Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
Конвенция определяет порядок назначения депозитария (указанного в договоре хранителя текста договора, которым может быть определенное государство или Генеральный Секретарь авторитетной международной организации, например, ООН или специализированного учреждения ООН), определяет функции депозитария и порядок сообщения депозитарию уведомлений и сообщений. Устанавливается также порядок внесения изменений в текст договора в случае ошибки и, кроме того, порядок регистрации и опубликования договоров[22].
10. Международный обычай как источник МП. Формирование обычаев.
Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Признаки обычая:
1. молчаливо признанный, устный.
2. Формируется в рез-те длительной практики
3. должны регулировать международные отношения субъектов МП
4. признан в качестве обязательного.
Положительные стороны обычая:
· Нет затрат времени
· Нет финансовых затрат
· Не нужно совершать целый ряд формальных процедур.
Особенно много международных обычаев в праве внешних сношений и в международном морском праве: главу правительства иностранного государства встречает глава правительства принимающего государства. Несоблюдение этого правила считается грубым нарушением старейшего международного морского обычая, умалением Престижа и достоинства государства флага военного корабля (или государства флага военного корабля старшего класса) и может повлечь за собой дипломатический протест в адрес государства флага торгового судна или государства флага военного корабля низшего класса, нарушившего этот обычай.
Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др.
Этапы образования:
1. Согласование правила поведения,
2. Придание согласованному правилу поведения юридической силы М-П нормы.
От международно-правового обычая следует отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности.
11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа.
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью.
Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства — члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров.
В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника международного права. Аналогичный метод применяется и в других международных организациях универсального характера.
В рамках ООН и других международных организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотношений организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких нормативных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какой-либо иной организации.
Резолюции организации непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс.
12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизмы взаимодействия.
Две теории соотношения:
- Дуалистическая:международное право и внутригосударственное право – это два различных правопорядка, МП не влияет на внутригосударственное, но они связаны между собой. МП не выражает волю какого-то одного государства, а выражает общую волю государств.
- Монистическая:международное и внутригосударственное право как части единой системы права. При этом сторонники этих концепций расходятся только в вопросе примата (первенства, верховенства) этих правовых систем. Одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным, а другие – наоборот.
Механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
— трансформация — осуществление государством норм международного права посредством издания национальных нормативных актов (например, закона, акта о ратификации международного договора);
— рецепция — нормы национального права текстуально повторяют нормы международного права, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;
— инкорпорация — включение норм международного права во внутригосударственное право;
— отсылка— во внутреннем акте государства может быть применена отсылка к международному акту (например, договору).
Пример тому часть 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Государство, заключившее международный договор, обязано его соблюдать. В этом случае оно не может ссылаться на внутреннюю норму, если решит отказаться от выполнения положений международного договора.
Таким образом, для формирования устойчивой правовой системы необходимо, чтобы внутригосударственное право было согласовано с международным.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
ª по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;
ª по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, субъектами международного права - суверенные государства, борющиеся за создание самостоятельного государства, нации и народы, международные организации и некоторые государственные образования, например Ватикан;
ª по предмету регулирования. Внутригосударственное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования международного права являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;
ª по источникам права. Нормы международного и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и т. п., международно-правовые - в виде международных договоров, обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний;
ª по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения международно-правовых норм, в силу того что в международных отношениях отсутствует образование, стоящее над международно-правовыми субъектами, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).
13. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
Принципы МП - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.
Принципы международного права — это императивные нормы международного права или нормы juscogens.
Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.
Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:
· Принцип неприменения силы и угрозы силой:
В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:
Ø запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
Ø запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;
Ø предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;
Ø организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
Ø организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.
· Принцип разрешения международных споров мирными средствами:
Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».
· Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств:
Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.
· Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом:
государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
· Принцип равноправия и самоопределения народов:
Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений.
· Принцип суверенного равенства государств:
Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.
· Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву:
решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».
· Принцип нерушимости государственных границ:
Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:
- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или её применение.
· Принцип территориальной целостности государств:
«Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».
· Принцип уважения прав человека и основных свобод.
14. Принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и добросовестного выполнения международных обязательств.