Оборонительная война 1939 г.
1 сентября 1939 г. Германия без предупреждения напала на Польшу. Эту дату принято считать началом второй мировой войны. 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. Соотношение сил в польской кампании было явно в пользу Германии: более чем двойное превосходство по численности населения, развитый экономический и военный потенциал, заблаговременно отмобилизованная и хорошо обученная армия. Против Польши было сконцентрировано 1,8 млн солдат, 11 тыс. орудий, 2,8 тыс. танков, 2,6 тыс. самолетов.
В ходе скрытой мобилизации, проведенной в Польше до объявления всеобщая мобилизация 30 августа, было призвано на службу около 70% предусмотренных планом резервистов. Польская армия насчитывала 1,2 млн военнослужащих и имела на вооружении более 3 тыс. орудий, около 600 танков и 400 самолетов. Казалось, что этих сил достаточно для оборонительных действий польской армии до начала активных операций Франции и Англии. Принятый польским генштабом план войны исходил из того, что основные бои развернутся на западе, в Великой Польше. Польские войска, оказывая сопротивление, должны были с боями постепенно отходить на восток, на линию Вислы, чтобы занять здесь долговременную оборону и ждать вступления в войну Франции и Англии. В соответствии с польско-французскими договоренностями 1939 г. Франция должна была начать главными силами наступательные действия на пятнадцатый день после нападения Германии на Польшу. Другого плана войны с Германией у Польши не было.
Однако события развивались по иному сценарию. Главный удар в первые дни войны был нанесен немецкими войсками не с запада, а из Померании, Восточной Пруссии, Силезии, Чехии и Словакии. Мощными бронетанковыми и авиационными ударами уже на третий день войны были разгромлены польские войска, оборонявшие границу. 8 сентября немцы вышли к Варшаве, поспешно оставленной президентом, правительством и главным командованием.
Оборона столицы войсками и гражданским населением продолжалась до 27 сентября. Образец мужества продемонстрировал небольшой гарнизон польской военной базы Вестерплатте в окрестностях Данцига, более недели отражавший атаки превосходящих сил немцев с суши и моря. Только 29 сентября сложили оружие защитники Модлина, 2 октября – части на полуострове Хель, а оперативная группа «Полесье» провела успешное сражение с немцами 2-4 октября, но из-за отсутствия боеприпасов вынуждена была 5 октября капитулировать.
Но все это были одиночные проявления героизма. Основные силы Войска Польского терпели поражение за поражением и беспорядочно отступали на восток. Уже к середине сентября стало очевидным, что Польша в одиночку не сможет противостоять Германии. Англия и Франция еще накануне войны сошлись во мнении, что нет смысла помогать Польше. Поэтому они не начали в обещанные сроки боевых действий на Западном фронте, предпочтя им так называемую «странную войну».
В этих условиях СССР, сохранявший в первые недели нейтралитет, счел, что настало время для восстановления исторической справедливости и возвращения захваченных Польшей в 1919-1920 гг. Западной Белоруссии и Западной Украины. 17 сентября до сведения польского посла в Москве была доведена нота советского правительства, в которой говорилось, что поскольку Польское государство и его правительство практически перестали существовать, постольку прекратили свое действие все договоры, заключенные между Советским Союзом и Польшей. Поэтому СССР не будет более оставаться нейтральным. Использовался также аргумент, которым поляки и немцы оправдывали свои агрессивные действия против Чехословакии в 1938 г.: советское правительство не может безразлично относиться к тому, что украинцы и белорусы, проживающие в Польше, бросаются на произвол судьбы. Поэтому Красной Армии дан приказ перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество братского населения Западной Украины и Западной Белоруссии.
В тот же день началось вторжение советских войск в Польшу. Главнокомандующий польской армией отдал войскам приказ не оказывать сопротивления Красной Армии, поэтому бои на востоке имели локальный характер. Гарнизон Львова, упорно оборонявший город от немцев, без боя сдал его подошедшим частям Красной Армии.
Во второй половине сентября исход войны не вызывал ни у кого сомнений. В ночь с 17 на 18 сентября страну покинуло гражданское и военное руководство. Президент, правительство, главнокомандующий выехали в Румынию и были там интернированы. В боевых действиях польская армия потеряла более 65 тыс. убитыми, около 400 тыс. оказались в немецком плену, 240 тыс. были интернированы Красной Армией. Около 90 тыс. военнослужащих сумели уйти в нейтральные страны.
28 сентября 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о дружбе и границе, вносивший коррективы в августовские договоренности о территориальном разделе Польши. Взамен за включение в сферу своих интересов Литвы СССР отказывался от Люблинского и части Варшавского воеводств. Из территорий, которые в 1944 г. вошли в состав Польши, СССР в 1939 г. установил свою администрацию только в западной части Восточной Галиции и в Белостокском округе. Сталин не согласился с предложением Гитлера создать на части оккупированных немцами польских земель марионеточное государство, заявив, что судьба Польши может быть окончательно решена только после войны, которая еще только началась.
Гитлер пошел по пути расчленения оккупированных польских земель. Западные, часть центральных и северные районы Польши были включены в состав Германии (территория в 92 тыс. кв. км с населением более 10 млн человек, в подавляющем большинстве поляки). Здесь сразу же начался террор в отношении части польских граждан. В первую очередь репрессиям подверглись интеллигенция, участники национально-освободительных восстаний 1918—1921 гг., активисты политических партий. Поляков лишали собственности, выселяли из домов, отправляли в концентрационные лагеря, на принудительные работы в Германию, депортировали в районы, не включенные в рейх. На их место селили немцев из Германии и репатриантов из Прибалтики и Украины. Те же поляки, которые согласились на включение в различные фолькссписки, получали германское гражданство со всеми вытекающими для них последствиями (служба в армии и т.д.).
Из остальных районов, оккупированных Германией, было создано генерал-губернаторство с центром в Кракове. В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, к нему была присоединена Восточная Галиция. Генерал-губернаторство рассматривалось Берлином как резервуар дешевой рабочей силы и место расселения поляков, депортируемых с территорий, включенных в состав рейха. Поляки могли здесь сохранять ограниченные и контролируемые немцами средства производства, начальные и профессиональные школы. В 1941 г. были учреждены органы польского местного хозяйственного самоуправления. Продолжала действовать польская уголовная полиция. Но на создание других органов власти немцы в генерал-губернаторстве не пошли. Население подвергалось жесточайшим репрессиям и преследованиям. Особенно беспощадным было отношение гитлеровцев к евреям и цыганам, согнанным в гетто и в основной своей массе уничтоженным. Поляков брали в заложники, отправляли на принудительные работы в Германию, заключали в концлагеря, крупнейшими из которых на территории Польши были Освенцим, Треблинка и Майданек, расстреливали.
Тяжелым было положение значительной части польского населения Западной Украины и Западной Белоруссии, формально вошедших в ноябре 1939 г. в состав СССР. Вильно и прилегающая область, вопреки желанию белорусского руководства, в октябре 1939 г. были переданы Литве и вошли в состав Советского Союза вместе с последней в 1940 г. В отношении поляков, как и других проживавших в бывших восточных районах Польши национальных групп, был применен так называемый классовый подход. Депортации в отдаленные районы СССР, заточению в тюрьмы и концлагеря подвергались буржуазия, помещики, зажиточные крестьяне, мелкие предприниматели и торговцы, государственные служащие, колонисты из числа участников польско-советской войны 1920 г. (осадники), члены политических партий, в том числе троцкисты, и другие «классово чуждые элементы». Всего было депортировано более 400 тыс. поляков. По решению высшего руководства СССР в 1940 г. в Катыни, Старобельске, Медном были расстреляны 21 857 человек из числа польских офицеров армии, жандармерии и полиции, осадников, помещиков и др., содержавшихся в лагерях для интернированных, а также в тюрьмах в Западной Украине и Западной Белоруссии.
Что касается избежавших репрессий поляков, то власти, особенно начиная с 1940 г., старались завоевать их симпатии и превратить в лояльных советских граждан. На свободе были оставлены некоторые известные польские политики (например, неоднократный премьер-министр Польши после переворота 1926 г. профессор Львовского политехнического института Казимеж Бартель), деятели культуры (в частности, известный поэт, переводчик, театральный и литературный критик Тадеуш Бой-Желенский), профессора высших учебных заведений Львова. Все они были уничтожены немцами и украинскими националистами после захвата ими Львова в 1941 г.
Совокупные людские потери Польши в годы второй мировой войны составили более 6 млн человек, более 3 млн из них были евреями. В ходе военных действий погибло 644 тыс. ее граждан, в том числе 123 тыс. военнослужащих. По показателю людских потерь Польша занимала первое место среди всех оккупированных Германией европейских государств: 220 человек на 1000 жителей.