Основные группы источников с древнейших времен до XVII в. зарубежные источники: группы, жанры, характер сведений.
Основные этапы изучения средневековой Руси – России в отечественной историографии. Варианты периодизации истории средневековой Руси- России.
Историография –история исторических знаний, исторической мысли, исторической литературы.
Основные этапы изучения Руси – России:
I. Донаучный.
1. Предыстория.Мифы, легенды, былины, предания. Нет хронологии! Островное время – историческое время, начало и конец в рамках одного произведения.
2. летописно-хронистический.Летописи, хроники, жития, хождения. Провиденциализм – история от Бога. Этическое отношение к истории (Д/З). Эсхатология – христианское учение о Страшном Суде и конце света.
II. Научный.С нач. 18 в.
Особенности:
Ø Рациональность познания
Ø Опора на источники
Ø Критицизм
Ø Наличие методологии и методов исследования
Ø Наличие оригинальной авторской концепции
1. дворянская и-г. (18-нач 19) Татищев, Ломоносов, Радщев, Миллер, Шлецер, Болтин, Карамзин.
Особенности:
Ø решающая роль в истории остается за государством, удревнение монархии.
Ø в центре внимания личность монарха, которая рассматривалась как 1 из важнейших исторических фактов
Ø Государство = личность монарха.
Ø Предпочтение политике, особенно внешней
Ø Историк = писатель
2. Золотой век русской и-г. (сер. XIX – нач. ХХ).Костомаров, Милюков, Ключевский, Соловьев, Платонов.
Особенности классической модели:
Ø Поднимается впервые проблема достоверности
Ø Новые авторские концепции
Ø Сложение различных представлений о роли го-ва
Ø Системный подход к И
Ø Многофакторность И
Ø Появление Р. научной школы:
1) государственно-юридическая (Б.Н. Чичерин). Продолжение концепции Карамзина + система права и управления(движущая сила - го-во, но не только монарха , но и правовых норм и ограничений)
2) органическая (Соловьев, Ключевский, Платонов). Постепенное развитие И. под влиянием множества факторов. Историки: Шахматов, Бестужин-Рюмин,Сухомлинов.
3. советская и-г. (нач. 20-х – нач. 90х).Покровский, Греков, Рыбаков, Тихомиров, Черепнин, Зимин, Фроянов, Янин, Пашуто, Скрынников, Лихачев.
Особенности:
Ø моноидеологическая (марксизм)
Ø формационный подход к И
Ø экономический детерминизм (поиск причин). Экономика = основа
Ø классовый подход (антогонистический). Классовая борьба – движущая сила И.
4. Современная и-г.Данилевский, Горский, Скрынников.
Особенности:
Ø концептуальный плюрализм (Гумилев)
Ø историческая антропология
Ø приоритет ментальности и д/к русского средневековьяйй
Варианты периодизации.
Периодизация –условное деление И. на хронологические периоды соответственно их особенностям, которые определяются в зависимости от выбранного критерия.
А. периодизация Татищева:
1. совершенное единовластительство (Рюрик- Мстислав). 862 – 1132
2. Аристократия удельного периода (1132-1462)
3. восстановление монархии при Иване III (1462-1505)
В. периодизация Соловьева
1. переход от родового начала через вотчинные отношения к государственному быту (с древн. времен по XVI в.)
2. приготовление к новому порядку вещей и эпоха преобразований (17-18)
С. Периодизация Ключевского
1. Русь днепровская, городовая, торговая (8-13)
2. Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольноземледельческая (13-сер. 15)
3. Русь московская, царско-боярская, военно-земледельческая ( 2 пол 15 – нач 17)
D. Советская периодизация
1. ранний феодализм. (8-13в)
2. развитый феодализм. Феодальная раздробленность.(13-15в)
3. поздний феодализм. (16 – 19в)
Современная периодизация. Цивилизационный подход
1)Киевская Русь (10-13в)
2) Московская Русь (14-17в)
3) Российскя империя (18-нач 20 века)
Легенда о призвании варягов. «Норманнская проблема» в и-г.
Норманнский вопрос –проблема определения роли скандинавского элемента в истории становления и развития Др.-р. Государства.
862 – легенда о призвании варягов. Судят по стилю рассказа это модель образования государственности. В основе норманнской проблемы – буквальное прочтение легенды.
Норманнская проблема включает в себя 3 вопроса:
1 что такое Русь?
2. реальность и происхождение Рюрика и 1 русских князей
3. роль иноэтничного элемента в образовании Др-р. Государства?
Святослав (964-972).
964 –поход к вятичам. 966 –подчинение вятичей.
965 –на Дон, к хазарской крепости Саркел (Белая Вежа).Поход на сев. Кавказ, разгром осетин и черкесов.
966 –Волжская Булгария. Разгром столицы – г Булгар.
966 -Хазарский каганат. Захват столицы – г. Итиль 965 = > изменение геополит. ситуации (арабы-Хазария-Византия). Падение Хазарии – вакуум – кочевники. à Постоянный степной фактор. Хазария – щит.
Усиление Болгарии невыгодно Византии. Договор со Святославом – поход на Дунай (968).Основал г. Переяславец и хотел перенести столицу, но протест киевлян à если Святослав – конунг, то киевская община уже доросла до понятия княж. власти. 969 - печенеги под киевом, Святослав туда, болгары захватывают Переяславец. Святослав отбивает, доходит до столицы Болгарии и берет в плен царя Бориса. Захватив Болгарию, решил идти на Византию. Дошел до Адрианополя. Но затем византийцы оттеснили его до кр. Доростол 971.переговоры с императором. Обещание отпустить славян, снабдить их хлебом на дорогу, если он полностью освободят территорию Болгарию. 971 – договор с Византией:не нападать на Византию, Корсунь и Болгарию, не наводить других языков. При нападении 3 силы обязан встать на защиту. 972 – убит печенегами на днепровских порогах.
«слово о законе и благодати»митрополита Иллариона – место КР в мире. Доктрина: Русь – равный учасник международных отношений в христианском мире. Внешнеполитическая открытость для торговых, культурных отношений. Система династических браков. Ярослав – шведская жена.
981 – русско-польская война. Червень и Перемышль. Строит. Г Владимир-Волынский. Вхождение в состав Руси Червонной Руси.
Строительство системы укреплений на южных притоках Днепра. Киев-Чернигов-Переяславль.
При Ярославе граница отодвинута от Киева на 120 км. 1037 – разгром печенегов.1041-1047 – на Польшу. На земли эстов. Г. Юрьев.
1043- последний поход на Византию. Неудача.
V: к 1 пол. 11 в Кр становится одной из сильнейших держав в Европе.
Письменные
Ø Отечественные: 2 источника: 1)ПВЛ à поздние летописание и не аутентично;
2) агиографичные – житиесвятого Владимира и самое древнее из их вариантов – «память» и похвала князя Владимира, Слово о Законе и Благодати – рефлексивный взгляд русской культуры. Субъективны. + ценности, -: оценок> фактов.
Ø Зарубежные: византийские(рассказ Льва Диакона о захвате руссами Херсонеса и упоминает о северном сиянии и землетрясении, что помогает проверить датировку – 989г.Хотя Фотии в византии официально датирует крещение Руси 867 годом. ), арабские, ЗапЕвропейские, скандинавские. Оценка с политической т.зр. со стороны собств. культур.
Устные
3. Лингвистические.Новый пласт лексики, южнославянское влияние (Сербия, Болгария)
4. Археологические.(раскопки городов, погребений и Корсуня)
5. Этнографические.(двоеверие и символика)
В ПВЛ отмечают компиляция сразу 2х вариантов преданий о крещении: «Испытания вер» и «Корсунская легенда» написанные во 2 половине 11 века
В современной и-г. существует точка зрения о политических причинах принятия крещения: В Византии началось восстание (Варда Фока), император обратился за помощью к Владимиру. Тот согласился в обмен на женитьбу на Анне при условии крещения Владимира. Трон был спасен, однако Анна не спешила на Русь. Тогда – захват Корсуни. Анна – замуж.
В византийских ИИ дата крещения Руси раньше, т.к. невозможно представить спасение империи при помощи язычников.
Есть версии что поход на Корсунь(херсонес) нужен был владимиру, чтобы вести переговоры о крещении на равных
Так же возможно хотел легитимации собственной власти т.к был полукровкой или для отпущения греха-братоубийства.
Крещение Руси для Византии – не цель, а способ достижения конкретной цели. В ПВЛ – логика провиденциализма. Христианизация – не политика, но духовная сфера.
Совпадение назревших условий в русском обществе -> решений = эпохальный переворот. Суть принятия христианства в государственном и общественном развитии КР. Владимиру необходимо объединить все племена под единым государственным началом, христианство идеально подходит для этого. Византия – т.к. тесные связи, богослужение на понятном языке (КМ), расцвет Византии на данном этапе. Для Византии Русь превращается в вассала, т.к. ставленник константинопольского патриарха. Для Владимира же Русь – дружественное равноправное Византии государство.
Причины принятия христианства:
необходимость объединения земель и народа
традиционные связи с православной Византией
усиление централизованной власти (Бог один, а князь –помазанник божий)
укрепление связей с цивилизованным миром
Значение принятия христианства:
расцвет материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, камнерезное дело
рост духовной культуры, нравственности и морали, укрепление семьи
письменность на славянском языке (Кирилл и Мефодий), распространение грамотности
укрепление княжеской власти
укрепление международного положения
сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.
Длительность христианизации 100 лет. Быстро при сравнении с З/Е = своевременность реформ.
Концепция 5кратного крещения:
1. от апостола Андрея
2. от патриарха Фотия
3. от Кирилла и Мифодия
4. От Ольги
5. От Владимира.
В Новгороде – ближайшие соседи – католики. Православие – потеря связи с соседями. Путята мечом, Добрыня огнем. Конец августа – начало сент. 990. 3 этапа.
Проблема двоеверия:
Взаимодействие язычества и христианской культуры. «Проблема двоеверия» якобы принципиально отличающая р. культуру от других. Однако каждая культура уникальна.
В советской и-г. попытка противопоставить к-ру верхов к-ре низов. Но в княжеско-дружинной к-ре – элементы народной.
Христианство лишь частично уничтожило структуру язычества, поставило его в иные условия. Не «оязычивание христ.», но «христианизация яз.». Язычество – не антипод хрис-ва. Сложно и многослойно по структуре, эволюционировала еще в дохристианскую эпоху. Не двоеверие, а народное христианство. Духовный симбиоз.
Концепции по двоеверию:
1.христианство с остатками язычества
2.язычество с оболочкой христианства
3.Оязычивание христианства
4.охристианивание язычества. Народное христианство. Данилевский.
Двоеверие-процесс симбиоза и взаимопроникновения христианства и языческой культуры.
И-Г
период | Автор | Концепция | Вывод |
Дворянская 18-нач19 века | Татищев – открыл КРП Крестинин – открыл ПРП Болтин –новое издание исправ. ПРП Шлёцер – издал обе РП Карамзин – изд. новый спис. | Как ИИ мало изучали | Открытия, публикации |
Золотой век Нач 19 века- нач 20 | Сергеевич(делил списки на 3 фамилии) Калачов(делил списки на 4 фамилии) Ключевский(сопоставил РП с др древнерусскими источниками) | Сфера применения, проблема происхождения и датировки | Источниковедческий анализ, историко-юридическое изучение |
Советская | Греков, Юшков,-разобрали проблемы изучения РП и объяснили с маркс-лениннистской позиции Зимин, Черепнин, Тихомиров, Фроянов | Место происхождения, проблема датировок, соотношения списков | ИИ по изучение соц-эконом отношений, зависимые категории населении, отработочная система |
Современ | Свердлов, Данилевский | Интерес снижается, рассматривается в социо-культ контексте, мировоззрение и правовая к-ра СВ |
РП- древнейший памятник славянского права, основанный на судебной практике восточных славян (не заимствован!).
Известно более 100 списков РП (13-18 вв). Основных редакций 3: КРП, ПРП, СокращеннаяРП (СРП).
В КРП текст сплошной, не разбитый на статьи, 2ч выделена красной киноварью (Правда оуставлена). КРП содержится в археографическом и академическом списках (1 пол 15в).То что она была составлена в эпоху христианств говорит нам запись о десятине .Она оговаривала примерно одинаковое положение холопов и смердов.
ПРП в несколько раз длинней КРП, много новых статей, текст разбит киноварными заголовками. ПРП содержится в составе Кормчих (собрание церковных правил, внесена не позднее ¾ 13в) – Синодальный список. Троицкий список –Мерило Праведное (юр. сборник нач. 12 в), а также в позжних списках 15-18 вв – Пушкинский, Карамзинский. Кровная месть здесь вовсе отменена Ярославичами. Так же ПРП является памятником гражданского законодательства в Новгороде. Содержит статьи о торговле и растовщичестве. Отражает интересы боярства, а так же определяла финансовое право князя. Она сохранилась лучше всех, в более чем в 100 списках.
СРП сохранилась в 2 списках в кормчей особого состава 15в. по составу она близка ПРП, но многие статьи пропущены, остальные короче, некоторые новые статьи (о кровавом муже). Но – это не сокращение ПРП!
Время создания и состав:
КРП. Большинство историков считают, что КРП старше ПРП и СРП. Основа – лингвистические данные, однако нельзя с уверенностью доверять, т.к. много раз переписывалась и дошла до нас в списках 15в.
КРП состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей.
ПравдаЯрМудр(ПЯМ) по терминологии схожа с договором Новгорода с немцами кон 12в. ПЯрославичей могла быть составлена только в период их совместного правления (1054-1073). Пресняков и Греков считают, что ПЯчей – устав княжеского домена, устанавливающий штраф за нанесение ущерба представителям княжеского дома. Некоторые ученые говорят о механической связи ПЯМ и ПЯчей (Сергеевич).
Тихомиров же считает, что КРП – единое целое.
ПРП. Состоит из 2ч: Суд Ярославль Володимеричь, Устав Володимера Всеволодовича.
О единовременном создании этих частей говорят многочисленные и не повторяющиеся в этих частях заимствования из КРП.
ИИ ПРП: КРП, устав Владимира Мономаха (о процентах).
Время создания: Сергеевич – нач. XII в (тк о Мономахе и Мстиславе). Но о Мономахе говорится в 3 л, значит после его смерти(1125г). Тихомиров: нач. 12 в.
СРП. Большинство ученых считают СРП более поздним памятником – 14-15 вв. Особенности: статья о муже кровавом, нет несообразностей как при механическом сокращении, некоторые статьи более древние чем в КРП и ПРП (статья о холопа-татях), денежный счет более древний, чем в ПРП. М.б. СРП – более древний памятник, чем ПРП?
О терминологии РП много разногласий. Так, допустим,
челядь –рабы-соплеменники работающие на вотчинника. (Греков)/
иноплеменники в плену, полностью зависимые (Фроянов)
холопы –переходная форма зависимости, не рабы (Г)/
рабы из местного населения, но более дееспособные чем челядь (Ф)
смерды –крестьяне-собственники самостоятельно ведущие своё хозяйство (Г)/
неславянское насление на славянской территории (Ф)
закупы –наемные рабочие, частично зависимый пока не вернет деньги. (Г)/
свободный крест-общинник, разорившийся человек, работающий по найму, но обладал некоторыми правами (Ф)
рядовичи –вид челяди, рабства, работает по договору. (Г)/
управляющие, мелкие служащие из челяди(рабов)(Ф)
изгои –феодально-зависимое население, выпавшее из общины (Г)/ вышедший на волю холоп (Ф).
Преступления:
Ø против личности: убийство (В КРП месть и вира, в ПРП – только вира) 80 гривен –за княжа мужа, 40 –свободный, 20 – женщина, 12 – ремесленники, кормильцы, тиуны, 6 – роба, 5 – холоп, смерд, рядович. Телесные повреждения (о кровавом муже)
против имущества: бегство или увод холора, увод коня, кража, нарушение границы (переорать межу)
Древнерусский город.
ИИ: архологические, повести региональные.
И-Г: Тихомиров, Ключевский, Даркевич.
В 9-10 вв - > 20 городов, к 12-13 вв – ок 300. Первоначально важнейшие города сосредотачиваются по пути Из Варяг в Греки. Постепенно территория городов расширяется, появляются городские посады.
Теории возникновения городов в отечественной и-г:
Ø Ключевский – торговая теория. Развитие внешней торговли.
Ø Юшков – рост производительных сил, разделение труда и отделение промышленности и торговли от с/х.
Ø Тихомиров – развитие земледелия, ремесла и феодальных отношений
Характеристика хозяйственного развития:
Ø Город – центр товарного производства и обмена
Ø Города домонгольского периода не уступали З/Е
Ø Ремесло находилось на начальной стадии отделения от с/х
Ø Роль с/х велика
Ø Городской строй создавался в условиях господства натурального хозяйства
Ремесла: Мало ИИ. Рыбаков выделяет 64 специальности по принципу обработки материала. Тихомиров по принципу производства предметов быта выделяет: кузнечное, оружейное, ювелирное, строительное, бочарное, гончарное, иконное, живописное и книжное дела, а так же производство одежды, тканей, обработку кожи и производство стекла. Следует учитывать, что работа ремесленников не была настроена на рынок, работа на заказ. Многие ремесленники были зависимыми.
Торговля: Торг – самое важное место в городе. Преимущественно оптовая торговля, связь городского рынка с деревней. Деревня – поставщик меда, воска, сала, меха и т.д. внешняя торговля обслуживала феодалов и церковь. Появление торговых и ремесленных объединений (ивановское сто) – но слишком короткий период для развития, т.к. монголо-татарское нашествие.
Численность населения: сложно учитывать. Можно судить по кол-ву церквей, численности войска. Большие города: Киев, Новгород, оба Владимира, Галич, Полоцк, Смоленск. Численность населения других городов редко превышала 1000 чел. Основное населние – чадь, простая чадь = ремесленники. Состав населения: князь, дружина, боярство, купечество, ремесленники, холопы и зависимое население, приходское духовенство, монахи, нищие, юродивые.
Внешний облик: центральная часть – крепость. Детинец –небольшая крепость, центральная укрепленная часть города. Городские укрепления: ров, стены, забрала, вал. Посад. Городские улицы, концы. Торг. Церкви, соборы.
Культура: церковные учреждения – центр культурной жизни, массовое распространение грамотности (нужна для профессии), библиотеки и книгохранилища, широкое распространение ремесел.
Нападение М-Т.
Даниил ищет помощи в З/Е, получает королевский титул. В итоге после его смерти в 1264усобицы возобновляются. Галич отходит Польше, Волынь и ЮЗ – Литве.
I поход на С-В Русь.
РусьОсень-зима 1237г- татары подошли к границам С-В Руси. (Рязань пала 21дек- 37г, Коломна 38г, 20янв-Москва, 3 фев-Владимир отказались сдаться и 8 февраля –штурм)
4 марта 1238года- битва на р Сить(Владимирский кН.- Юрий Всеволодович руководил и погиб). 5 марта – взят Торжок и Тверь.(М-Т повернули за 100 верст до Новгорода).
На обратнем пути встречают город – Козельск (2 месяца сопротивлялся).
Дворянский п-од.
Болтин: м-т в отлич. от других не оказывали решающего влияния на жизнь покоренных народов. Щербатов: Монголы стремились умножить бедствия.
Карамзин: противоречивое влияние. Бедствие, но и объединительное благо. Отставание Руси в XIV-XV вв., вызвано татарщиной, но если бы не нашествие, то Русь погибла бы в междоусобицах. Карамзин подчеркивает также развитие торговли в монгольский период, связи с Востоком.
Золотой век.
в 1826 году –АН в целях исследования устраивает конкурс работ по о влиянии т-м на внутр. и вн. пол-ку. Работа Рихтера, о том как иго способств. превр. Русских в азиатский народ.
Костомаров и Ключ поддерживали Карамзина – помогли объединить Русь.
Соловьев, Платонов – считали, что иго НЕ оказало существенного влияния(тоже Болтина).
Советский период.
Маркс –негативное влияние на Русь (в т.ч. на душу). Насонов, Каргалов и Греков(млад.) – иго замедлило темпы развития Руси, но не изменило его характер.
В Советском Союзе в это время появляются первые значительные работы, полностью посвящённые вопросам нашествия и его последствиям. Лучшей работой такого рода, стала книга А.Н. Насонова "Монголы и Русь".
Революция 1917 года и последовавшая за ней эмиграция разделили русскую историческую школу на два лагеря, в том числе и по отношению к нашествию.
Евразийство(эмигрантская историография 20х-30х годов.)- монголы дали идею Руси новую в создании огромной империи от моря до моря.
Трубецкой Н.В.: создание гос-ти –заслуга м-т. Вернадский – монголы не мешали культурному развитию Руси. Пушкарев – монголы защищали Русь от Европы и распространения католичества, сохранили православие.
Они оценивали влияние положительно, появление азиатских элементов культуры на Руси.
Современная и-г
Плюрализм подходов.
Л. Гумилев считал иго кратковременным и закончилось оно после смерти Невского(1263)
Горский и Кучкин согласны с Соловьевым и Ключ. И считали что влияние было но его хар-р определялся изнутри.
Золотой век
Соловьевговорил о втростепенном положении Ю-З земель.
Советский период
Пашутоотрывал итории ВКЛ от Российской и написал отдельную с позиции феодализма.
Современные историки
Дворниченкоизучал развитие вечевой власти в ВКЛ
И-г феодальной войны.
1)традиционная версия(Соловьев, Ключевский): феод война –борьба сил за централизацию управления. Юрий Дм. Реакционные силы >–<Вас2 –собиратель
+ статья Энгельса о разложении феодализма.
2) Скептически-критическая
Зимин «Витязь на распутье»: Обе силы в этой борьбе стремились к централизации и объединению Московского государства, но опирались на разные основы и видели разные пути развития московской государственности.
3) Скрынников: феод война - обычная междоусобица не отличалась от других.
Вас 2 не был собирателем тк не искоренил удельную систему и тоже раздал своим сыновьям города русские.
Соц-экономический строй
Земли - малоплодородные (преобладание дерново-подзолистых, подзолистых и подзолисто-болотных почв.) Специфика природно-климатических условий >очень короткий цикл с/х работ (125-130 рабочих дней).>>низкий уровень урожайности и товарности в с/х. Каждое поколение, по крайней мере раз в жизни, переживало сильный голод, сопровождавшийся массовой гибелью людей. Низкий объем прибавочного продукта - замедлял рост городов. Напряженная ситуация в с/х отражалась и на типе государственности.
Основную массу жителей - крестьяне.
Основной сельхоз культурой на Руси была рожь. Черный хлеб –основа питания.
Со 2 половины XV в. развилась трехпольная система. ( крестьянин оставлял 1 из полей для восстановления плодородия почвы. )
Считалось необходимым держать одну лошадь на взрослого работника. Крестьянедержали 1-2 коровы, несколько овец, кур и др. птицы. Суровый климат > долгое стойловое содержание скота. Сенокос занимал много времени в годовом цикле крестьянских работ.
Деревенское ремесло и промыслы - возможность получения денег. (рыболовство, охота, бортничество, переходящее уже в пасечное пчеловодство.)
Крестьянский двор - главная ед. обложения налогами, оброками и повинностями со стороны государства, владельцев вотчин и поместий. В конце XV в. у крестьян определились социальные группы: государственные, церковные и владельческие (боярские). На Севере и в Поморье преобладали «черносошные» крестьяне - зависели от казны и платили налоги только великому князю. В Центральном р-оне – преобладали владельческие крестьяне> оброк в пользу Дворца, вотчинников и помещиков.
Преимущество горожанперед сельчанами - устойчивые связи с рынком. Крупные оптовые торговцы-«гости», связанные с международной торговлей и выполняющие различные государственные поручения. Ниже стояли «суконники» (суконная сотня) и далее мелкие торговцы, и производители («черные сотни»).
К категории не тягловых людей принадлежали, так называемые, «вольные» или «гулящие» люди, нанимающиеся к разным хозяевам на кратковременную поденнуюработу или занимающиеся промыслом, не привязывающим их к месту.
Сохранялась социальная категория холопов (также не тягловых людей), но с XV в. государство стремилось ограничить численность холопов.
На рубеже XV–XVI вв. происходили изменения и в господствующем классе. Исчезновение категории удельных князей> уравниванию их владений с боярскими вотчинами. Наименование «бояре» сохранили лишь крупные землевладельцы.
«Дворяне» - люди служившие у московских князей и для которых поместье - основной формой земельного обеспечения. Впервые о поместьях упоминается в Судебнике 1497 г. (помещик владел землей, пока нес службу в армии московского князя и затем сына иначе ее перераспределят.) Из-за поместного землевладения начинается формирование крепостнических тенденций.
Время рубежа XV–XVI вв. Усложнялась социальная структура общества в целом. Регулятором сложных экономических и соц отношений выступало гос-во.> создание Судебника 1497 г., который был принят в княжение Ивана III (1462–1505 гг.).
Причины разрыва в И-г:
I внешние
Карамзин: усилинние подозрительности Ив IV (теория 2х иванов)
Скрынников: конфликт по вопросам внешней политики (Висковатый на восток-Иван на ливонию)
Альшец и Шмидт: расхождение о путях преобразований(иван сводил к абсолютизму а рада подразумевала более широкий характер)
-внутренние
Веселовский: Политика Избранной рады исчерпала себя. Для реорганизации власти нужен был фонд свободных земель. Пример, проект избранной тысячи не смогли осуществить.
И-г опричнины
*Историки дворянского периода: отрицают смысл опричнины
*Золотой век . Соловьёв: Опричнина - это крайняя форма борьбы царя и боярства(антибоярская пол-ка) Сов. историография поддержала эту позицию.
*В эпоху Сталина - восхваляли опричнину.
* Советская историография. Веселовский и Зимин: опровергли антибоярскую направленность - отвергали как устаревший предрассудок. Цель: крушение княжеско-боярского землевладения.
Опричнина свелась к уничтожению отдельных лиц, остатков удельных княжеств.
*Скрынников, Юрганов: деспотическая власть царя, объектом соц. силы мещающие деспотической власти. Смеховое, антиповедение.
Последствия опричнины
Ø Привела к тяжелому экономическому кризису. (Запустели деревни ->Последствия для аграрного государства ужасны.)
Ø падение боевой мощи русской армии. Обнищание и разорение дворян, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии. Ливонская война была проиграна.
Ø Массовые репрессии > демографические последствия. > Количество населенных пунктов сократилась. Трудоспособное население уменьшилось. (в тоже время испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX также самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей.)
Ø резкое усиление неограниченной власти царя. Хотя Дума сохранялась как дань традиции, и была уже более подвластной царю.
Ø Уничтожение земельной аристократии обусловило усиление гос. деспотизма. Опричнина ликвидировала собственников способных стать основой формирования гражданского общества в России. (Огосударствление общества: все зависели от государства и лично царя.)
Ø установление в России деспотического режима. Никто не имел защиты от произвола Ивана Грозного, русские дворяне стали «холопами самодержавия».
1564/65 - введение опричнины. Отъезд в Александровскую слободу.
УДАР ПО ОСТАТКАМ УДЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
1565 - ссылка в Казань ростовских и ярославских князей с конфискацией.
1568 - действия против церкви> сана лишён митрополит Филипп Колычев - убит.
против бояр и земских дворян "Дело боярина Ивана Федорова" казнено более 500 человек
1570 - опричниный погром в Новгороде и Твери>разорение против городского населения.
лето 1570 - казнь приказных людей (Иван Висковатый)
1572 - отмена опричнины(запрет об упоминании)
ещё не факт что отменили именно в 72 году, потому что идёт дисскусия по этому поводу.
Основные этапы изучения средневековой Руси – России в отечественной историографии. Варианты периодизации истории средневековой Руси- России.
Историография –история исторических знаний, исторической мысли, исторической литературы.
Основные этапы изучения Руси – России:
I. Донаучный.
1. Предыстория.Мифы, легенды, былины, предания. Нет хронологии! Островное время – историческое время, начало и конец в рамках одного произведения.
2. летописно-хронистический.Летописи, хроники, жития, хождения. Провиденциализм – история от Бога. Этическое отношение к истории (Д/З). Эсхатология – христианское учение о Страшном Суде и конце света.
II. Научный.С нач. 18 в.
Особенности:
Ø Рациональность познания
Ø Опора на источники
Ø Критицизм
Ø Наличие методологии и методов исследования
Ø Наличие оригинальной авторской концепции
1. дворянская и-г. (18-нач 19) Татищев, Ломоносов, Радщев, Миллер, Шлецер, Болтин, Карамзин.
Особенности:
Ø решающая роль в истории остается за государством, удревнение монархии.
Ø в центре внимания личность монарха, которая рассматривалась как 1 из важнейших исторических фактов
Ø Государство = личность монарха.
Ø Предпочтение политике, особенно внешней
Ø Историк = писатель
2. Золотой век русской и-г. (сер. XIX – нач. ХХ).Костомаров, Милюков, Ключевский, Соловьев, Платонов.
Особенности классической модели:
Ø Поднимается впервые проблема достоверности
Ø Новые авторские концепции
Ø Сложение различных представлений о роли го-ва
Ø Системный подход к И
Ø Многофакторность И
Ø Появление Р. научной школы:
1) государственно-юридическая (Б.Н. Чичерин). Продолжение концепции Карамзина + система права и управления(движущая сила - го-во, но не только монарха , но и правовых норм и ограничений)
2) органическая (Соловьев, Ключевский, Платонов). Постепенное развитие И. под влиянием множества факторов. Историки: Шахматов, Бестужин-Рюмин,Сухомлинов.
3. советская и-г. (нач. 20-х – нач. 90х).Покровский, Греков, Рыбаков, Тихомиров, Черепнин, Зимин, Фроянов, Янин, Пашуто, Скрынников, Лихачев.
Особенности:
Ø моноидеологическая (марксизм)
Ø формационный подход к И
Ø экономический детерминизм (поиск причин). Экономика = основа
Ø классовый подход (антогонистический). Классовая борьба – движущая сила И.
4. Современная и-г.Данилевский, Горский, Скрынников.
Особенности:
Ø концептуальный плюрализм (Гумилев)
Ø историческая антропология
Ø приоритет ментальности и д/к русского средневековьяйй
Варианты периодизации.
Периодизация –условное деление И. на хронологические периоды соответственно их особенностям, которые определяются в зависимости от выбранного критерия.
А. периодизация Татищева:
1. совершенное единовластительство (Рюрик- Мстислав). 862 – 1132
2. Аристократия удельного периода (1132-1462)
3. восстановление монархии при Иване III (1462-1505)
В. периодизация Соловьева
1. переход от родового начала через вотчинные отношения к государственному быту (с древн. времен по XVI в.)
2. приготовление к новому порядку вещей и эпоха преобразований (17-18)
С. Периодизация Ключевского
1. Русь днепровская, городовая, торговая (8-13)
2. Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольноземледельческая (13-сер. 15)
3. Русь московская, царско-боярская, военно-земледельческая ( 2 пол 15 – нач 17)
D. Советская периодизация
1. ранний феодализм. (8-13в)
2. развитый феодализм. Феодальная раздробленность.(13-15в)
3. поздний феодализм. (16 – 19в)
Современная периодизация. Цивилизационный подход
1)Киевская Русь (10-13в)
2) Московская Русь (14-17в)
3) Российскя империя (18-нач 20 века)
основные группы источников с древнейших времен до XVII в. зарубежные источники: группы, жанры, характер сведений.
Источник –все то, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность человеку изучать прошлое, т.е. все созданное ранее человеческим общества и дошедшее до наших дней в виде предметов м/к, памятников письменности, духовной
сферы, нравов, обычаев, языка.
Источник должен появиться в изучаемую эпоху!
Критика ИИ. 2 этапа:
- внешняя критика:определение подлинности, места и времени создания(аутентичность), разные издания и списки, переделки, изменения.
- внутренняя критикарепрезентативность(полнота информации о событии в данном источнике)и степень достоверности рассказа, авторская позиция.
Свойства ИИ:
- аутентичность –был ли создан во время описываемых событий
- репрезентативность –полнота информации
- достоверность.
Классификация ИИ (Шмидт):
- Письменные
Ø Опубликованные/неопубликованные
Ø Оригинальные/зарубежные
Ø Официальные/личного происхождения
Ø Нарративные (повествов)/ актовые
Ø Индивидуальные (уникальный способ передачи и-и = летопись)/ массовые (типовой способ описания = анкета)
- Вещественные(данные археологии)
- Конвенциональные (поведенческие, этнографические)
- Устные(фольклор, интервью, беседы)
- Лингвистические(топонимы-гидронимы)
- Визуальные(ТВ, радио,деньги)
первые ПИИ – зарубежные!
Зарубежные ИИ:
- античные
Диодор Сицилийский-«историческая библ», Страбон написал важный ист. По истории причерноморья-«география», Марк Агриппа-«хронография», Гай Плиний Старший