Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
Функцию обороны страны
Имея сходные признаки, государство вместе с тем существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.
I. Форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархия бывает абсолютной и парламентской. Последняя подразделяется на дуалистические и конституционные. Республики бывают президентскими, парламентскими и полупрезидентскими (смешанные). Среди смешанных форм рассматривают парламентско-президентские и наоборот.
II. Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов и др.
Унитарное государство – это государство, где действует единое правительство, законодательство, судебная система, при наличии административно – территориальных единиц.
Федерация – это союзное государство, где действуют федеральные и республиканские органы власти. Различают административную и национальную федерации.
Конфедерация – представляет собой союз суверенных государств, которые объединяются для решения политических, экономических, военных, культурных задач совместно.
III. По характеру политического режима, который выражает способы осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство.
Марксизм о государстве
Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики.
Марксистское понимание природы государства было изложено Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура.
Непосредственно К. Маркс написал о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает своё концентрированное выражение”. В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противопоставления правительству и народных масс. Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая выступает и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанным, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.
«Государство - это машина для поддержания властвования одного класса над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования безпредупредительного вмешательства государства во все сферы жизни общества. Понятие государства, как «аппарата насилия», способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас.