Порядок осуществления военно-технического сотрудничества рф с иностранными государствами

В соответствии с ФЗ от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» принят указ Президента РФ № 1062 от 10 сентября 2005 года «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» которым утверждены:

а) Положение о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

б) Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами (далее – Положение);

в) Положение о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

г) Положение о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента РФ, Правительства РФ и ФСВТС России о поставках продукции военного назначения;

д) Положение о порядке лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения;

е) определены федеральные органы исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области.

Порядок осуществления военно-технического сотрудничества (далее - военно-техническое сотрудничество) в соответствии с ФЗ от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определяется Положением.

Ввоз в РФ, в том числе временный ввоз (далее - ввоз), и вывоз из РФ, в том числе временный вывоз, передача в аренду, финансовую аренду (лизинг), вывоз на переработку (далее - вывоз), продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ или ФСВТС России по лицензиям, выдаваемым ФСВТС России, в порядке, установленном Президентом РФ. При этом:

а) исключительно Президент РФ (по представлению Правительства РФ) принимает решения:

о вывозе продукции военного назначения, не включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - список № 1). В качестве иностранных заказчиков могут выступать уполномоченные органы и субъекты военно-технического сотрудничества иностранных государств, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств;

о вывозе продукции военного назначения в иностранные государства, не включенные в список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - список № 2);

о вывозе продукции военного назначения для передачи международным организациям, представляющим интересы иностранных государств;

об оказании технического содействия в создании специальных объектов на территориях иностранных государств;

о передаче иностранным заказчикам лицензий на производство продукции военного назначения;

о сотрудничестве с иностранными государствами в области разработки и производства продукции военного назначения;

о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах иностранных заказчиков;

об оказании военно-технической помощи иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами РФ, а также на основании обращений компетентных органов иностранных государств. Характер, объем, сроки и порядок оказания военно-технической помощи определяются Президентом РФ в каждом конкретном случае отдельно;

об участии в международных конкурсах (тендерах) на проведение в интересах иностранных заказчиков работ по разработке продукции военного назначения, на передачу лицензий на производство разработанной продукции военного назначения, на организацию ее лицензионного производства на территориях иностранных государств, предусматривающие при условии победы в международном конкурсе (тендере) разрешение на проведение указанных работ (передачу лицензии, организацию лицензионного производства) и содержащие поручение Правительству РФ принять решение, определяющее конкретные виды, объемы, сроки и условия выполнения работ (передачи лицензии, организации лицензионного производства);

б) на основании решений Правительства РФ (по представлению ВСВТС России) осуществляются:

вывоз продукции военного назначения, включенной в список № 1, в иностранные государства, включенные в список № 2, в случаях, если поставки продукции военного назначения осуществляются из наличия федеральных органов исполнительной власти, или с использованием средств федерального бюджета, или с применением особых условий расчетов за поставляемую продукцию военного назначения (отсрочка платежей, внешнеторговая бартерная сделка и другие) либо предусматривают передачу сведений, составляющих государственную тайну;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации продукции военного назначения, включенной в список № 1;

модернизация продукции военного назначения, включенной в список № 1;

оказание услуг по адаптации продукции военного назначения, включенной в список № 1, к образцам вооружения и военной техники иностранных государств, включенных в список № 2;

оказание услуг по обеспечению запуска иностранных космических аппаратов военного назначения в интересах иностранных государств, включенных в список № 2;

создание в установленном порядке совместных с иностранными заказчиками предприятий (организаций), занимающихся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением (утилизацией) продукции военного назначения, включенной в список № 1;

оказание Министерством обороны иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала в соответствии с международными договорами РФ и на основании контрактов, заключаемых Министерством обороны с министерствами обороны иностранных государств;

оказание технического содействия в дооборудовании и модернизации специальных объектов, созданных на основании ранее принятых решений на территориях иностранных государств;

ввоз продукции военного назначения для нужд федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, в рамках государственного оборонного заказа государственным посредником - специализированной организацией (Рособоронэкспорт), созданной по решению Президента РФ в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной РФ в форме государственной корпорации, совместно с головными исполнителями (исполнителями), определенными в государственном оборонном заказе. Решением о ввозе продукции военного назначения в данном случае является постановление Правительства РФ об утверждении государственного оборонного заказа на соответствующий год;

в) на основании решений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (по представлениям субъектов военно-технического сотрудничества) осуществляются:

вывоз продукции военного назначения, включенной в список № 1, в иностранные государства, включенные в список № 2;

проведение международных выставок образцов продукции военного назначения на территории РФ и участие в таких выставках на территориях иностранных государств в порядке, определяемом Правительством РФ;

проведение показов (демонстрации в действии) продукции военного назначения, включенной в список № 1, на территории РФ и территориях иностранных государств, включенных в список № 2;

проведение испытаний образцов (макетов, полезных моделей) продукции военного назначения, произведенных иностранными государствами, включенными в список № 2, без выдачи рекомендаций по их совершенствованию;

оказание услуг по обучению специалистов иностранных государств производству, боевому применению, эксплуатации, ремонту и обслуживанию продукции военного назначения, поставленной в установленном порядке в эти иностранные государства, в случае если это обучение осуществляется Министерством обороны и (или) организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения на основании контрактов на поставку этой продукции;

ввоз продукции военного назначения, произведенной иностранными государствами, для нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения, которые используют эту продукцию при производстве собственной продукции военного назначения;

временный ввоз продукции военного назначения для демонстрации на международных выставках или проведения испытаний.

Поставки запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведение работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту (в том числе с модернизацией, не требующей проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, обучение иностранных специалистов проведению таких работ осуществляются на основании ранее принятых в установленном порядке решений о поставке иностранным заказчикам продукции военного назначения или о передаче лицензий на ее производство в строгом соответствии с этими решениями, а в случае отсутствия таких решений - по решению ФСВТС России в соответствии со списками № 1 и № 2.

Ввоз и вывоз продукции военного назначения и выполнение вышеуказанных работ, для обеспечения эксплуатации продукции военного назначения советских производства и разработки, находящейся в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, производятся без принятия по этим вопросам решений Президента РФ, Правительства РФ и (или) ФСВТС России.

При выполнении гарантийных обязательств по контракту на поставку продукции военного назначения иностранному заказчику разрешается производить ввоз и вывоз продукции военного назначения и выполнение работ, указанных в абзаце первом настоящего пункта, по лицензиям, ранее выданным ФСВТС России для осуществления поставки продукции военного назначения, в отношении которой в период действия гарантийных обязательств по контракту предъявлены претензии.

Разработка списков № 1 и 2 и внесение в них изменений осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Проекты указанных списков вносятся на утверждение Президента РФ Правительством РФ.

Поставка специальных комплектующих изделий, проведение работ и оказание услуг в целях производства продукции военного назначения в рамках производственной и научно-технической кооперации организаций государств - участников Содружества Независимых Государств осуществляются российскими организациями в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами РФ.

Решения о вывозе продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров РФ, а также на основании обращений иностранных заказчиков.

Для принятия решения о вывозе продукции военного назначения необходимо наличие легализованного в установленном порядке документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из РФ продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия РФ (далее - сертификат конечного пользователя).

В случае принятия решения о вывозе продукции военного назначения для передачи международной организации, представляющей интересы иностранного государства, сертификат конечного пользователя представляется уполномоченным органом этого иностранного государства.

Представление сертификата конечного пользователя не требуется, в случае если указанные в п. 7 Положения обязательства включены в международные договоры РФ, содержащие перечни поставляемой продукции военного назначения, либо в иные международные договоры РФ и в подписанные на их основе контракты российских субъектов военно-технического сотрудничества с иностранными заказчиками.

В случае если законодательство иностранного государства предусматривает представление сертификата конечного пользователя после подписания контракта на поставку продукции военного назначения, в указанном контракте должно быть предусмотрено обязательство иностранного заказчика представить сертификат конечного пользователя до выдачи лицензии на вывоз продукции военного назначения. В данном случае решение Правительства РФ или ФСВТС России о поставке продукции военного назначения должно содержать положение о необходимости представления иностранным заказчиком сертификата конечного пользователя до выдачи лицензии на вывоз продукции военного назначения.

При ввозе продукции военного назначения иностранного производства соответствующие сертификаты конечного пользователя по требованиям уполномоченных органов иностранных государств выдаются федеральными органами исполнительной власти, в интересах которых осуществляется этот ввоз.

При ввозе продукции военного назначения иностранного производства для нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения сертификаты конечного пользователя по требованию уполномоченных органов иностранных государств выдаются ФСВТС России.

Требования к оформлению сертификатов конечного пользователя и заявлений на их получение, а также порядок представления документов для получения сертификатов конечного пользователя при ввозе продукции военного назначения иностранного производства устанавливаются Правительством РФ.

Учет и хранение сертификатов конечного пользователя осуществляются ФСВТС России.

Контроль за выполнением уполномоченными органами иностранных государств обязательств по целевому использованию отдельных видов продукции военного назначения, поставляемой из РФ, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Решения о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, а также о передаче третьим странам продукции военного назначения, изготовленной по российским лицензиям, принимаются Президентом РФ, если поставка продукции военного назначения осуществлялась на основании решения Президента РФ либо если реэкспорт или передача третьим странам этой продукции планируется в государство, не включенное в список № 2.

В случае если поставки продукции военного назначения осуществлялись на основании решений Правительства РФ, решения о ее реэкспорте или передаче третьим странам, включенным в список № 2, принимаются Правительством РФ.

В иных случаях решения о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения принимаются ФСВТС России в соответствии со списками № 1 и 2.

Вылет воздушных судов, перевозящих продукцию военного назначения, а также летательных аппаратов, являющихся продукцией военного назначения, из аэропортов (с аэродромов), не открытых Правительством РФ для международных полетов, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Проекты решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам военно-технического сотрудничества, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вносятся в Правительство РФ ФСВТС России.

Координация и контроль деятельности субъектов военно-технического сотрудничества осуществляются в целях увеличения объемов поставок и расширения рынков сбыта продукции военного назначения, исключения конкуренции между этими субъектами на внешнем рынке, предотвращения возможности нанесения политического, финансово-экономического и военного ущерба РФ, исключения возможности несанкционированной передачи сведений, составляющих государственную тайну, и недопущения иных нарушений законодательства РФ в области военно-технического сотрудничества.

Координация и контроль деятельности субъектов военно-технического сотрудничества осуществляются на следующих этапах:

а) поиск иностранных заказчиков и проведение переговоров с ними;

б) подготовка и подписание контрактов;

в) исполнение обязательств по контрактам.

Поиск иностранных заказчиков и проведение переговоров с ними включают в себя осуществление рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, в том числе показов образцов продукции военного назначения, включенной в список № 1, объявление согласованного с ФСВТС России уровня внешнеторговых цен на эту продукцию, подписание документов о намерениях.

Передача иностранным государствам сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ.

Информация о тактико-технических характеристиках продукции военного назначения или об основных параметрах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации) сообщается иностранным заказчикам в объеме, согласованном с Министерством обороны РФ, в порядке, установленном этим Министерством.

Подготовка контрактов включает в себя разработку, экспертизу и согласование их проектов с иностранными заказчиками, а также согласование проектов договоров с российскими организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения.

Подписание указанных контрактов и договоров осуществляется после принятия решения Правительства РФ или ФСВТС России о поставке продукции военного назначения. Подписание контрактов и договоров может осуществляться и до принятия указанного решения при условии включения в контракты (договоры) положения о вступлении их в силу после принятия названного решения.

Заключаемые субъектами военно-технического сотрудничества контракты должны предусматривать обязательства иностранного заказчика:

а) использовать экспортируемую продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия РФ;

б) обеспечивать защиту сведений, полученных при выполнении контракта.

Заключаемые субъектами военно-технического сотрудничества контракты с иностранными заказчиками, а также договоры с российскими организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения должны предусматривать положения, касающиеся обеспечения комплексного сервисного обслуживания поставляемой иностранным заказчикам продукции военного назначения, в том числе в случае прекращения производства запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий и специального, учебного и вспомогательного имущества, необходимых для обеспечения ее эксплуатации.

Подписанные контракты в целях их учета регистрируются ФСВТС России в порядке, установленном этой Службой.

ФСВТС России при регистрации контрактов проверяет их на соответствие:

а) решениям Президента РФ, Правительства РФ или ФСВТС о поставках продукции военного назначения;

б) уровня содержащихся в контрактах внешнеторговых цен на поставляемую продукцию военного назначения уровню цен, согласованному с ФСВТС России;

в) нормам, касающимся порядка вступления контрактов в силу, и п. 20 и 20.1 Положения;

г) тактико-техническим характеристикам продукции военного назначения и параметрам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации), согласованным с Министерством обороны РФ;

д) номенклатуре (перечню) продукции военного назначения, в отношении которой субъекту военно-технического сотрудничества предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности.

В случае несоответствия контракта п. 22 Положения субъект военно-технического сотрудничества принимает меры по внесению в него соответствующих изменений.

Выполнение обязательств по контракту включает в себя реализацию обязательств перед иностранным заказчиком, лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, проведение взаиморасчетов с иностранным заказчиком и российскими организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения.

По результатам работы, выполненной на каждом из указанных этапов, субъекты военно-технического сотрудничества представляют отчеты в ФСВТС России по установленной этой Службой форме.

Порядок выбора страховых организаций, в которых субъекты военно-технического сотрудничества осуществляют страхование перевозимой продукции военного назначения, и порядок выбора организаций - перевозчиков этой продукции определяются Правительством РФ.

Нарушение порядка осуществления военно-технического сотрудничества, установленного Положением и иными нормативными правовыми актами, влечет за собой ответственность субъектов военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством РФ и является основанием для лишения субъектов военно-технического сотрудничества права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Наши рекомендации