Политическая культура: сущность, компоненты, типология, функции.
Политическая культура.
1. Политическая культура: сущность, компоненты, типология, функции.
2. Характерные черты и признаки современной демократической политической культуры.
3. Российская политическая культура.
* * *
Политическая культура: сущность, компоненты, типология, функции.
Политическая культура - органичная часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.
Политическая культура — один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры, как отдельной личности, так и общества в целом.
Политическая культура является частью общего понятия культуры. Культура (от латинского Gultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (культура Майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура, в более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
В узком смысле «культура» понимается как
· Материальная культура (техника, производственный опыт, материальные ценности);
· Духовная культура (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т.д.);
· Политическая культура (цели, средства, результаты деятельности общества, класса и т.д., характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений).
Культура – явление историческое, развивающееся и вносящее многообразие в процессы общественного развития. Следовательно, культура – это продукт жизнедеятельности людей, он накапливается веками слой за слоем и одновременно служит этой жизнедеятельности питательной средой.
Таким образом, политическая культура – неотъемлемая часть общей культуры человечества и личности, уровень и характер политических знаний, оценок, ценностей и норм, содержание и качество традиций политического мышления и действия. Политическая культура означает сочетание политических знаний, убеждений и действий, другими словами: ПК = политические знания + убеждения + действия. Разрыв между этими составными компонентами политической культуры отражается на политической культуре субъекта.
Генезис политической культуры.
Чисто терминологически «политическая культура» была впервые употреблена немецким философом-просветителем И. Гердером ещё в ХV111 в. Впервые в современной политологии категория «политическая культура» появилась в работе американского теоретика Х. Файера «Система правления великих европейских государств». (1956 г.).
Попытку концептуального осмысления понятия «политическая культура» предприняли в это же время американские ученые Г. Алмонд и С. Верба. Они проанализировали взаимосвязи политической культуры с политической системой, сформулировали основные понятия, охарактеризовали её структурные элементы.
Политическую культуру они представили в виде трех уровней:
1. Познавательная ориентация (знания о политической системе и её функционировании);
2. Эмоциональная ориентация (отражает чувства личности к политической системе, её функциям, участникам и их деятельности);
3. Оценочная ориентация (личное отношение к политической системе, её участникам, их действиям).
Российские ученые рассматривают политическую культуру как:
1. Совокупность (систему) политических знаний, духовных ценностей, принципов и способов политической деятельности, политического опыта и традиций;
2. Степень политической развитости и активности человека, умение применять политические знания на практике;
3. Процесс, способ, форма реализации сущностных сил человека, его знаний, убеждений в политической деятельности.
Следовательно, политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Характерные черты политической культуры.
1. Политическая культура фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта.
2. Политическая культура – продукт естественноисторического развития общества, результат коллективного политического творчества.
3. Политическая культура имеет тотальный характер, политические отношения «пропитаны, насыщены, пронизаны» политической культурой.
4. Политическая культура характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.
Как видно, политическая культура - явление многомерное, в её структуре немало самостоятельных компонентов:
· На когнитивном (познавательном) уровне политическая культура проявляется в политических знаниях, информированности, способности к политическому мышлению. Это комплекс знаний и представлений людей о мире политики, о законах и правилах его функционирования.
· На нормативно-оценочном уровне политическая культура реализуется через призму чувств, оценок, настроений, традиций, обычаев, ценностных норм, идеалов.
· На поведенческом уровне политическая культура выражается в политической деятельности, в различных типах активности в политике, в навыках и умении действовать.
Политическая культура складывается из этих основных и следующих компонентов:
· Политическая символика – национально-государственные символы и идеалы (христианский крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида, Серп и Молот, Двуглавый орел, Ак Барс, Марианна (Франция),Джон Буль (Англия), дядя СЭМ (США) и т.д.).
· Политический язык (лексика) несет огромный идейный и эмоциональный заряд. «Язык» – средство не только коммуникации, но и манипулирования сознанием людей, так как политическая власть держится на поддержке людей. Меняется смысл слов: «демократия» у нас стала восприниматься как безвластие и произвол, "«патриотизм"» приобрел нарицательный смысл, «семья» стала восприниматься как центр коррупции и всевластия.
· Идеология – важнейшая компонента политической культуры. Может быть плюрализм идей в одной политической культуре. Но может идеология и «подмять» политику, идеологизировать политическую жизнь.
Типология политической культуры.
Типологий политической культуры много. Наибольшим признанием пользуется типология Г. Алмонда и С.Вербы. Они, определяя политическую культуру как систему ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотиваций или ориентаций и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике, в основу типологии положили отношение людей к политической системе и воздействие политической культуры на регулирование конфликтности и снижение политической напряженности.
Типология политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы:
1. Патриархальная политическая культура (приходская) – в ней отсутствует интерес людей к политической системе, интересует лишь дом, семья, хозяйство. Это аполитичная политическая культура.
2. Подданническая политическая культура (культура подчинения) - в ней сильная ориентация на политическую систему, но слабое участие людей в ней. Индивиды не считают себя акторами политической системы.
3. Активистская политическая культура (или культура участия) – граждане активно участвуют в политической жизни страны.
Активистская политическая культура, по мнению Алмонда и Вербы, представлена англо-американской и континентально-европейской политическими культурами.
Англо-американскую политическую культуру характеризуют следующие черты. Политическая культура является светской и прагматичной. В ходе выборов сталкиваются не силы Добра и Зла, как в других политических культурах, а земные интересы, каждый из которых законен Общественная жизнь не представляет игру с нулевой суммой, при которой благополучие одной стороны покупается ценой обездоливания другой. Здесь уверены в том, что политические победы и поражения не являются окончательными: следует просто потерпеть до следующих выборов. Этот тип ментальности тяготеет к «срединному» времени, равноудаленному от варварских стихий «начала истории» и от кульминационного напряжения её «позднего часа». В пространственном отношении эта культура центристская: её олицетворяет «партия середины». Электорат обеих крупнейших партий тяготеет к центру. Например, республиканцы, представляющие в США правый спектр, тяготеют к нему справа, а демократы, представляющие аналог европейского умеренного социал-демократизма, - слева. Поэтому и партийная политика балансирует вокруг центра: всякое смещение позиций в духе правого или левого радикализма угрожает политическим вакуумом; по краям политического спектра массовый избиратель «не водится».
Алмонд, характеризуя континентально-европейскую политическую культуру, указывает на её смешанный или переходный – между традиционным и современным обществом – характер. Наряду со светским восприятием политики как борьбы групповых интересов здесь сохраняет влияние её понимание как борьбы идеалов, столкновения Добра и Зла. Эта традиция накладывает свой отпечаток на массовое восприятие политического процесса как «борьбы титанов», как космогонии, рождающей новые миры. Электорат здесь резко поляризуется на левых и правых при явной малочисленности центра. Поэтому и политическим лидерам невыгодно демонстрировать центризм, ибо это угрожает утратой массовой социальной базы и рождает презрительное неприятие с обеих сторон. Здесь имеют шанс на победу только партии и коалиции с ярко выраженной правой или левой доминантой. Поэтому и политическое время в континентальной культуре отличается выраженной цикличностью, прерывностью. Каждая победившая партия пытается начать национальную историю «сначала», «переиграть» и переиначить её.
Алмонд и Верба в книге «Культура гражданина» рассматривают политическую культуру как психологический феномен, а в содержании политических ориентаций выделяют три компонента:
1. Знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях.
2. Чувства, обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения.
3. Ценности, верования, идеалы, идеологию.
В зависимости от целей, которые ставит перед собой исследователь политической культуры, можно использовать самые различные основания, а отсюда будут и различные классификации. Например, если взять уровень общности политической культуры, то политическую культуру можноразделить на две группы:
· Общая политическая культура – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
· Субкультура –совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Виды: социально-классовые, национально-этнические, религиозно-политические, региональные.
По отношению к власти – господствующая и контркультура и т.д.
Субъекты формирования политической культуры общества:
1. Государство (законодательные, исполнительные, судебные органы).
2. Политические партии и общественные организации.
3. Средства массовой информации.
4. Общественно-политические и академические институты.
5. Семья, школа, церковь, армия и др.
Функции политической культуры:
· Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании её как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.
· Функция удовлетворения политических потребностей. Если вначале ХХ века политике отводилась роль «ночного сторожа» свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать себя свободным от политики. Политика способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к политике.
· Воспитательная функция заключается в формировании политического сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она включает закрепление и передачу из поколения в поколение политических норм, ценностей, установок.
· Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению и взаимопониманию. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и силы.
· Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня её целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.
· Идентификационная, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.
· Функция адаптации выражает потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде.
· Функция социализации – обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов.
· Функция интеграции (дезинтеграции) обеспечивает различнымгруппам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства.
· Функция коммуникации обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации.
· Ориентационная функция характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
· Функция предписания (программирование) выражает приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.
· Репродуктивная функция выражается в воспроизводстве существующей политической культуры.
· Продуктивная функция означает создание новой политической культуры.
· Функция политического обеспечения выражается в реализации классовых и национальных интересов.
· Функция освоения и преобразования политических отношений в интересах нации, класса и т.д.
· Нормативно-регулирующая функция –обеспечение устойчивого и динамичного функционирования политической системы и всего общества.
· Прогностическая функция – позволяет предусмотреть возможные варианты действий.
В различных исторических условиях – чаще всего при нестабильных политических процессах – некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать своё действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
Политическому руководству необходим учет уровня и характера политической культуры населения, чтобы правильно проводить политическую линию. Но это не означает, что власти должны плестись в хвосте политически малограмотных граждан своей страны. Необходимо создавать условия необходимые для подъема политического сознания населения до такого уровня, при котором оно было бы способно самостоятельно разбираться в основополагающих вопросах политики. Такие условия могут быть созданы лишь в демократическом государстве. При этом само политическое руководство должно обладать достаточным политическим менталитетом и соблюдать культуру власти.