Общественная мысль и общественно-политические движения в России в XIX в
В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учреждениях, утвердить законность внушали обществу надежды на изменения к лучшему. Но иллюзии быстро развеялись. В конце 20-х — начале 30-х гг. центром общественного брожения становится Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации, вооруженного восстания и введения конституционного правления. Группу сторонников объединили вокруг себя в начале 30-х гг. А. И. Герцен и Н. П. Огарёв. Все эти студенческие общества существовали недолго, они были обнаружены и разгромлены.
В это же время студент Московского университета В. Г. Белинский (1811—1848) организовал «Литературное общество11 нумера».В 1832 г. Белинский был отчислен из университета. Несколько дольше других просуществовал кружок В. Станкевича, также в Московском университете,участники кружка увлекались немецкой философией, особенно Гегелем, историей и литературой. После отъезда Станкевича на лечение за границу в 1837 г. кружок постепенно распался.
С конца 30-х гг. либеральное направление приняло форму идейных течений западничества и славянофильства. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, ее прошлом и будущем.
Славянофилы — в основном мыслители и публицисты идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, обеспечат мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к земским соборам, но без крепостного права.
Западники — преимущественно историки и литераторы были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю. Однако в главном позиции славянофилов и западников совпадали: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций.
Радикальное направление сформировалось вокруг журналов «Современник» и «Отечественные записки», в которых выступали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. А. Некрасов. Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны.
Герцен, отмежевавшись в конце 40-х гг. от западничества и восприняв ряд идей славянофилов, пришел к идее русского социализма. Он считал общину и артель основой будущего общественного устройства и предполагал самоуправление в общегосударственном масштабе и общественную собственность на землю.
Самостоятельной фигурой стал Я. Я. Чаадаев. Он в 1836 г. опубликовал в журнале «Телескоп» первое из своих «Философических писем», которое, по словам Герцена, «потрясло всю мыслящую Россию». Чаадаев дал весьма мрачную оценку исторического прошлого России и ее роли в мировой истории, он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии рабства — православия. Правительство расценило «Письмо» как антиправительственное выступление: журнал был закрыт, издатель отправлен в ссылку, цензор уволен, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции.
Значительное место общественного движения 40-х гг. занимает общество М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, А. Г. Рубинштейн. Постепенно вокруг кружка Петрашевского в Петербурге стали возникать отдельные нелегальные группы его сторонников. К 1849 г. часть петрашевцев, обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества.В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка были арестованы, их намерения следственная комиссия расценила как опаснейший «заговор идей», и военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни,в последний момент замененной каторгой. Период, названный А. И. Герценом «эпохой возбужденных умственных интересов», закончился. В России наступила реакция. Новое оживление наступило лишь в 1856 г.