживало за пределами своей республики, преимущественно в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. Сербия соглашалась на образование хорватами и словенцами собственных национальных государств лишь при условии признания за сербским народом аналогичного права и включения в ее состав всех территорий с преобладанием сербского населения. То есть, речь шла об отказе Белграда признать республиканские границы в качестве будущих государственных границ.
Таким образом, цели Сербии, с одной стороны, и Словакии с Хорватией, с другой, были противоположными. Никто из них не собирался идти на компромисс, в политике и средствах массовой информации республик безраздельно господствовали националистические настроения.
Будущее Югославии зависело прежде всего от состояния отношений, которые складывались между Сербией, Хорватией и находящейся между ними Боснией и Герцеговиной. Именно по оси Белград - Сараево - Загреб и возникло основное противостояние после поражения коммунистов на первых альтернативных выборах и прихода к власти в республиках сепаратистки настроенных лидеров.
Распад Югославии начался в июне 1991 г., когда парламенты Словении и Хорватии провозгласили независимость и приняли решения о выходе из состава единого государства. Окончательно же Социалистическая Федеративная Республика Югославия прекратила существовать спустя полгода, в январе 1992 г., когда независимость Словении и Хорватии признали страны Европейского сообщества. В начале апреля 1992 г. международное признание получила Босния и Герцеговина. Раздел территории без предварительных договоренностей таил в себе серьезную угрозу войны. Это понимали все – и желающие покинуть федерацию югославские республики, и мировое сообщество, не готовое противодействовать начавшемуся процессу распада СФРЮ.
Югославский кризис
Распад федеративного государства, межэтническое противостояние и войны в бывшей Югославии вошли в историю под именем югославского кризиса. В его развитии выделяются два самостоятельных процесса. С одной стороны, это попытки Югославской народной армии (ЮНА), в которой большинство составляли сербы, силой остановить распад единого государства. При отсутствии у вновь возникающих государств собственных вооруженных сил их функцию взяли на себя быстро создававшиеся из гражданского населения военизированные формирования. Подобные формирования создавало и сербское население в Хорватии, а затем в Боснии и Герцеговине. Начавшееся противоборство вылилось в вооруженные столкновения в Словении (июль 1991 г.) и две межэтнические войны - хорватскую (1991-1995) и боснийскую (1992-1995). К тому же конфликту следует отнести натовскую агрессию против Союзной Республики Югославия в связи с событиями в Косово в 1999 г. И, наконец, в 2001 г. в результате усиления албанского сепаратизма в вооруженный конфликт на несколько месяцев погрузилась и Македония.
Второй процесс, протекавший на территории бывшей СФРЮ – интернационализация югославского кризиса, т.е. вмешательство в него извне. Поспешное, с нарушением норм международного права признание западными странами новых государств (первой это сделала Германия), явное покровительство одним участникам конфликта в ущерб другим и т.п. во многом и спровоцировали десятилетие войн на постюгославском пространстве. Такие действия были частью общего процесса расширения НАТО на Восток, в свою очередь тесно связанного с еще более общим процессом ― формированием новой модели международной безопасности после краха биполярной модели мира. Именно силовое вмешательство Запада в югославский кризис принципиально отличает его от всех других конфликтов на постсоциалистическом пространстве в Европе.
Наконец, у югославского кризиса есть еще один аспект – рост албанской экспансии. В настоящий момент албанцы, без сомнения, самый активный, быстро растущий численно и стремящийся к консолидации в границах единого государства балканский этнос. Учитывая то, что, кроме собственно Албании, албанцы проживают в Сербии, Черногории, Македонии и Греции, это чревато новыми потрясениями. Порох в балканском погребе еще не выгорел до конца. За экспансией албанцев просматриваются и более общие негативные для судеб мира процессы, она хорошо вписывается в так называемую «южную дугу нестабильности», которая как раз через Балканы вторгается в Европу.
Словения и Хорватия уже преодолели проявления югославского кризиса и вступили в фазу стабильности. Но этого нельзя с уверенностью сказать про Боснию и Герцеговину, Сербию, Черногорию, Македонию. В этих государствах еще возможны его рецидивы. Мир здесь во многом покоится на иностранном военном присутствии, прежде всего это относится к Боснии и Герцеговине и Косово.