Борьба с торговлей наркотиками.
Территория Содружества стала также коридором для перемещения наркопотоков. Не только из Центральной Азии (Афганистан), но и Европы.
· Традиционно афганские опиаты транспортировались в Западную Европу по так называемому «Балканскому маршруту» (Афганистан—Иран—Турция—Балканские государства—Западная Европа).
· В последние годы наблюдается использование «северного маршрута» (или «шёлковый путь») – через ЦА в РФ -> привлекает внимание наркобизнеса прозрачностью границ между странами СНГ.
· Активная антинаркотическая работа ведется в рамках ОДКБ. С 23 июня 2005 года работает Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ. В 2007 г. приняты решения о создании Координационного совета по вопросам борьбы с незаконной миграцией и совета по чрезвычайным ситуациям.
· 10 декабря 2010года утверждена Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров на 2011-2013 годы.
· 25 октября 2013 - Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсорови противодействии наркомании на2014–2018 годы
24. Общая характеристика этнополитических конфликтов на постсоветскомпространстве.
Как часто бывало в мировой истории, распад такого многонационального государства, как Советский Союз, породил множество проблем и конфликтов на его бывшей территории. Располагая самым мощным экономическим, военно-силовым, демографическим и другим потенциалом по сравнению со всеми сопредельными постсоветскими государствами, Россия столкнулась и с наиболее масштабными пограничными проблемами, практически не имеющими аналогов в мировой истории.
Сегодня на территории бывшего СССР процесс оформления в соответствии с нормами международного права государственных границ далек от завершения. Нерешенность проблем делимитации и, как следствие, новых угроз (наркоторговля, неконтролируемая миграция, соотношение полномочий в сфере трансграничного взаимодействия между центром и приграничными регионами, влияние процессов глобализации и т. п.)
Чреваты конфликтами сфера применения языка и связанная с нею сфера образования (как школьного, так и высшего). Так, например, в Казахстане принят один государственный язык — казахский, хотя доля казахов среди населения составляет лишь половину, а этнических русских, по данным государственной переписи 1999 г., насчитывается около 30 %.
В Молдове лингвистический фактор стал одной из причин возникновения Приднестровского конфликта. Новый всплеск обострения отношений с Ригой, пришедшийся на зиму 2004 г., был связан с реформой образования в Латвии, предусматривавшей перевод среднего образования исключительно на латышский язык. Такая инициатива государства сплотила разрозненные прежде русскоязычные группы и способствовала радикализации их настроения, что едва не привело ситуацию в Латвии к этническому конфликту и крайне отрицательно повлияло на ее отношения с Россией.
Территориальный фактор конфликтогенности постсоветского пространства тесным образом переплетается с национальным (этническим) фактором.Основой зарождения множества конфликтных ситуаций на территории бывшего СССР является многонациональный состав государства.
Армяно-азербайджанский 1988–1994 гг., грузино-югоосетинский 1991–1992 гг., грузино-абхазский 1992–1994 гг., Приднестровский 1992 г., чеченский 1994–1996 гг. и 1999–2001 гг., конфликты и гражданская война в Таджикистане 1992–1996 гг., а также около двадцати кратковременных вооруженных столкновений, приведших к жертвам среди мирного населения (наиболее значительный — осетино-ингушский конфликт 1992 г.). Наиболее существенными отличительными чертами таких конфликтов являются высокая скоротечность латентной фазы и стремительный выход на вооруженный уровень развития.
Типологию постсоветских межнациональных конфликтов можно представить следующим образом.
1. Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов, источником которых служат внутриполитические, нередко вооруженные столкновения между правительством и национальными движениями или сепаратистскими группировками, пользующимися военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, отчасти Южная Осетия, северо-восточные районы Казахстана, Южный Дагестан и др.).
2. Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (грузино-абхазский конфликт).
3. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области).
4. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов (чеченский конфликт).
5. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии (например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями).
6. Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов или порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане).
7. Этнокультурные и лингвистические конфликты (Приднестровье, Казахстан).
8. Конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населения в ряде государств СНГ и Балтии.
9. Конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права наций на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства титульной нации данного государства над другими народами.
Тяжелейшими последствиями вооруженных конфликтов стали человеческие и материальные потери. По далеко не полным данным, вследствие эскалации конфликтов на территории бывшего Союза погибли и пропали без вести свыше 100 тыс. человек. Экономический ущерб в зонах конфликтов вообще с трудом поддается оценке. По самым приблизительным подсчетам, только прямые материальные потери в зонах конфликтов составляют около 13 млрд долларов. Не следует забывать, что экономические последствия конфликта сказываются в течение долгого периода после его разрешения. Так, лишь на содержание миротворцев в зонах конфликтов Россия затрачивает почти 20 млн долларов ежегодно.
Массовые перемещения людей, спасавшихся от войны и этнических чисток, кардинально изменили этнический состав ряда территорий, порождая здесь различные конфликтные ситуации.