Совет министров обороны (СМО)
Комитет секретарей Советов безопасности государств — консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность государств-участников, в интересах их совместного противодействия вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности.
Комитет начальников штабов Вооруженных сил государств—участников Договора о коллективной безопасности создан при Совете министров обороны с целью реализации задач по формированию системы безопасности в военной сфере.
Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности
Секретариат Совета коллективной безопасности
Международное миротворчество как современное средство достижения мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов.
Миротворчество — это метод, впервые предложенный и разработанный ООН, который не поддается простому определению, т. к. имеет множество аспектов и нюансов. Возникнув как международное средство поддержания и установления мира от имени всего мирового сообщества под эгидой ООН, в дальнейшем, после окончания холодной войны, миротворчество прочно вошло и в арсенал средств различных региональных и субрегиональных соглашений и организаций.
Эта система включает три основных компонента:
1) мирные средства (по гл. VI Устава), куда входят переговоры, посредничество, установление фактов, добрые услуги, арбитраж и т. п.;
2) полувоенные или квазивоенные средства, представленные, главным образом, традиционными операциями по поддержанию мира
3) принудительносиловые средства (по главе VII Устава) — как невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые санкции), так и военные — с использованием вооруженных сил ООН.
Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.
В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами:
- согласие сторон;
- беспристрастность;
- неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.
Миротворческий компонент обладает гибкостью, и в последние два десятилетия развертывание миротворческих сил происходило в рамках различных конфигураций. В настоящее время на четырех континентах развернуто 15 операций ООН по поддержанию мира.
Что касается СНГ
На территории СНГ для проведения операций по поддержанию мира могут создаваться Группы военных наблюдателей и Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ, называемые также Группами по поддержа нию мира.
В задачи таких Групп входит:
■ наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня;
■ содействие созданию безопасной обстановки в неспокойныхрайо нахпутемобеспечениявидимого присутствия Группы;
■ обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
■ создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
■ установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирия и проведение расследования по ним;
■ контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;
■ контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;
■ охрана жизненно важных объектов; принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и др.
Содружеству до сих пор не удалось придать миротворческим операциям подлинно международный характер — они проводятся в основ ном силами Российской Федерации.
Миротворческие усилия, предпринимаемые в рамках СНГ, полностью отвечают подходам ООН и ОБСЕ к урегулированию локальных и межгосударственных конфликтов и свидетельствуют об имеющихся потенциальных возможностях Содружества разрешать внутренние конфликты собственными силами.