Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения.
Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения.
Учебные вопросы.
1. Политическая жизнь как сфера общества и объект политологии.
2. Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание. Структура, содержание и уровни политики. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
3. Властные отношения. Власть в системе политических отношений. Многообразие определений политической власти. Субъект и объект власти. Природа подчинения. Понятие ресурсов политической власти. Процесс властвования. Виды власти, особенности государственной власти.
4. Легитимность политической власти, ее типы.
Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание
В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. В русском языке эта ситуация усложняется и тем, что слово «политика» является эквивалентом многих аспектов и граней мира политического, тогда как, например, в английском языке существуют как минимум три термина, нарушающих эту монополию: во-первых, это собственно политическая сфера (politics), во-вторых, политический строй (polity), что очень близко к понятию политической системы, ее институционального устройства, и, наконец, в-третьих, это «policy», обозначающее политический курс, своего рода сознательно выработанную политическую линию или стратегию. Лексический аппарат русского языка нередко выходит из положения, вводя в оборот такие весьма различные предикаты, как «экономическая или социальная политика», «женская или молодежная политика», «государственная или партийная политика», что порой даст возможность для анализа самых разных реальных и семантических аспектов политики, ее субъектов и объектов. В то же время, может быть, самым важным для понимания сложности политической жизни является и тот момент, что за тысячелетия исторически меняется и сам мир политического, и границы политической сферы, так же как эволюционируют и представления о политике, и, кроме того, со временем расширяется теоретическое поле концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.
Политика как деятельность государства
Представления Платона и Аристотеля о природе политического и границах сферы политики открывают как бы первый этап, условно говоря, «государствоцентристский», в длительной эволюции воззрений на политику. Аристотель достаточно четко проводит идею о том, что политики это, прежде всего, государство, а сфера политического есть сфера государственных отношений («государственного общения», общения между «политическими людьми» по поводу ведения общественных дел) и государственного управления. Взгляды политических мыслителей Древней Греции во многом были связаны с неразвитостью самой политической сферы, в которой, естественно, отсутствовала еще сложность и разветвленность современной политической системы, включающей и систему разделения властей, и сложную партийную и избирательную системы, наднациональные структуры (Европарламент и др.), профсоюзы и социальные движения и т. д.
Синкретичное представление о политике (а это довольно сложная смесь мифологических, теологических, экономических, этических и политических идей) как государственной жизни или жизни посредством государственного общения между людьми (становящимися «людьми политическими» в силу этого) становится доминирующим на протяжении практически двух тысячелетий, начиная от «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля вплоть до «Государя» Н. Макиавелли и «Левиафана» Т. Гоббса. Несмотря на то, что в этот период темы происхождения и природы государства и государственной жизни, характера государственного управления и государственного общения (внутригосударственных отношений) постоянно соприкасаются с социальными проблемами, относящимися к отдельным людям, общественным стратам и группам, мир политики это прежде всего область государственного управления гражданами или подданными.
Содержание мира политики.
Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:
1. Как сфера общественной жизни
2. Как один из видов активности социальных субъектов
3. Как определенный тип социальных отношений.
В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней закрепляются функции согласования общественных и частных интересов, осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление общественными делами и регулирование людьми.
Во 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов.
В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.
В современной политике условно можно выделить следующие структурные элементы:
Политический интерес рассматривает внутренний осознанный источник поведения субъекта политики в предлагаемых политических ситуациях.
Политическая организация отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.
Политическая деятельность выступает как разновидность социальной активности субъектов, для реализации своих интересов.
Политическое сознание характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения к ней людей.
Политика – особо сложное социальное явление. Поскольку непосредственными субъектами общественных отношений выступают человек и тем или иным способом организованные самостоятельные группы людей, то жизненно важным становится искусство посредничества между ними. Это и есть политика уже с близкой по времени к нам точки зрения.
В богатый и многообразный мир политики входит: Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями, идеями; установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления; регулирование и согласование интересов групп, классов - обеспечивающее целостность общества; отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.
Схема 2.
Абстрактно-логическая модель публичной власти как механизма социального общения ("политологический ромб")
«A(s)» | Агент в роли коллективного властвующего (управляющего) «субъекта» (государство). |
«A(o)» | Агент в роли совокупного подвластного (управляемого) «объекта» (гражданское общество). |
«K(S,0)» | Ценности и традиции доминирующей культуры. |
«R(0)» | Ресурсы общества. |
«I(S)» | Институциональные формы поддержания порядка и инструментальные способы взаимодействия агентов. |
A(s) >«3f I(s) | Принятие управленческого решения (выражение и аккумуляция «всеобщей публичной воли») |
I(s) >«3f A(o) | Осуществление управленческого воздействия (применения «силовых» методов и инструментов государственного руководства). |
A(o) >«3f I(s) | Гражданское давление (использование средств и форм политического участия). |
I(s) >«3f A(s) | Гражданское волеизъявление и представительство интересов в выработке и корректировке публичных решений. |
A(s) >«3f R(o) | Организованный контроль «сверху» (способность регулирования). |
R(o) >«3f A(o) A(o) >«3f R(o) | Централизованное распределение, социальное влияние (способность мобилизации) и борьба за перераспределение. |
R(o) >«3f A(s) | Социальная поддержка и контроль над властью «снизу». |
A(s) >«3fA(o) | Легитимное господство (порядок установлений и отдача приказов). |
A(o) >«3f A(s) | Легитимное подчинение (признание и выполнение приказов). |
A(o) >«3fK(s,o) >«3f A(s) | Нормы и правила игры. |
I(s) >«3f K(s,o) >«3f R(o) | Критерии оценки. |
Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в этой сфере власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.
Уровни легитимности власти
Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.
Исторически сформировались 3 уровня легитимности:
- Идеологический
- Структурный
- Персональный
Идеологический уровень легитимности – подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;
Основа - идеологические ценности;
Структурный уровень - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;
Основа – специфические политические структуры;
Персональный уровень легитимности – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;
Основа – личный авторитет правителя;
Источник легитимности | Режим | Авторитеты |
Идеология | Внутренняя убежденность в законности режима | Внутренняя убежденность в законности авторитета |
Структура | Беспристрастная вера в законность структуры и норм | Перенесение веры в структуру на авторитеты |
Персональные качества | Перенесение веры в авторитеты на структуру и нормы самого режима | Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств |
Описанные уровни легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.
Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.
Легальное господство | Традиционное господство | Харизматическое господство | |
Нормы и правила, лежащие в основе | Рационально разработанные правила | Патриархальные или сословные нормы | -------- |
Глава системы (тип господина) | Избранное должностное лицо или орган | Монарх или религиозный советник | Пророк Военачальник Демагог Лидер |
Источник авторитета | Делигирован на основе принципа большинства | Традиция или передача по наследству | Эмоциональное доверие свиты к лидеру |
Форма легитимности системы | Целе-рациональная вера предписанной системе норм | Вера в порядок вещей | Вера в качества и харизму политического лидера |
Доминирующий тип социального поведения | Инструментальное или иное социальное поведение | Традиционное социальное поведение | Эмоциональное социальное поведение |
Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения.
Учебные вопросы.
1. Политическая жизнь как сфера общества и объект политологии.
2. Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание. Структура, содержание и уровни политики. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
3. Властные отношения. Власть в системе политических отношений. Многообразие определений политической власти. Субъект и объект власти. Природа подчинения. Понятие ресурсов политической власти. Процесс властвования. Виды власти, особенности государственной власти.
4. Легитимность политической власти, ее типы.
Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание
В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. В русском языке эта ситуация усложняется и тем, что слово «политика» является эквивалентом многих аспектов и граней мира политического, тогда как, например, в английском языке существуют как минимум три термина, нарушающих эту монополию: во-первых, это собственно политическая сфера (politics), во-вторых, политический строй (polity), что очень близко к понятию политической системы, ее институционального устройства, и, наконец, в-третьих, это «policy», обозначающее политический курс, своего рода сознательно выработанную политическую линию или стратегию. Лексический аппарат русского языка нередко выходит из положения, вводя в оборот такие весьма различные предикаты, как «экономическая или социальная политика», «женская или молодежная политика», «государственная или партийная политика», что порой даст возможность для анализа самых разных реальных и семантических аспектов политики, ее субъектов и объектов. В то же время, может быть, самым важным для понимания сложности политической жизни является и тот момент, что за тысячелетия исторически меняется и сам мир политического, и границы политической сферы, так же как эволюционируют и представления о политике, и, кроме того, со временем расширяется теоретическое поле концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.