Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства.
Провалы.
1. Провал экономической реформы обусловил то, что советская экономика продолжала развиваться старым, испытанным путем - экстенсивным. Повышение производительности труда или уменьшения материалоемкости производства, то есть качественные факторы экономического роста играли второстепенную роль. Планы выполнялись за счет привлечения дополнительных количеств сырья и рабочей силы, создания новых мощностей.
2. Советская командно-административная, централизованно планируемая экономическая система оказалась менее эффективной, чем рыночная, получившая распространение в большей части международного сообщества и ставшая основой мировой экономики. Используя огромные природные ресурсы, экономика СССР и к концу XX в. продолжала идти по экстенсивному пути развития, когда мировое хозяйство в лице наиболее развитых государств прочно перешло на интенсивный. СССР оставался на индустриальной стадии развития, когда все больше стран создавали постиндустриальные, информационные общества. Отставание советской экономики от уровня экономического развития стран Северной Америки, Западной Европы и Японии становилось все более заметным. Это вызывало недовольство как внутри Советского Союза, так и в странах советского блока.
3. В середине 1980-х годов произошло небывалое падение цен на нефть — главный товар советского экспорта, что лишило СССР значительных валютных средств, которые были крайне необходимы для модернизации теряющей обороты экономики. Стремясь выправить положение, советское руководство начало брать крупные кредиты на Западе. Постепенно оно попадало во все большую зависимость от своих кредиторов.
Разбалансированность экономики была фактом. Неправильным было то КАК распределялись инвестиции в различные отрасли через каналы Госплана и Госснаба. По инерции продолжала осуществляться та же стратегия, которая была оправданна в 50-70-е годы, но устарела в 80-е. Делалась ставка на развитие добывающих отраслей, тяжелого машиностроения и металлургии. Осуществлялись различные «стройки века», осваивались территориально-промышленные комплексы в Казахстане, Восточной Сибири и других регионах. И основная ставка делалась на, условно говоря, «тяжелый комплекс».
Структура производства в промышленности с каждой новой пятилеткой все больше деформировалась: все отрасли, включая отрасли легкой и пищевой промышленности, работали прежде всего на ВПК.
Предпринятые реформы были обречены на провал:
- Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М.С. Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал. Первые годы перестройки, в течение которых были испробованы практически все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная система не поддается реформированию.
Уставные органы СНГ.
1) Совет глав государств:Совет глав государств - высший орган Содружества. Он обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников.
Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:
- внесения поправок в Устав СНГ;
- создания новых или упразднения существующих органов Содружества;
- оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;
- заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;
- назначения руководителей органов, отнесенных к его компетенции;
- делегирования полномочий нижестоящим органам;
- утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.
Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
2) Совет глав правительств.Совет глав правительств Содружества решает вопросы:
- реализации поручений Совета глав государств;
- реализации положений договора о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;
- принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;
- развития систем транспорта, связи, энергетических систем;
- сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;
- разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;
- создания органов Содружества в рамках его компетенции;
- назначения руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;
- финансового обеспечения деятельности органов Содружества.
Совет глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.
3) Совет министров иностранных дел. СМИД осуществляет следующие функции:
- контролирует ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений;
- проводит консультации в области внешней политики государств-участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес;
- содействует обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах;
- организует взаимодействие заинтересованных государств-участников Содружества Независимых Государств в ООН и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив;
- осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств-участников Содружества, для работы с архивами, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров;
- рассматривает и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.
Межпарламентская Ассамблея
Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес. Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций. Межпарламентская Ассамблея уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ.
Экономический Суд СНГ.Суд создан и действует в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
Совет министров иностранных дел (СМИД)
Что касается СНГ
На территории СНГ для проведения операций по поддержанию мира могут создаваться Группы военных наблюдателей и Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ, называемые также Группами по поддержа нию мира.
В задачи таких Групп входит:
■ наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня;
■ содействие созданию безопасной обстановки в неспокойныхрайо нахпутемобеспечениявидимого присутствия Группы;
■ обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
■ создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
■ установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирия и проведение расследования по ним;
■ контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;
■ контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;
■ охрана жизненно важных объектов; принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и др.
Содружеству до сих пор не удалось придать миротворческим операциям подлинно международный характер — они проводятся в основ ном силами Российской Федерации.
Миротворческие усилия, предпринимаемые в рамках СНГ, полностью отвечают подходам ООН и ОБСЕ к урегулированию локальных и межгосударственных конфликтов и свидетельствуют об имеющихся потенциальных возможностях Содружества разрешать внутренние конфликты собственными силами.
Проблема миграции.
Из-за геополитического положения ряд стран СНГ находятся на основных маршрутах транзитной миграции из азиатских, арабских и африканских стран, а также из среднеазиатских и закавказских республик самого Содружества в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду.
Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств-участников по территории участников данного Соглашения от 1992 г способствует свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев. - >5 декабря 2000г. РФ вышла -> решение обусловлено необходимостью усиления борьбы с возрастающей нелегальной миграцией, международным терроризмом, контрабандой наркотиков.
+ Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 г. – иностранец, имея визу одного из гос-в СНГ, может свободно въезжать на территорию другого
6 марта 1998 г. – Соглашениео сотрудничестве государств - участников СНГв борьбе с незаконной миграцией.
Программысотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией: на 2006–2008 годы, 2009–2011 годы, 2012–2014 годы, на 2015-2019 гг. (от 10 октября 2014 г.)
Провалы.
1. Провал экономической реформы обусловил то, что советская экономика продолжала развиваться старым, испытанным путем - экстенсивным. Повышение производительности труда или уменьшения материалоемкости производства, то есть качественные факторы экономического роста играли второстепенную роль. Планы выполнялись за счет привлечения дополнительных количеств сырья и рабочей силы, создания новых мощностей.
2. Советская командно-административная, централизованно планируемая экономическая система оказалась менее эффективной, чем рыночная, получившая распространение в большей части международного сообщества и ставшая основой мировой экономики. Используя огромные природные ресурсы, экономика СССР и к концу XX в. продолжала идти по экстенсивному пути развития, когда мировое хозяйство в лице наиболее развитых государств прочно перешло на интенсивный. СССР оставался на индустриальной стадии развития, когда все больше стран создавали постиндустриальные, информационные общества. Отставание советской экономики от уровня экономического развития стран Северной Америки, Западной Европы и Японии становилось все более заметным. Это вызывало недовольство как внутри Советского Союза, так и в странах советского блока.
3. В середине 1980-х годов произошло небывалое падение цен на нефть — главный товар советского экспорта, что лишило СССР значительных валютных средств, которые были крайне необходимы для модернизации теряющей обороты экономики. Стремясь выправить положение, советское руководство начало брать крупные кредиты на Западе. Постепенно оно попадало во все большую зависимость от своих кредиторов.
Разбалансированность экономики была фактом. Неправильным было то КАК распределялись инвестиции в различные отрасли через каналы Госплана и Госснаба. По инерции продолжала осуществляться та же стратегия, которая была оправданна в 50-70-е годы, но устарела в 80-е. Делалась ставка на развитие добывающих отраслей, тяжелого машиностроения и металлургии. Осуществлялись различные «стройки века», осваивались территориально-промышленные комплексы в Казахстане, Восточной Сибири и других регионах. И основная ставка делалась на, условно говоря, «тяжелый комплекс».
Структура производства в промышленности с каждой новой пятилеткой все больше деформировалась: все отрасли, включая отрасли легкой и пищевой промышленности, работали прежде всего на ВПК.
Предпринятые реформы были обречены на провал:
- Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М.С. Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал. Первые годы перестройки, в течение которых были испробованы практически все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная система не поддается реформированию.
Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства.
Стабильность СССР, также как и почва неустойчивости были обусловлены рядом экономических, политико-идеологических и административно-правовых причин.
К концу 1980-х годов Советский Союз подошел в статусе одной из двух сверхдержав второй половины XX в. Такому положению в мировом сообществе способствовал целый ряд качеств, которыми в то время обладало Советское государство.
Во-первых, страна занимала первое место в мире по размерам территории (22,402 млн км2). При этом СССР имел огромные территориальные резервы для хозяйственного освоения, обладал множеством выходов к мировым морским коммуникациям трех океанов (Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого). Существовала прямая сухопутная связь с Западной Европой, Китаем, Индией. На необъятных просторах Советского Союза имелись колоссальные запасы невозобновляемых (нефть, газ, уголь, руды различных металлов и т.д.) и возобновляемых (лес, вода, рыбные промыслы и т.д.) природных ресурсов. Советские эксперты с гордостью заявляли, что на территории страны сумела разместиться вся периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.
Во-вторых, в 1970-е годы СССР достиг военного паритета с США. В арсеналах двух сверхдержав было накоплено 95% всех запасов ядерного оружия, самого мощного вида вооружений, имевшихся в международном сообществе. Советская экономика в годы «холодной войны» была сопоставима с американской (по разным оценкам в 1980-е годы ВВП Советского Союза составлял 50-60% от ВВП США, некоторые эксперты называли и еще большие цифры).
В-третьих, СССР возглавлял влиятельный межгосударственный военно-политический союз — Организацию Варшавского Договора (ОВД)— и международную экономическую организацию — Совет Экономической Взаимопомощи(СЭВ), в которые входили многие государства Центральной и Восточной Европы, а в СЭВ — даже некоторые государства Юго-Восточной Азии и одна страна американского континента — Куба.
В-четвертых, СССР имел собственную идеологию — коммунизм — и был центром ее распространения в мире. В середине XX в. коммунистическая идеология пользовалась значительным влиянием, в период ее наибольшего подъема в государствах, которые ориентировались на эту идеологическую систему, проживала примерно одна треть человечества. Однако еще больше оказалось стран, которые воспротивились распространению коммунизма. Это противоречие стало одной из главных причин так называемой «холодной войны», которая продолжалась с середины 1940-х до начала 1990-х годов. В этот период основу внешней политики США составляли доктрины сдерживания и отбрасывания коммунизма, а Советский Союз рассматривался американскими властями как главный противник.
В то же время в тот период, когда СССР выступал в мировом сообществе как сверхдержава, на его развитие действовал и целый ряд отрицательных факторов, влияние которых стало нарастать по мере завершения XX столетия.
Во-первых, руководство Советского государства в своей внутренней политике игнорировало территориальный фактор развития страны. Непропорционально большие средства вкладывались в развитие отдельных периферийных республик за счет ослабления геополитического ядра страны.
Так, в годы войны произошло перемещение основных промышленных мощностей и населения на периферию — в Среднюю Азию, Казахстан. В послевоенный период были значительно продвинуты вперед промышленность и сельское хозяйство тех же Средней Азии и Казахстана, проведена индустриализация Западной Украины, Белоруссии, Молдавии и других республик. Такая стратегия территориального развития получила название политики «развития национальных окраин». Однако ресурсов в стране для проведения такой масштабной стратегии оказалось явно недостаточно, и они изыскивались за счет «срединной территории» Советского Союза, которая располагалась в пространственном треугольнике Ленинград—Донбасс—Новосибирск, что постепенно привело к его ослаблению.
Таким образом, к началу 1990-х годов в СССР сложилась парадоксальная и опасная для многонациональной страны ситуация, когда многие периферийные республики по целому ряду важных показателей развития (уровень жизни, рождаемость, промышленное развитие, число лиц, имеющих высшее образование, и т.д.) оказались в более выгодном положении, чем области, составлявшие геополитическое ядро страны. В связи с этим в Советском Союзе резко возросли центробежные тенденции, когда окраинные территории стремились освободиться от зависимости со стороны бедневшего на глазах центра.
Во-вторых, Советский Союз, будучи многонациональным и формально федеративным государством, имел весьма запутанное административно-территориальное устройство. Оно имело иерархический характер, субъекты Советской Федерации подразделялись на пять типов национально-государственных образований — союзные республики, автономные республики, автономные области, национальные округа, национальные районы. Каждый тип субъекта Федерации имел разные права и полномочия, что ставило их в неравное положение. В данной связи при ослаблении Советской Федерации большинство национальных и региональных элит сразу же начали любыми способами пытаться повысить свой статус вплоть до выхода из СССР. В то же время более пятидесяти коренных и некоренных народов в рамках Советского Союза вообще не получили никакой автономии. Ряд союзных республик и многие автономные образования были созданы искусственно, так как титульная нация в них не составляла большинства населения (например, на 1970 г. в Карельской АССР титульная нация — карелы — составляла 84 тыс. чел., русские — 486 тыс. чел.; в Бурятской АССР бурятов — 135,8 тыс. чел., русских — 502,5 тыс. чел.; в Якутской АССРякутов — 285 тыс. чел и эвенков — 6,5 тыс. чел., русских — 314 тыс. чел. и украинцев — 20,3 тыс. чел.). Во многих национально-территориальных образованиях доля титульного населения не увеличивалась, а нередко уменьшалась.
В-третьих, долгие годы Советский Союз проводил затратную внешнюю политику, что также подрывало его могущество. Советское руководство действовало на мировой арене в соответствии с идеологическими принципами, считая своей главной целью победу коммунизма во всем мире, что вступало в противоречие с фундаментальными геополитическими и национальными интересами страны. Так, в годы «холодной войны» СССР вступил в конфронтацию практически со всеми наиболее развитыми государствами во главе с США. Если во время Первой и Второй мировых войн Россия выступала как союзница Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции и других ведущих стран, то во второй половине XX в. наша страна взяла на себя непомерный груз противостояния им. В то же время в качестве союзников Советского Союза выступали менее развитые, чем его противники, страны. Многие из них получили независимость в конце XIX — начале XX в. В период «холодной войны» они переживали трудные времена индустриализации и культурного строительства, поэтому СССР приходилось еще тратить часть своих ресурсов на помощь союзникам в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Не менее затратной была политика Советского Союза на Африканском континенте и в некоторых других регионах мира, где получателями советской помощи выступали так называемые страны социалистической ориентации, среди которых были и весьма сомнительные режимы, и откровенные диктатуры.
В-четвертых, в последнее десятилетие существования СССР все более сложным становилось положение его экономики. Советская командно-административная, централизованно планируемая экономическая система оказалась менее эффективной, чем рыночная, получившая распространение в большей части международного сообщества и ставшая основой мировой экономики. Используя огромные природные ресурсы, экономика СССР и к концу XX в. продолжала идти по экстенсивному пути развития, когда мировое хозяйство в лице наиболее развитых государств прочно перешло на интенсивный. СССР оставался на индустриальной стадии развития, когда все больше стран создавали постиндустриальные, информационные общества. Отставание советской экономики от уровня экономического развития стран Северной Америки, Западной Европы и Японии становилось все более заметным. Это вызывало недовольство как внутри Советского Союза, так и в странах советского блока.
В середине 1980-х годов произошло небывалое падение цен на нефть — главный товар советского экспорта, что лишило СССР значительных валютных средств, которые были крайне необходимы для модернизации теряющей обороты экономики. Стремясь выправить положение, советское руководство начало брать крупные кредиты на Западе. Постепенно оно попадало во все большую зависимость от своих кредиторов.
5. Нарастание центробежных тенденций в СССР и их развитие в 1989– 1991 гг. Политика «суверенизации»: планы и их реализация.
Национальные движения в советских республиках.Нарастание центробежных тенденций в СССР было связано, в первую очередь, с ростом национального самосознания, которое послужило основой для организации национальных движений. Пик этого процесса пришелся на 1990— 1991 гг. Не последняя роль в нем принадлежала и целому ряду национально-этнических конфликтов на территории бывшего СССР, возникновение или реанимация которых происходили с конца 1986 г. и были связаны с политикой перестройки.
В декабре 1988 г. в Алма-Ате на смену руководившему 25 лет республикой Д. А. Кунаеву пришел другой партийный руководитель Г. В. Колбин. Однако назначение русского на должность Первого секретаря республики как бы показывало, что с точки зрения Центра национальные кадры республики еще не созрели для перестройки. Студенты алма-атинских вузов вышли на улицы, и пролилась первая кровь.
В том же 1988 г. резкой критике Центра подвергся первый секретарь ЦК Компартии Армении К. Демирчян. После этого последовали кровавые столкновения в Нагорном Карабахе и Сумгаите.
Очевидным фактом явился и беспрецедентный рост национального движения в период демократизации советского общества, проходившей под лозунгом перестройки. На первом этапе национальные и демократические задачи сливались воедино. Широко распространенная в этот период критика имперского сознания и имперского мышления придавала демократическому движению отчетливо выраженный национальный характер.
С конца 1980-х годов в республиках Прибалтики усилилось движение за выход из состава СССР. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании в республиках родного языка в качестве официального, на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Затем на первое место в их программах вышло требование обособления экономики .Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов над общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств.
Решение Государственного Совета СССР(орган просуществовал с сентября по декабрь 1991 г.) декларировало признание государственной независимости этих республик.
Ситуация в Молдавии развивалась по весьма близкому к прибалтийскому сценарию: народный фронт, оппозиция Центру и КПСС, нарастание требований от признания молдавского языка в качестве государственного до полной независимости. Однако в этом случае есть существенное различие: на территории Молдавии образовались Приднестровская и Гагаузская республики и начался вооруженный конфликт. При этом Молдавия не выступала в качестве активного субъекта распада СССР. Руководители страны искали поддержки Центра в решении своих проблем, в первую очередь в непризнании Приднестровья в качестве некоторого государственного образования.
Долгое время тлевший конфликт по поводу статуса Нагорного Карабаха постепенно перешел в межнациональную войну. Однако Центр решил не вмешиваться, поддержка одной из сторон неизбежно привела бы к отколу от Центра другой.
Ситуация в Грузии поначалу развивалась по прибалтийско-молдавскому варианту, но были и существенные отличия — кровавые события в Тбилиси стали катализатором всех дальнейших событий. С другой стороны, национальный вопрос на уровне Центр — республика здесь осложнялся внутренними грузино-осетинским и грузино-абхазским конфликтами.
Среднеазиатский регион продемонстрировал, что Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан были заинтересованы в распаде СССР меньше других.
Драматическим образом разворачивались события в Таджикистане, где разразилась гражданская война на почве клановых интересов.
На Украине национальное движение формировалось по типу прибалтийских. При активном участии национального движения 1 декабря 1991 г. был проведен референдум о суверенитете Украины.
В Белоруссии, по сути дела, не имелось социальной почвы для националистических движений.
Новый союзный договор.Однако очевидно, что дальнейшее развитие событий во многом, если не во всем, зависело от положения дел в России. Здесь, как мы уже отмечали, Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете России, которая, по сути, стала правовой платформой утверждения российской государственности в противоположность Союзу. 12 июня 1991 г. последовало избрание Президента России, что стало реальным стимулом распада СССР.
Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договораи порядкеего заключения».В этом документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, соблюдение территориальной целостности. В соответствии с постановлением Съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как Федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры Горбачева с руководителями одиннадцати союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.