Тема 2. основы конституционного права
ТЕМА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ВОПРОСЫ:
1.Конституционное право как отрасль права РФ
2.Конституция РФ
3.Основы конституционного строя РФ
4.Основы правового статуса личности
5.Гражданство РФ
6.Федеративное устройство России
7.Государственные органы РФ
8.Конституционные основы местного самоуправления
ЛИТЕРАТУРА:
1.Козлова Екатерина Ивановна, Кутафин Олег Емельянович. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.
2.Конституция РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3.ФКЗ «О Правительстве РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/
4.ФКЗ «О Государственном гербе РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29674/
5.ФКЗ «О Государственном гимне РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29673/
6.ФКЗ «О Государственном флаге РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29679/
7.ФКЗ «О судебной системе РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/
8.ФЗ «О гражданстве РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
9.ФЗ «О выборах Президента РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/
10.ФЗ от 19 июня 2004 года № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/
11.ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Конституция – единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъектов государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Конституцию отличают особые юридические свойства:
1. Верховенство Конституции РФ.
2. Высшая юридическая сила Конституции РФ.
3. Конституция является ядром всей правовой системы, т.к. именно она определяет процесс правотворчества – какие основные акты принимают различные органы, порядок принятия законов.
4. Особая охрана (с помощью Конституционного суда, Президента РФ а также всей системы органов государственной власти).
5. Особый усложнённый порядок пересмотра и принятия поправок.
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
Действующая Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
Раздел первый включает 9 глав:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент РФ;
5) Федеральное собрание;
6) Правительство РФ;
7) Судебная власть и прокуратура;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел второй называется: «Заключительные и переходные положения».
Таким образом, Конституция РФ включает преамбулу, два раздела, 9 глав, 137 статей, 9 пунктов.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить:
1) Президент Российской Федерации,
2) Совет Федерации,
3) Государственная Дума,
4) Правительство Российской Федерации,
5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
6) группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положения главы первой «Основы конституционного строя», главы второй «Права и свободы человека и гражданина» и главы девятой «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1,2,9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее трёх четвертых голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, эти поправки должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.
Положения Конституции Российской Федерации о её изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей её состав.
Изменения в статью 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента РФ. Это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции.
ГРАЖДАНСТВО РФ
Согласно статье 3 ФЗ «О гражданстве РФ» гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Основные принципы гражданства (ст.4 ФЗ «О Гражданстве РФ»):
1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
6. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
7. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации
Согласно статье 11 ФЗ «О Гражданстве РФ» гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приёма в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.
Приобретение гражданства по рождению – главное основание. Оно основывается на сочетании двух принципов приобретения гражданства:
1) принцип «права крови», т.е. с учётом гражданства родителей
2) принцип «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения.
Ребёнок, родители или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения.
Если один из родителей ребёнка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребёнок является гражданином РФ независимо от места рождения.
Если один из родителей имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранным гражданином, ребёнок является гражданином РФ, если он родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Аналогичным образом решается вопрос и в случаях, если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории РФ, имеют иностранное гражданство или являются лицами без гражданства.
Принцип «права почвы» применяется и в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Согласно ст. 12 Закона о гражданстве, находящийся на территории РФ ребёнок, родители которого неизвестны, становится её гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Согласно ФЗ «О гражданстве» приём в гражданство допускается в общем порядке (ст. 13) или в упрощённом порядке (ст. 14).
С заявлением о приёме в гражданство, как в общем, так и в упрощённом порядке вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью.
Условия приёма в гражданство в общем порядке:
1) проживание на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приёме в гражданство в течение пяти лет непрерывно;
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;
3) наличие законного источника средств к существованию;
4) обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. Такой отказ не требуется в случаях, предусмотренных международным договором;
5) владение русским языком.
Срок проживания на территории РФ может быть сокращён до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры;
2) обладание профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;
3) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;
4) признание лица беженцем в порядке, установленном законом.
Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в российское гражданство без соблюдения всех вышеуказанных условий.
Упрощённый порядок приёма в гражданство распространяется:
1) на лиц, для которых предусмотрены льготные условия приёма (сокращение срока проживания на территории РФ до одного года);
2) на граждан бывшего СССР, не приобретших гражданства других государств, входивших в состав СССР;
3) получивших профессиональное образование в РФ и работающих в РФ не менее трёх лет;
4) являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ не менее трёх лет;
5) состоящих в браке с гражданином РФ не менее трёх лет.
В качестве оснований приобретения гражданства закон предусматривает восстановление в гражданстве РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в российском гражданстве при соблюдении тех же условий, которые предусмотрены для принятия в гражданство РФ ст. 13 ФЗ «О гражданстве». При этом срок их проживания на территории РФ сокращается с пяти до трёх лет.
Основания отклонения заявления о приёме в гражданство (восстановления в гражданстве):
1) лицо выступает насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создаёт угрозу безопасности РФ;
2) участвует либо участвовало в международных или иных вооружённых конфликтах (а также террористических актах), направленных против РФ.
3) имеет ограничение на въезд в РФ по причине административного выдворения за пределы России;
4) лицо использовало при подаче заявления подложные документы или сообщило заведомо ложные сведения;
5) лицо состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
6) лицо имеет неснятую или непогашенную судимость;
7) лицо преследуется в уголовном порядке (в розыске);
8) лицо осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы.
К основаниям приобретения гражданства РФ относится выбор гражданства при изменении Государственной границы в соответствии с международным договором РФ.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О гражданстве РФ» при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О гражданстве РФ» основаниями прекращения гражданства РФ являются:
1) выход из гражданства
2) иные основания, предусмотренные законом или международным договором.
Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления в общем порядке.
Выход из гражданства лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления в упрощённом порядке.
Основания отказа в выходе из гражданства РФ:
1) наличие не выполненного перед РФ обязательства, установленного федеральным законом;
2) привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу либо наличие обвинительного приговора суда;
3) отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.
К иным основаниям прекращения гражданства относится выбор иного гражданства при изменении Государственной границы РФ (оптация).
Граждане РФ, проживающие на территории, отнесённой к иному государству, в соответствии с международным договором РФ, могут сохранить или изменить своё гражданство, согласно условиям данного международного договора.
Порядок изменения гражданства детей регулируется нормами главы четвёртой (Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц) федерального закона «О гражданстве РФ».
Ребёнок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.
Гражданство РФ ребёнка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих родителей или единственного родителя при условии, что ребёнок не станет лицом без гражданства.
Если один из родителей приобретает гражданство РФ, то по его заявлению ребёнок, проживающий на территории России, может приобрести гражданство РФ. Если ребёнок проживает за пределами РФ, то российское гражданство он может приобрести по заявлению обоих родителей.
Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остаётся гражданином РФ, их ребёнок сохраняет гражданство РФ.
Ребёнок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами сохраняет гражданство РФ. Гражданство ребёнка может быть прекращено по заявлению обоих усыновителей или одного из усыновителей.
Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:
1) Президент РФ;
2) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы;
3) Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
В настоящее время основным источником, регулирующим вопросы гражданства РФ, является ФЗ «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002. Последние изменения в него были внесены законом от 31.12.20014 № 507-ФЗ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ
Государственный орган – это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти РФ.
Президент РФ является главой государства. Выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ; народные собрания; думы; законодательные собрания. Избираются непосредственно народом. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные.
К органам исполнительной власти относятся:
1.Правительство РФ;
2.Министерства и ведомства при Правительстве РФ;
3.Органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Органы судебной власти – Конституционный Суд, Верховный Суд, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.
Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему.
Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры.
Прокуратура РФ согласно Конституции (ст.129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Основные функции прокуратуры:
1.Надзорная функция (за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина);
2.Расследование преступлений;
3.Участие в рассмотрении дел судами.
Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Порядок выборов Президента России определяется ст. 81 Конституции РФ, а также ФЗ «О выборах Президента РФ».
Требования к кандидату на пост Президента РФ:
1.Гражданство РФ
2.Постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет
3.Возраст – не моложе 35 лет
Срок полномочий – шесть лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Функции Президента:
1. Президент – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2. Президент – гарант суверенитета РФ. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов введения военного или чрезвычайного положения.
3. Президент – гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти.
4. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5. Представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Для осуществления своих функций Президент РФ наделён соответствующими компетенциями (полномочиями).
Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.
1) Полномочия в отношении Государственной Думы, законотворческой деятельности и назначения выборов;
2) Полномочия, связанные с формированием и деятельностью федеральных органов исполнительной власти РФ;
3) Полномочия по формированию судебных органов и органов прокуратуры
4) Полномочия в области руководства внешней политикой;
5) Полномочия в области обороны, охраны суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности;
6) Полномочия, связанные с иными функциями.
Полномочия Президента РФ в отношении Государственной Думы, законотворческой деятельности и назначения выборов:
1) Назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом
2) Распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и федеральным законом
3) Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом
4) Вносит законопроекты в Государственную Думу
5) Подписывает и обнародует федеральные законы
Полномочия Президента РФ, связанные с формированием и деятельностью федеральных органов исполнительной власти РФ:
1) Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
2) Принимает решение об отставке Правительства РФ
3) По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров
Полномочия по формированию судебных органов и органов прокуратуры:
1) Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ
2) Назначает судей других федеральных судов
3) Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ
4) Вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора РФ
5) Назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ
Полномочия Президента РФ в области руководства внешней политикой (ст. 86):
1) Осуществляет руководство внешней политикой
2) Ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ
3) Подписывает ратификационные грамоты
4) Принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей
Полномочия Президента в области обороны, охраны суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности:
1) Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87)
2) Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83)
3) Утверждает военную доктрину РФ
4) Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ
5) Вводит военное положение (п. 2 ст. 87)
6) Вводит чрезвычайное положение (ст. 88)
Конституционные полномочия Президента в сфере обороны конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах:
1) В ФЗ «Об обороне»
2) В ФКЗ «О военном положении»
3) В ФКЗ «О чрезвычайном положении»
В соответствии со статьёй 89 Конституции РФ Президент РФ имеет право:
1) Решать вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища
2) Награждать государственными наградами РФ, присваивать почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания
3) Осуществлять помилование
Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ:
1) Отставка – добровольное сложение полномочий по собственному заявлению
2) Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия
3) Отрешение Президента от должности (ст. 93)
По вопросам своих полномочий Президент РФ издаёт указы и распоряжения.
Федеральное Собрание – законодательный и представительный орган, является парламентом Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
К ведению Совета Федерации относятся:
1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ
2) Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения
3) Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения
4) Решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ
5) Назначение выборов Президента РФ
6) Отрешение Президента РФ от должности
7) Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ
8) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ
9) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов
По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
1) федерального бюджета
2) федеральных налогов и сборов
3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии
4) ратификации и денонсации международных договоров РФ
5) статуса и защиты государственной границы РФ
6) войны и мира.
К ведению Государственной Думы относятся:
1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ
3) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности
4) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ
5) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов
6) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
7) Объявление амнистии
8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
9) Принимает федеральные законы
По вопросам своих полномочий Государственная Дума принимает постановления.
Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть осуществляет Правительство.
Правовое положение Правительства РФ определяет Конституция РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Оно осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
В состав Правительства РФ входят:
1) Председатель Правительства
2) заместители Председателя Правительства
3) федеральные министры.
Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ.
Общие полномочия Правительства РФ:
1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
ТЕМА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ВОПРОСЫ:
1.Конституционное право как отрасль права РФ
2.Конституция РФ
3.Основы конституционного строя РФ
4.Основы правового статуса личности
5.Гражданство РФ
6.Федеративное устройство России
7.Государственные органы РФ
8.Конституционные основы местного самоуправления
ЛИТЕРАТУРА:
1.Козлова Екатерина Ивановна, Кутафин Олег Емельянович. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.
2.Конституция РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3.ФКЗ «О Правительстве РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/
4.ФКЗ «О Государственном гербе РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29674/
5.ФКЗ «О Государственном гимне РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29673/
6.ФКЗ «О Государственном флаге РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29679/
7.ФКЗ «О судебной системе РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/
8.ФЗ «О гражданстве РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
9.ФЗ «О выборах Президента РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/
10.ФЗ от 19 июня 2004 года № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/
11.ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/